logo

Воспитательно-обучающая программа “Семейный очаг”

автор: Лукашова Татьяна Сергеевна,
воспитатель Центра помощи детям-сиротам “Вектор”,
Россия, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, пос. Чульман

Содержание программы

Введение

  • Цель и задачи программы
  • Идеи и принципы организации воспитательной деятельности
  • Ожидаемый результат
  • Актуальность программы
  • Модель воспитанника – выпускника
  • Структура программы
  • Содержание и основные направления воспитательной деятельности
  • Условия успешной реализации

Содержание разделов программы воспитательной деятельности

  • «Я – ученик»
  • «Я – личность»
  • «Я – семьянин»
  • Дополнительное образование

Введение

Опираясь на Концепцию модернизации российского образования, одной из основных задач, вытекающей из важнейших задач воспитания, является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда. Осуществление компетентного подхода в образовательном процессе – одно из важнейших условий эффективной подготовки молодого человека к самостоятельной жизнедеятельности, тем более, если речь идет о выпускнике детского центра.

Все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям. Центр «Вектор» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, призван выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ “Об образовании”, ст.9).

Учитывая вышеизложенные факторы, и необходимость построения воспитательно-образовательной среды адекватной требованиям развития современного общества явились основанием для разработки программы воспитательной работы с воспитанниками группы «Звездочки».

При определении приоритетов в содержании воспитания, основных направлений воспитательной работы мы опирались на нормативно – правовую базу, а именно:

  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Международная конвенция о правах и свободах человека;
  • Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96г. № 12-ФЗ с изменениями на 22.08.2004 г.;
  • Концепция модернизации российского образования до 2020 года;
  • ФЗ № 3347 от 19.08.2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.

Цель программы воспитательной деятельности:

Создание максимума условий для умственного, эмоционального и физического развития личности ребенка-сироты, способствующей успешной адаптации в обществе и формирование основных социальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни и жизни в семье.

Задачи:

1. Формирование и развитие, в случае необходимости коррекция, социальных знаний, умений и навыков самостоятельного проживания в социуме, навыков межличностного общения и социального взаимодействия, развитие мотивации на принятие активной социальной роли.

2. Формирование социально — значимых качеств личности, необходимых для успешной адаптации в замещающей или кровной семье.

3. Развитие творческих способностей, самостоятельности и ответственности, потребности в саморазвитии.

Поскольку в настоящее время, как показали наблюдения, в семьи под опеку предпочтение отдается детям дошкольного возраста, а воспитанники школьного возраста продолжают проживать в детском центре в среднем 5-7 лет, то и реализация программы рассчитана на 3 года и адресована воспитанникам в возрасте 7-17 лет. Срок реализации: 3 года.

Выявление перспективных направлений развития воспитательной работы и моделирование нового воспитательного пространства, обеспечивающего их поддержку.

  • Освоение содержания и форм организации воспитательного процесса:

  • Внедрение новой модели воспитательной работы в группе

  • Оценка промежуточных результатов и корректировка программы.

Идеи и принципы организации воспитательной деятельности

Основой, позволяющей в новых условиях определить пути совершенствования организации работы с детьми в детских домах, является гуманизация воспитательного процесса, которая предусматривает реализацию следующих идей:

Идея субъективности воспитания, предполагающая учет его интересов и потребностей, создание условий для определения каждым ребенком своего способа самореализации, раскрытие его потенциалов, отказ от жесткой регламентации в регулировании его времени и занятий, требующая сочетания педагогической заботы о ребенке с разумной требовательностью к нему, при этом последнее должно осознаваться ребенком как элемент той же заботы.

Идея расширения социальных связей и отношений с окружающим миром, которая предполагает обогащение сферы социального взаимодействия, развитие разнообразных социальных отношений, определение своей персональной роли в этой системе, требует создания поля для самоопределения детей, что означает возможность вступления ребенка в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом сохранение ребенком своего собственного «Я».

Идея социального закаливания, то есть формирование у детей готовности к преодолению жизненных трудностей, означает создание условий для собственного поиска путей преодоления неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Выше предложенные идеи предполагают реализацию принципов организации воспитательной деятельности с детьми – сиротами.

Принципы организации деятельности

1. Принцип гуманизма предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели, а не средству воспитания. Безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в т.ч. его право на ошибку, веру в него, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет положительного стимулирования.

2. Принцип демократизации отношений предполагает уравнивание ребенка и педагога в правах, право ребенка на свободный выбор, собственную точку зрения, в т.ч. на вопросы воспитания; стиль отношений ребенка и педагога: “не запрещать, а направлять”, “не управлять, а соуправлять”; “не принуждать, а убеждать”; “не командовать, а организовывать”.

3. Принцип индивидуального личностного подхода – предполагает поиск в ребенке лучших качеств личности, выявление и помощь в разрешении проблем личностного развития воспитанника, применение психолого-педагогической диагностики (интересы, способности, направленность, Я – концепция и т.д.); учет особенностей личности в воспитательном процессе, прогнозирование развития личности; разработку индивидуальных программ развития воспитанников, его коррекцию, сочетание воспитания с самовоспитанием.

4. Принцип природосообразности – предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, построение воспитательного процесса на основе этого знания, создание педагогических условий для последовательного, в соответствии с природными данными и возрастными особенностями, развития.

5. Принцип творчества и свободы – предполагает создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка, “сотворения” им собственной жизни; развитие индивидуальных и коллективных форм деятельности, способствующих этому развитию и создающих условия для свободы творчества.

6. Принцип свободы и выбора – предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой ребенок имеет возможность проявить свой свободный выбор (содержания, форм, способов, видов деятельности).

7. Принцип деятельности – предполагает такую организацию жизнедеятельности в детском доме, при которой каждый воспитанник, выбрав вид деятельности, отвечающий его способностям и потребностям, сможет проявить лучшие качества своей личности.

