logo

Здоровьесберегающие технологии и пути её реализации в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии и пути её реализации в начальной школе

Автор: Кряжева Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов,
ОКУ г. Холмска, Сахалинская обл.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

В нашей школе работает программа «Здоровье», которая охватывает все ступени обучения, в том числе и начальные классы. Я, как учитель начальных классов, поставила перед собой задачу – создать здороовьесберегающую среду на все 4 года обучения детей. Работая над созданием здоровьесберегающей среды, я пришла к тому, что необходимо увеличивать  двигательную активность детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия

  1. Утренняя зарядка.

В начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

  1. Игровые перемены.

Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять его за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в классе, так как в них есть игровые зоны. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска . Дети отдыхают не только физически, а еще получают заряд положительных эмоций.

  1. Дни здоровья.

Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые провожу раз в год. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Разработала уроки «Здоровья» для учеников начальных  класса, такие как «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровым» главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры. Среди мероприятий посвященных здоровью  можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты совместно с родителями: «Папа, мама, я, спортивная семья», «Шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, в конкурсах, в спартакиадах, где знакомятся с  правилами здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

  1. Мини-проекты на тему «Сохранение здоровья».

А вот с третьеклассниками решила заняться проектной деятельностью на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. В течение года составлялись индивидуально-групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья» (например проект «Сохранения зрения»)

Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы, поговорки, загадки о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме материал. Сбор информации фиксировался учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном мной для индивидуальной работы ученика во внеурочное время

В течение года дети работали над проблемой сохранения здоровья и подготовили рисунки: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», оформили стенды на соответствующие темы. Уроки проводились с использованием ТСО, Итерактивной доски, что особенно возбуждало интерес детей к этим урокам. В конце полугодия подготовили презентацию проектов на слайдах.

Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

Для учащихся 1 – 4 классов коррекционной школы рекомендуется комбинированный урок с использованием смены видов деятельности и это должно обязательно сопровождаться изменением позы ребенка, т.к из  всех нагрузок с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока.

У нас в школе используются специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки.

Направления работы по формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников:

  • Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках.
  • Привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви),
  • Профилактика травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение журнала техники безопасности.
  • Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание витаминизация, применение на уроках элементов лечебной физкультуры.
  • Конкурсы рисунков на темы здорового образа жизни.

Работая с этой проблемой на протяжении четырех лет, после активного изучения и применения на практике здоровьесберегающих технологий с данным классом можно сделать конкретные выводы:

  1. Сравнительный анализ динамики заболеваемости показал: в классе снизился % заболеваемости ОРВИ, ни разу не болели 60% учащихся.
  2. Отсутствовали заболевания желудочно-кишечного тракта.
  3. Есть тенденция к уменьшению обострения хронических заболеваний.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика