logo

Взаимосвязь музыки и движений в народном танце

Взаимосвязь музыки и движений в народном танце

Автор: Вантеева Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦВР «Гармония»,
г. Тихорецк, Краснодарский край

Тема раздела: Элементы народного танца.
Тема занятия: Взаимосвязь музыки и движений в народном  танце.
Тип занятия: Обобщающего повторения.
Форма работы:  Групповая, учебно-тренировочное занятие.
Методы обучения:
Словесный (рассказ о взаимосвязи музыки и движения, обсуждение видеоролика);
Наглядного восприятия ( показ упражнений педагогом, демонстрация видеоролика выступлений профессиональных исполнителей).
Группа: №4, 5-ый год обучения.
Дата: 03.12.2014

Оборудование: Зеркала, станок, аккордеон, нотный материал, магнитофон, компьютер.  

Цель: Формирование у воспитанников умения передавать характер, стиль и манеру исполнения движений русского народного танца.

 Задачи:
1. Освоить  характер исполнения движений.
2. Развивать выразительность и музыкальность.
3. Воспитывать интерес к народному танцу.

План занятия.

  1. Вводная часть:
    — приглашение воспитанников в зал;
    — поклон-приветствие;
    — объявление темы занятия.
  1. Основная часть:
    Повторение.
    — разминка по кругу и у станка;
    — народно-сценический тренаж;
    Упражнения на середине зала:
    — прыжки по 6-ой позиции;
    — пор де бра;
    — дробные движения;
    — видео-показ Государственного ансамбля народного танца Игоря Моисеева (класс-концерт и фрагменты концертных выступлений);
    — анализ выступления и обсуждение увиденного;
  1. Заключительная часть:
    — подведение итогов;
    — поклон.

 Описание занятия.

  1. Вводная часть.

Дети выстраиваются за дверью танцевального зала:
— под музыку, танцевальным шагом, ребята входят в зал, располагаются в шахматном  порядке;
— педагог приветствует воспитанников, они отвечают поклоном в русском  характере, объявляет тему занятия.

Педагог: «Танец – это искусство, отражающее жизнь в образной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли , чувства и переживания человека она передаёт без помощи речи, средствами движения , пластики и мимики.

Развитие народного танца тесно связано с историей народа. Каждая новая эпоха отражалась и в народном творчестве. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика.

Народный танец тесно связан с народной музыкой и песней, которая всегда была явлением массовым и неотделимым от жизни народа.

Музыка – душа танца. Она является одним из выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя – народа. Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах она отличается выразительностью и напевностью.

Мы с вами сейчас будем выполнять упражнения у станка и движения на середине в том характере,  в котором  будет звучать музыка».

2. Основная часть: Разминка по кругу (танцевальный шаг с носка, шаги: на полупальцах и пятках, с высоким подниманием коленей, с захлёстом  назад; боковой галоп).

Экзерсис у станка (разогрев голеностопа лицом к палке):

— деми и гранд плие;
— батман тандю носок-каблук;
— батман тандю жете;
— каблучный батман тандю;
— ронд-де-жамб  пар тер;
— па-тортье;-  подготовка к верёвочке;
— батман релеве-лян на 90 градусов;
— гранд батман жете на 90 градусов.

Упражнения на середине зала (характерные особенности движений и элементов русского танца).

Показ видеоролика концертных выступлений и фрагмент класс-концерта  в исполнении Государственного ансамбля народного танца И. Моисеева (комментарий педагога,  обсуждение увиденного с детьми).

Педагог: «А сейчас, мы с вами попробуем исполнить движения,  передавая характер музыкального произведения».

Воспитанники выстраиваются на середине зала в шахматном порядке и выполняют:
— прыжки по 6-ой позиции;
— пор-де-бра (в народном характере);
— дробные движения

  1. Заключительная часть.

Педагог: « Итак, мы с вами  в очередной разубедились, что музыка и танец неразрывно связаны. Музыка накладывает отпечаток на характер и стиль танца, определяя особенности и манеры исполнения, наполняя танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и пластикой.

Сегодня, вы все очень старались, молодцы. Мне очень  понравилось, как вы занимались. На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо. До свидания».

(Дети отвечают поклоном и под музыку  выходят из зала).

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!