8. Принцип культуросообразности – предполагает обеспечение режима наибольшего благоприятствования воспитанникам в приобщении их к культуре, в формировании культуры чувства, эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.

9. Принцип комплексности и целостности – предполагающий воспитание и развитие позитивных качеств ребенка в комплексе; организацию деятельности, в которой ребенок сможет раскрыться с разных сторон.

10. Рефлексия – самооценка, самоанализ деятельности, позволяющая отслеживать качество повышения воспитательной работы.

В основе программы воспитательной деятельности в детском Центре лежит педагогическая теория «Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги-новаторы – В.А.Сухомлинский. А.С. Макаренко, К.Д.Ушинский, Н.И. Пирогов, а также идеи психолога Г.Адлера и других. Идея сотрудничества способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог – воспитанник».

Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

  • уровень воспитанности детей становится выше;
  • в семейно-воспитательной группе преобладает атмосфера доброжелательности;
  • большинство ребят хорошо чувствуют себя в детском коллективе, могут свободно высказывать свое мнение;
  • воспитанники имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в детском доме: они любят свой дом, у них есть любимые педагоги и любимые занятия. У них выработана положительная мотивация к проживанию в семье.

Данная программа является частью процесса социализации воспитанников и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.  Программа «Воспитание нравственной личности, семьянина, профессионала, гражданина в условиях детского дома» направлена на формирование, развитие и, в случае необходимости, коррекция знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения готовности и способности воспитанника детского дома, выходя в самостоятельную жизнь, выполнять систему новых социальных ролей, возложенных на него современным обществом.

Программа является документом для воспитательного процесса в группе.

Составлена с использованием литературы, программ: «Воспитания семьянина в условиях детского дома» под редакцией Н.Ф.Плясова, Г.И. Плясовой и «Формирование социальных компетенций, как одно из условий успешной адаптации воспитанников детского центра в социокультурной среде».

Ожидаемый результат:

  1. Воспитанник владеет таким уровнем социальной компетентности, при котором он сможет успешно функционировать в изменяющихся условиях современного общества:

– владеет способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умеет принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

– владеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, умеет действовать в каждодневных ситуациях;

– определяет свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, владеет культурными нормами, прожитыми в собственной деятельности.

  1. Создана действующая модель воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающая подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.

Наша программа нацелена на то, чтобы социально активный ребёнок в процессе освоения общественной деятельности выработал навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности, развил адаптивные способности в процессе занятия социально значимой деятельностью, чтобы открывать путь к собственному «Я», стимулировать интеллектуальную, духовную, коммуникативную деятельность воспитанника.

Актуальность программы

Международная и отечественная практика работы с детьми, лишенных родительской опеки и внимания, показывает, что у воспитанников не развита позиция субъектности, т.е. сомоорганизации, самопроектирования, самоанализа.

Стратегия же модернизации современного образования предлагает переход на компетентностный подход в образовании. Целями образования в аспекте применения компетентностного подхода становятся не знания, умения и навыки, а освоение целостного опыта решения проблем, выполнение ключевых функций.

Компетентностный подход позволяет не увеличивать объем информации образования, а обучать способам деятельности, т.е. возрастает роль способности использовать полученные знания в мобильной социальной ситуации. Быть компетентным, значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.

Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами образовательно-воспитательного процесса. По существу, управление качеством образования начинается с определения тех компетенций,

которые должны будут освоены в воспитательно-образовательном процессе в учреждении как образовательные результаты.

Уникальность программы воспитательной деятельности состоит в том, что за основные направления воспитательной работы выбрано освоение ребенком социальных ролей: «Я – личность», «Я – семьянин», «Я – ученик» (для детей 7-10 лет) и (для воспитанников 11-17), объединенные в одну систему, обладающую единством и непрерывностью.

Ориентировочное время освоения каждой ступени Программы — учебный год. Однако, учитывая индивидуальные различия воспитанников, степени их интеллектуальной развитости и условия проживания возможна работа по программе по индивидуальным планам.

Практическая значимость заключается в разработке содержания занятий по формированию готовности и способности воспитанников выполнять конкретные социальные роли.

Списки социальных компетенций включены в модель социальных компетенций воспитанника – выпускника. Возможно расширение списка социальных компетенций, когда педагог считает необходимым развитие у воспитанника большего количества социальных компетенций.

Модель воспитанника – выпускника

Социальная роль

Название компетенции

Описание проявления компетенции в деятельности воспитанника

Я – семьянин

Формирование культуры семейных взаимоотношений

Воспитанник имеет представление о семье, её составе и нравственных основах.

Формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Формирование понятий о домашнем бюджете и рациональном ведении семейного хозяйства

Воспитанник умеет делать влажную уборку помещения, наводить порядок в личных вещах, делать мелкий ремонт одежды, приводить в порядок школьно-письменные принадлежности.

Воспитанник знает назначение орудий труда для разного вида труда, умеет планировать свою деятельность, доводит начатое дело до конца, знает критерии качества труда.

Воспитанник ориентируется в номинальном значении денежных знаков; соотносит купюры между собой; сопоставляет цену товара и наличную сумму денег; определяет сколько и какого товара может купить за наличную сумму денег.

Воспитанник определяет составные части (источники) формирования семейного бюджета; выделяет основные статьи расходов; соотносит доходы и расходы; определяет доли различных расходов в домашнем бюджете.

Воспитанник знает и умеет обратиться в социальные институты по защите прав семьи.

Я – личность

Формирование навыков общения в коллективной деятельности

Стремление к самоизучению и саморазвитию (осознание своих качеств и переживаний ,

формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого)

понимает различия в нравственном и безнравственном поведении, дает нравственную оценку своим и чужим поступкам, осознает и принимает свои положительные и отрицательные качества

у воспитанника имеется потребность к развитию, он ставит цели по самоизменению и саморазвитию, а также совершает конкретные действия.

Ответственность (самоконтроль)

У воспитанника сформирована саморефлексия – он осознает свои поступки в соответствии с социальной нормой; у воспитанника сформирована произвольность, он соблюдает нормы и правила общества.

Позитивное мировоззрение

У воспитанника сформированы положительные ценности, интересы, идеалы, взгляды, имеется положительное мировоззрение.

Я – ученик

организационные умения, развитие познавательных способностей Умеет самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и контролировать; соблюдает правила гигиены учебного труда: правильно готовит рабочее место и убирает его по окончанию работы, соблюдает правильную осанку за рабочим местом, выполняет основные правила гигиены труда и рекомендации режима дня;отработка навыков и умений учебного поведения

Структура программы

Структура программы воспитательной деятельности включает 3 модуля:

I модуль: Приоритетные направления воспитательной работы.

II модуль: Организация коррекционно-развивающей работы с

воспитанниками школьного возраста.

III модуль: Дополнительное образование детей.

Каждый модуль конкретизируется определенными направлениями деятельности и разделами.

Модуль

Основные направления деятельности

Разделы

I модуль.

Приоритетные направления воспитательной работы

1. Формирование социальных знаний и умений.

3. Педагогическая коррекция социального поведения и социальных связей.

Я – семьянин

Я – личность

Я – ученик

II модуль.

Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками школьного возраста

1. Формирование психологического здоровья воспитанников детского дома

2. Организация коррекционно- развивающей работы воспитанников школьного возраста: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (в течение всего учебного года 1 раз в неделю)

Программы:

1) «Мой мир» по коррекции эмоционального состояния подростков.

2) «Я и мир» тренинговая программа развития навыков конструктивного общения.

3) Программа «Развитие произвольной памяти, внимания у младших школьников»

4) Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов у младших школьников»

III модуль.

Дополнительное образование детей

Организация творческой деятельности в кружках и секциях дополнительного образования: «Инфознайка», «Рукодельница», «Радуга», «Домисолька», «Домоведение», ОФП «Футбол».

Посещения по графику

Содержание и основные направления программы воспитательной деятельности

Основным содержанием воспитательной работы является приобретение воспитанниками группы комплекса социальных знаний и умений для реализации основных социальных функций (гражданин, работник, семьянин, потребитель):

  1. «Я – ученик» – формирование у воспитанников детского центра навыков планирования, организации и самоконтроля своей жизнедеятельности.
  2. «Я – личность» – формирование коммуникативной культуры воспитанников детского дома, выбор социально одобряемых моделей поведения; стремление к самоизучению и к саморазвитию.
  3. «Я семьянин» – воспитанники знакомятся с основами семейного законодательства, бюджета, планирования семьи, с нравственными устоями семьи, приобретают знания рамок ответственности между членами семьи. Сюда же включена азбука ведения домашнего хозяйства, ухода за одеждой и обувью, правила пользования и ухода за предметами быта.

В основу всех разделов программы воспитательной деятельности положено описание частных компетенций по каждой социальной роли в виде ожидаемого результата, тематический план занятий с кратким содержанием по возрастным ступеням. В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах согласно годовой циклограмме, в рамках которой каждой социальной роли (разделу) отводится 6 часов. Форма проведения такого занятия не закреплена — это может быть и беседа, рассказ, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.) и практические занятия, экскурсии, дидактические, деловые и сюжетно-ролевые игры, праздники и торжественные вечера и т.д.

Используемые методы работы:

  • убеждение, воздействующее на сознание ребенка;
  • упражнение (в основе – приучение), способствующее формированию единства сознания и поведения:
  • педагогическое требование, предполагающее постановку воспитанника в ситуацию выполнения определенных действий. Оно обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий детей, их поступков, поведения в целом, путем личного отношения педагога к воспитаннику;
  • перспектива – метод педагогического взаимодействия, который стимулирует общественно-полезную деятельность детей путем постановки перед ними увлекательных значимых целей.
  • поощрение и наказание, побуждающее воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозящее их нежелательные действия и поступки;
  • общественное мнение – метод педагогического взаимодействия, привлекающий обучающихся к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив.
  • метод проектов

Условия успешной реализации программы:

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники);
  • через методическое обеспечение (семинары, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • через систему дополнительного образования;
  • через систему КТД и традиционных дел детского дома;
  • в ходе взаимодействия с узкими специалистами детского дома (социальный педагог, педагог – психолог, библиотекарь, педагог – организатор, мед. работники );
  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями поселка, района, библиотеки, театры, ДК) и др.

Возможные риски и пути их преодоления:
При внедрении
инновационной адаптивной модели системы воспитательной работы могут возникать и определенные риски, такие как:

– отсутствие мотивации у воспитанников;

– инертность воспитанников;

– инертность внешней среды.

Пути преодоления трудностей:

Достаточно высокий уровень управленческой компетентности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, информационно – разъяснительная работа, обеспечение согласованности действий между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса значительно снизят возможные проблемы. Внедрение механизмов поощрения снизит  возможность возникновения трудностей при реализации программы воспитательной работы.

Пояснительная записка к разделу

«Я – ученик» (для воспитанников 7-17 лет),

Основным положением организации воспитательной работы в условиях детского дома является понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоения и приобретения системы социальных связей. Для того чтобы успешно и эффективно решать задачу подготовки воспитанников к правильному и сознательному выбору жизненного пути мы выделяем возрастные этапы и содержание профориентационной работы с учетом психологических и возрастных особенностей воспитанников:

Работа по разделу «Я – ученик», для воспитанников 7- 17 лет, направлена на развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе, социальную, трудовую, игровую.

Содержание раздела «Я – ученик» разработано на основе анализа типичных учебных затруднений воспитанников, связанных с несформированностью или недостаточной сформированностью навыков организации учебного труда, организации времени, низким уровнем учебной мотивации и рассчитано на три года.

Содержание каждого года представлено тремя блоками:

1 блок – Школьная жизнь(1-11кл.). Мы – школьники (2-4 классы).

2 блок – Эффективная работа в школе и дома.

3 блок – Секреты хорошего отдыха.

Деятельность воспитанника в рамках каждого года включает в себя:

– ознакомление с теоретическим материалом;

– применение полученных знаний на практике;

– рефлексию, самооценивание и самоконтроль.

Цель:

Предупреждение и преодоление трудностей в учебе у воспитанников младшего школьного возраста, повышение учебной мотивации.

Ожидаемые результаты:

-социально-психологическая адаптация воспитанников в школе;

-повышение уровня воспитанности;

-повышение учебной мотивации.

Тематический план раздела «Я – ученик»

1 год

Цель: формирование учебной мотивации

Задачи:

-прививать интерес и желание заниматься учебной деятельностью;

-формировать навыки школьной и учебной дисциплины;

-учить создавать условия для организации домашней учебной деятельности;

-развивать психические процессы: речь, память, воображение, внимание, мышление.

-учить понимать содержание правил, которые предъявляются ученикам;

– формирование позитивно-адекватной самооценки, навыков оценивания собственного труда.

п/п

Тема, краткое содержание

Кол-во

часов

Блок 1. Введение в школьную жизнь.

1.1.

Введение. Кто я?

1

1.2.

Мы – школьники. «Заливается звонок – начинается урок»

1

Блок 2. Секреты эффективной работы в школе и дома.

1

1.3.

Организация учебного труда.

1

1.4.

Любите книгу.

1

Блок 3. Секреты хорошего отдыха (игровые занятия).

1.5.

Наблюдательность, внимание, произвольность.

1

1.6.

Развитие мышления, речи, памяти. Развитие психических процессов.

1

Итого

6

2 год

Цель: развитие познавательных способностей, общеучебных навыков и умений.

Задачи:

-прививать интерес и желание заниматься учебной деятельностью;

-учить направлять свои усилия на решение учебных задач;

-формировать общеучебные навыки, способствовать перерастанию навыков в привычку;

-формировать умение самостоятельно добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей.

п/п

Тема, краткое содержание

Количество

часов

2.1.

Блок 1. Введение в школьную жизнь.

Введение.

1

2.2.

Наша школьная пора.

1

2.3.

Блок 2. Секреты эффективной работы в школе и дома.

Мой дневник.

1

2.4.

«Делу время, а потехе час».

1

2.5.

Блок 3. Секреты хорошего отдыха (игровые занятия).

Учусь отдыхать.

1

2.6.

Развитие навыков логического и творческого мышления, самоконтроля

1

Итого

6

3 год

4.1 «Мы ученики» Учимся бережному отношению к материальным ценностям и личным вещам.

4.2 «Значимость труда» Развитие знаний о значении труда.

4.3 «Труд кормит, а лень портит» Анализируем пословицы и поговорки о труде.

4.4 «Общество и профессия. Что такое профессия» Формируем знания об отличиях труда профессионального и непрофессионального

4.5 «Зачем людям получать профессию?» Развиваем стремление быть успешными.

4.6 «Формула профессии» Знакомимся с формулой выбора профессии.

Литература:

  1. Посмитная С.Л. «Я – ученик». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск.
  2. Максимова Т.Н. «Классные часы» – Москва; Вако, 2008 г.
  3. Дробинина Н.Н. «Классные часы» – Москва; Вако, 2008 г.
  4. Гликман И.З. «Как стимулировать учение школьника?», Изд-е №4, 2012 г.
  5. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» – М., 2002 г.
  6. Новикова Т.А. «Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности», Народное образование №7, 2000 г.
  7. Соловейчик С. Ю. «Учение с увлечением» – М., «Детская литература», 1979 г.
  8. Хуторской А.В. «Дидактические основы эвристического обучения» – М., 1998 г.
  9. Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике» – М., 1998 г.
  10. Бойков Д.И., С.В. Бойкова «Как учить детей общаться»- М., 2000 г.
  11. «Человек и профессия» Пашкович А. П.
  12. «Профессии моих родителей» Козыренцева Л.С.
  13. «Воспитательная работа в старших классах» Т.В.Поповой, «Учитель»2008

Содержание занятий раздела «Я – ученик»

1 год

Блок 1. Школьная жизнь.

1.1. Введение. Кто я? Мы разные, каждый особенный. Учимся бесконфликтно общаться. Проведение диагностики.

1.2. Мы – школьники. Учение – главная работа. Зачем мы учимся?

Блок 2. Секреты эффективной работы в школе и дома.

1.3. Организация учебного труда. Домашние задания и наше рабочее место дома.

1.4. Любите книгу. Посещение библиотеки, учимся бережному обращению с книгой.

.

Блок 3. Секреты хорошего отдыха (игровые занятия).

1.5. Наблюдательность, внимание, произвольность. Развитие наблюдательности, внимания.

1.6. Развитие мышления, речи, памяти.

2 год

Блок 1. Мы – школьники.

2.1. Введение.

2.2. Наша школьная пора. Правильное отношение к школе. Зачем нужна школа?

Блок 2. Секреты эффективной работы в школе и дома.

2.3. Учеба – трудная работа. Что значит в учебе «хочу», «могу», «надо»?

2.4. «Делу время, а потехе час». Необходимость соблюдения режима, умение ценить время.

Блок 3. Секреты хорошего отдыха (игровые занятия)

2.5. Учусь отдыхать. Энциклопедия полезных советов.

2.6. Развитие навыков логического и творческого мышления, самоконтроля.

3 год

Цель:

Формирование навыков трудовой деятельности, потребность трудиться. Умение ориентироваться в мире профессий.

Задачи:

  • ознакомление с миром профессий;
  • развивать стремление быть успешным и конкурентоспособным;
  • воспитывать положительную мотивацию к любому виду труда, которая будет способствовать успешной социальной личности ребенка. Обучать трудовым навыкам в связи с определенными видами труда.
  • формировать представления о значимости различных видов домашнего труда в жизни человека, семьи, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда.

Ожидаемые результаты:

    1. Умение трудиться, содержать свои вещи в порядке.

    2. Умение ориентироваться в мире профессий.

    3. Учёт интересов на рынке труда, своих возможностей.

п/п

Тема, содержание занятия

Кол-во часов

3.1

Мы ученики. Устный журнал.

1

3.2

Значимость труда. Диалог.

1

3.3

Труд кормит, а лень портит. Конкурс

1

3.4

Общество и профессия. Что такое профессия. Информационное занятие.

1

3.5

Зачем людям получать профессию? Беседа с социальным педагогом.

1

3.6

Формула профессии. Познавательная игра.

1

Итого:

6

Пояснительная записка к разделу «Я – личность»

Рассматривая воспитание личности как один из важнейших компонентов нравственного развития ребёнка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Цель личностного развития мы видим в формирование нравственного поведения, причём не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку».

Исходя из выше сказанного, содержание каждого года раздела «Я – личность» предполагает рассмотрение определённых тем по направлениям развития личности ребёнка.

Первый год рассчитан на изучение детьми основных нравственных качеств человека. Предлагаемый материал поможет воспитанникам задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребёнок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдёт о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.

Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы всем: отношение к людям, отношение к труду, отношение к вещам, честность, смелость. Второй год посвящён этикету, культуре поведения. Здесь мы рассматриваем умения детей вести себя в обществе, их манеры, речь, эстетику внешнего вида. Главными методами воспитания культуры поведения являются приучения воспитанников к выполнению правил культурного поведения и разъяснения им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребёнка и проводятся в процессе систематических занятий.

Третий год посвящён теме дружбы и товарищества. Эта тема всегда актуальна, особенно в условиях детского центра. Здесь дети часто сталкиваются с мнимой дружбой, предательством. Поэтому предложенные занятия направлены на формирование чувства товарищества. Предложенные занятия помогут воспитанникам сформировать правильную самооценку и разовьют их потребности в работе по самовоспитанию и самосовершенствованию. Этот блок посвящён проблемам милосердия и толерантности. Мы познакомим детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

А так же будем знакомить детей с различными эмоциональными состояниями, типами темперамента, характера. Учить воспитанников принимать правильные решения.

Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит воспитанников перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывать умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать своё понимание. Воспитание детей на принципах нравственности – это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

Тематический план раздела «Я – личность»

1 год

Цель: Формирование нравственных качеств воспитанников.

Задачи: – дать понятие основных нравственных категорий личности;

– формировать умение различать положительные и отрицательные качества;

– развитие навыков общения.

Ожидаемый результат:

Воспитанник должен уметь:

– различать нравственные и безнравственные поступки;

– оценивать свои качества личности и своё поведение.

п/п

Тема

Часы

1.1

«Вводное занятие» анкетирование

1

1.2

«Мои хорошие качества» час общения

1

1.3

«Добрые и злые дела» викторина

1

1.4

«Театр вежливых слов» занятие-драматизация

1

1.5

«Честность, прежде всего» занятие-драматизация

1

1.6

«Диалог о совести» беседа-рассуждение

1

Итого

6

2 год

Цель: формирование у воспитанников способностей гармоничного общения.

Задачи:

  • – познакомить детей с вербальным и невербальным самовыражением;
  • – познакомить с понятием «характер»;
  • – помочь детям тренировать свой характер, чтобы стать лучше как внешне, так и внутренне.
  • – воспитывать нравственные ценности;
  • – развивать навыки общения;

Ожидаемый результат:

  • – приобретение опыта общения с людьми;
  • – проявление сильных сторон характера;
  • – дети понимают, является ли их поступок уважительным, надёжным, ответственным, честным по отношению к тем, кого коснётся их решение.

п/п

Тема

Часы

2.1

«Водное занятие» анкетирование

1

2.2

«Учусь общаться» беседа

1

2.3

«Я, ты, мы» анализ ситуации

1

2.4

«Я говорю и слышу» час общения

1

2.5

«Искусство слышать» беседа

1

2.6

«Смотрю и вижу» час общения

1

Итого

6

3 год

Цель: формировать способность правильно выражать свои чувства, отношение к сверстникам и взрослым.

Задачи:

– способствовать сплочению коллектива;

– познакомить с типами темперамента и характера;

– учить детей разрешать конфликты.

Ожидаемый результат:

  • – эмоциональная саморегуляция;
  • – соблюдение норм и правил общества;
  • – дети умеют видеть положительные качества в окружающих;
  • – умеют принимать правильное решение;
  • – умеют самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.

п/п

Тема

Часы

4.1

«Вводное занятие» анкетирование

1

4.2

«Учусь видеть хорошее» беседа-рассказ

1

4.3

«Учусь понимать других» беседа

1

4.4

«Учусь принимать решения» беседа-обсуждение

1

4.5

«Учусь быть порядочным» час общения

1

4.6

«Учусь быть принципиальным» час общения

1

Итого

6

Содержание занятий по разделу «Я – личность»

1 год

Тема 1.1 «Вводное занятие»

/определение уровня знаний детей по данной теме/

Тема 1.2 «Мои хорошие качества»

/Познакомить детей с понятием «доброта». Учить детей отличать хорошее от плохого. Дать понятие парности качеств «добрый – злой». Рекомендуется использовать сказку Ш. Перро «Золушка», где на примере сестёр показана парность добра и зла./

Тема 1.3 «Добрые и злые дела»

/проводится в форме викторины по русским народным сказкам. Дети должны выявить героев, которые совершают положительные или отрицательные поступки/

Тема 1.4 «Театр вежливых слов»

/проводится в форме занятия – драматизации по стихотворению Э. Мошковской «Вежливое слово». Выделить важность и необходимость вежливых слов в общении/

Тема 1.5 «Честность – прежде всего»

/используя форму занятие-драматизация или кукольный спектакль по русской народной сказке «Обманом не проживёшь», воспитывать в детях желание и стремление быть всегда честными/

Тема 1.6 «Диалог о совести»

/уточнить значение таких нравственных категорий как совесть, стыд, раскаяние на примере рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»/

2 год

Тема 2.1 «Вводное занятие»

/определение уровня знаний детей по данной теме/

Тема 2.2 «Учусь общаться»

/ Донести до детей мысль о важности общения в жизни каждого человека/

Тема 2.3 «Я, ты, мы»

/помочь детям понять необходимость и ценность общения, используя ситуативные задачи/

Тема 2.4 «Я говорю и слышу»

/ Познакомить детей с вербальными средствами общения/

Тема 2.5 «Искусство слушать»

/ Назвать признаки общения человека, который умеет слушать и слышать/

Тема 2.6 «Смотрю и вижу»

/ Познакомить детей с невербальными средствами общения (мимика, жесты, интонация)/

3 год

Тема 3.1 «Вводное занятие»

/определение уровня знаний детей по данной теме/

Тема 3.2 «Учусь видеть хорошее»

/ Учить видеть хорошее, доброе в каждом человеке. Произведение М. Телегина «Как Маша хороших людей от плохих отличать училась» из книги «Книга для ума и сердца»/

Тема 3.3 «Учусь понимать других»

/ Формировать способность правильно выражать свои чувства, отношение к сверстникам и взрослым/

Тема 3.4 «Учусь принимать решения»

/ Показать многообразие принимаемых решений, связь поступков и решений, учить объяснять шаги принимаемых решений/

Тема 3.5 «Учусь быть порядочным»

/ Объяснить детям, почему порядочность является главным качеством человека/

Тема 3.6 Учусь быть принципиальным»

/ Объяснить понятие «принцип», и что является основой для принципов поведения/

Список литературы для педагога:

  1. А. Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»
  2. А. Лопатина, М. Скребцова «600 творческих игр для больших и маленьких», Москва, «Амрита – Русь», 2005
  3. Г. Остер «Вредные советы», Москва, «РОСМЭН», 1999
  4. «Уроки вежливости» /комплект наглядных пособий для начальной школы/, Харьков, «Ранок», 2007
  5. С.В. Кайзер, Программа элективного курса «Хочу быть успешным»
  6. Л.К. Сидорова, «Программа социального воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Москва, «АПКиПРО», 2003
  7. М.Н. Бодрягина, Н.С. Викторова, Г.М. Фартушнова «Программа воспитательной работы в разновозрастной группе «Стать человеком»

Список литературы для детей:

  1. Ш. Перро «Золушка»
  2. Э. Мошковская «Вежливое слово»
  3. Русская народная сказка «Обманом не проживёшь»
  4. В. Драгунский «Тайное становится явным»
  5. Братья Гримм «Госпожа метелица»
  6. Английская народная сказка «Три поросёнка»
  7. М. Скребцова «Храбрая лягушка»
  8. Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
  9. В. Осеева «Бабка»
  10. С. Михалков «Бараны»
  11. А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»
  12. В. Сухомлинский «Девочка и ромашка»
  13. Т. Тэcc «Цена дружбы»
  14. Н. Пезяшкин «Не всё сразу»
  15. Н. Носов «Заплатка»
  16. М. Телегин «Как Маша хороших людей от плохих отличать училась»
  17. Афганская народная сказка «Волк ябедник»
  18. К. Паустовский «Тёплый хлеб»
  19. Г.Х. Андерсен «Русалочка»
  20. А. Неелова «Волчья ягода»

Пояснительная записка к разделу «Я-семьянин»

Семейное воспитание детей в условиях детского центра – это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Важна и актуальна эта проблема, так как очень важно, чтобы воспитанники создали свои семьи и не бросили своих детей. А сложность заключается в том, что нужно воспитать «семьянина» без семьи, как не парадоксально это звучит.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д.

В детском центре воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Они не имеют опыта проживания в семье, представления о семье, о домашнем труде и ведении домашнего хозяйства. В работе с такими детьми возникают трудности, но есть и возможность «работать с чистым листом». На положительных примерах из литературы, жизни можно сформировать представления о социальных ролях, о взаимоотношениях в семье, о том какой должна быть семья. Эти дети не имеют перед глазами или в памяти образа своих родителей и семей, в которых они родились, в отличие от детей, поступивших в детские дома из дезадаптированных семей. Их представления о семье, семейных ролях и отношениях существенно искажены. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. С такими детьми работать значительно труднее, так как приходится «ломать» уже сложившийся стереотип, объяснять, что это не норма, что так нельзя.

Важное значение для семейного воспитания детей имеет их участие в домашнем труде. В домашнем труде воспитывается аккуратность, ответственность, трудолюбие и т. д… Активное участие детей в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни.

Основные виды труда в семье, которые воспитывают и развивают ребенка – это уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие в решении финансовых вопросов, уход за растениями. Уход за собственным домом развивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление. Участие детей в уборке дома развивает у них аккуратность и чистоплотность. Необходимо, чтобы эти качества проявлялись у ребенка в самообслуживании, в систематическом уходе за собой, за своей одеждой, за игрушками и другими вещами личного пользования.

Другой аспект в семейном воспитании – экономический. Он включает участие ребенка в ведении домашнего хозяйства, связанных с этим расчетов, в расходовании семейного бюджета, в определении доходов и расходов. Приобретение ребенком элементарного опыта экономических отношений в семье способствует формированию предприимчивости, экономности и расчетливости.

Содержание раздела «Я – семьянин» включает в себя три блока:

  1. Семья и ее функции
  2. Домашний труд в жизни семьи
  3. Хозяйство семьи и бюджет

Особое внимание уделено первому блоку, так как здесь формируются основы семейной жизни. Занятия по этому блоку проводятся в течение всех трех лет. В первый и второй год рассматриваются вопросы, связанные со знакомством с семейными ролями, очерчивается круг нравственных качеств, характеризующих членов семьи. Третий год – знакомство с семейными традициями, их значением. А так же происходит знакомство с культурой семейных взаимоотношений. Занятия направлены на воспитание будущего семьянина. Идет формирование представлений и практических навыков о строительстве собственной семьи. Третий блок занятий посвящен формированию основ экономической культуры и грамотности. Все занятия спланированы в соответствии с возрастом, интересами и уровнем понимания.

Цели и задачи

1.Создать условия для подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни:

  • знакомство с понятиями семья, состав семьи, социальные роли и статусы семьи;
  • воспитание нравственных качеств, характеризующих членов семьи;
  • формирование культуры семейных традиций;
  • воспитание нравственных качеств необходимых для создания благополучного семейного климата;
  • знакомство с видами семей, функциями социального института семья, способствовать формированию представлений и практических навыков о строительстве собственной семьи.

2.Создать условия для формирования практических навыков по ведению домашнего хозяйства:

  • формирование навыков коллективной и трудовой деятельности, потребности трудиться;
  • развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем.

3.Создать условия для формирования основ экономической культуры и грамотности:

  • воспитание бережного и экономичного отношения к вещам, имуществу, воде, электроэнергии, времени и т.п.;
  • раскрыть содержание основных экономических понятий: экономика, потребность, товар, деньги, услуги, доходы, расходы, семейный бюджет;
  • формирование умения планировать и расходовать семейный бюджет.

Ожидаемый результат:

  • знакомы с понятиями семья, состав семьи, социальные роли и статусы семьи;
  • имеют представление о нравственных качеств, характеризующих членов семьи, культуре семейных традиций, нравственных качеств необходимых для создания благополучного семейного климата;
  • знакомы с видами семей, функциями социального института семья, имеют представление о практические навыках строительства собственной семьи.
  • Сформированы навыки коллективной и трудовой деятельности, потребности трудиться, трудовые навыки по уходу за собой, своим жилищем.
  • Сформированы основы экономической культуры и грамотности.

Тематический план раздела «Я – семьянин»

1 год

Тема

Часы

Семья и ее функции

1.1 Вводное

1

1.2 «Что такое семья?»

1

Домашний труд в жизни семьи

1.3 Порядок на столе

1

1.4 Порядок в портфеле

1

Хозяйство семьи и бюджет

1.5 Операция «Капелька»

1

1.6 Операция «Светлячок»

1

Итого:

6

2 год

Тема

Часы

Семья и ее функции

2.1 Вводное

1

2.2 Взаимоотношения в семье

1

Домашний труд в жизни семьи

2.3 Одежда в школу

1

2.4 Стирка носок

1

Хозяйство семьи и бюджет

2.5 Что такое экономика

1

2.6 Потребности семьи

1

Итого:

6

3 год

Тема

Часы

Семья и ее функции. Я – будущий родитель

3.1 Вводное

1

3.2 Дерево семьи

1

Хозяйство семьи и бюджет

3.3 Семейный бюджет

1

3.4 Экскурсия в сбербанк

1

3.5 Учимся оплачивать коммунальные платежи

1

3.6 Я грамотный потребитель.

1

Итого:

6

Содержание занятий по разделу «Я – семьянин»

1 год

Блок 1 Семья и ее функции

Тема 1.1 Вводное

Выявить уровень знаний детей по разделу

Тема 1.2 «Что такое семья?»

На примере русской народной сказки «Три медведя» раскрыть понятие «семья», состав семьи, взаимоотношения в семье

Блок 2 Домашний труд в жизни семьи

Тема 2.1 Порядок на столе

Формирование начальных навыков самообслуживания: дать представление о понятии рабочее место, продуктивность труда школьника, порядок, формирование умения определять «нужные» и «ненужные» для работы вещи. (Практическое занятие)

Тема 2.2 Порядок в портфеле

Формирование начальных навыков самообслуживания: формирование умения наводить порядок в учебных вещах, готовить только то, что пригодится в школе, формирование понятия дисциплина и порядок. (Практическое занятие)

Блок 3 Хозяйство семьи и бюджет

Тема 3.1 Операция «Капелька»

Воспитывать бережное отношение к воде. Провести наблюдение за расходом воды, показать на наглядном примере, что нужно бережно расходовать воду, чтобы сэкономить семейный бюджет и не навредить природе. (КТД)

Тема 3. 2 Операция «Светлячок»

Приучать детей экономить электроэнергию. Провести исследовательскую работу по подсчету расхода электроэнергии, показать на наглядном примере, что нужно экономно расходовать электричество, чтобы сэкономить. (КТД) семейный бюджет.

2 год

Блок 1 Семья и ее функции

Тема 1.1 Вводное

Выявить уровень знаний детей по разделу

Тема 2.2 Взаимоотношения в семье

Уточнение представлений о семье, об этике семейных отношений; формы и стили взаимоотношений.

Блок 2 Домашний труд в жизни семьи

Тема 2.1 Одежда в школу

Формирование начальных навыков самообслуживания: умения выбрать подходящую одежду для школы, умения ухаживать за ней, готовить ее к школе. (Практическое занятие)

Тема 2.2 Стирка носок

Формирование начальных навыков самообслуживания: правила стирки носок. (Практическое занятие)

Блок 3 Хозяйство семьи и бюджет

Тема 3.1 Что такое экономика

Раскрыть содержание понятия «экономика», из чего складывается экономика семьи

Тема 3.2 Потребности семьи

Познакомить с понятием «потребности», видами потребностей; рассмотреть пути удовлетворения потребностей

3 год

Блок 1 Семья и ее функции. Я будущий родитель.

Тема:1.1. Вводное.

Выявить уровень знаний детей

Тема:1.2. Древо семьи.

Познакомиться с понятием «дерево семьи» на примере известных людей; попытаться построить древо своей семьи каждому ребёнку.

Блок 2 Хозяйство семьи и бюджет

Тема: 2.1. Семейный бюджет.

Рассмотреть понятия «семейный бюджет», «зарплата», рассмотреть основные составляющие части семейного бюджета

Тема: 2.2. Экскурсия в сбербанк.

Роль банков, функции банка, виды вкладов и кредитов

Тема: Учимся оплачивать коммунальные платежи.

Научить детей оплачивать предоставляемые услуги, показать на конкретном примере необходимость экономичного использования воды, света, тепла.

Блок 3 Тема: 3.1. Я грамотный потребитель.

Формирование понятия потребитель, грамотный потребитель, формирование умения сопоставлять цену товара и наличную сумму денег, знакомство с функциями социального института по защите прав потребителя

Тема:3.2. Планирование крупных покупок.

Что можно назвать крупной покупкой и ее необходимость.. Экономия семейного бюджета, планирование крупной покупки, роль банка в приобретении крупной покупки.

Литература:

  1. М.П.Осипова «Воспитание. Подготовительный класс». Уч.пос.-ООО «Интерпрессервис». УП «Экоперспектива». – 2002
  2. А. Лопатина, М.Скребцова «Счастье семьи» 32 беседы по семейному воспитанию в школе.Книжный дом «Локус». – 2002
  3. Методическая папка «Конспекты занятий по направлению: «Культура семейных взаимоотношений»»
  4. Н.Степанов, Т.Шайдо Семейное воспитание /Беспризорник №2, 2010
  5. М.М.Воронина Школа юного экономиста. Волгоград, «Учитель». – 2007
  6. О. Паншина Программа по формированию брачно-семейных представлений у воспитанников детского дома юношеского возраста «У нас будет семья»
  7. Н.Ф.Плясов, Г.И. Плясова Воспитание семьянина в условиях детского дома. Барнаул, государственное издательство – полиграфическое предприятие, Алтай, 2000
  8. Череповецкий дет.дом.
  9. В.В. Гладкая социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений восьмого вида. Москва НЦ ЭНАС, 2006
  10. Материалы сайта «Фестиваль открытый урок»
  11. Лопатина, М. Скребцова Начала мудрости. 50 уроков

Дополнительное образование детей

Пояснительная записка по реализации дополнительного образования в условиях детского центра

Федеральный образовательный стандарт общего образования в требованиях к результатам образования, соответствующим современным представлениям о структуре личности и деятельности человека, обособляет трудовую сферу. Впервые в качестве результата образования выдвигается требование сформировать у ребенка культуру труда на уровне допрофессиональных умений и навыков взаимодействия человека с различными сторонами окружающей деятельности; умения преобразовательной деятельности.

Наиболее полно реализовать данное требование в нашем детском центре позволяет система дополнительного образования. Дополнительное образование является составной частью целостной воспитательной системы и решает конкретный спектр задач:

1. Формировать у ребенка позитивную «Я – концепцию» (характеризующуюся следующими признаками: уверенностью в доброжелательном отношении к ребенку окружающих; убежденностью ребенка, что в данном виде деятельности он успешен, оригинален, ярок; получением опыта межличностного взаимодействия).

2. Развивать у детей умения планирования и организации своего свободного времени.

3. Стимулировать познавательные интересы детей (т.к. само содержание дополнительного образования направлено на преобразование материальной составляющей окружающего мира и себя самого в физическом и духовном планах).

В условиях детского центра традиционно в течение последних лет дополнительное образование представлено деятельностью творческой мастерской «Домовенок», кружками «Инфознайка», «Рукодельница», «Радуга», «Домисолька», «Домоведение», ОФП.

Критерии реализации дополнительного образования

  • положительная динамика охвата воспитанников системой дополнительного образования учреждения и социума в зависимости от склонностей, интересов, состояния здоровья детей;
  • стабильность посещения кружков, секций, объединений воспитанниками;
  • участие воспитанников в конкурсах, смотрах и др. разного уровня;
  • положительная динамика или устойчивость доли воспитанников, получающих профессиональное образование по профилю дополнительного образования, использующих опыт дополнительного образования в организации своего досуга.

Литература:

  1. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
  2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог – социальный институт, 2004,
  3. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
  4. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. – СПб.: 1996.
  5. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. 
  6. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
  7. Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. – 1994. -Т.1.- № 1.
  8. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – Москва, Сфера, 2002.
  9. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
  11. 15.Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
  12. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
  13. Амосов Н.М. «Здоровый образ жизни: Проблемы гигиены», /ж. «Воспитание школьников», № 2, 1988.
  14. Андреев Ю.А. «Три кита здоровья».- Екатеринбург, 1993.
  15. Брехман И.И. «Валеология – наука о здоровье».-М.: ФиС, 1991.
  16. Величковский Б.Т., Суравегина И.Г., Цыпленкова Т.Т «Здоровье и окружающая среда» учебное пособие для учащихся 9 класса – М.: 1992.- 125с
  17. Гамонишина Л.Т. «Модель управления «Здоровой школой» / ж. «Валеология», 2001-№1/.
  18. Дубровский В.И. Валеология Здоровый образ жизни / Предисл. В.Н. Мошков.-М.:, Флинта, 1999.-560 с.
  19. Зайцев Г.К., Колбанов В.В. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии: СПб, 1994.
  20. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма.
  21. , изд. «Детство – ПРЕСС», СПб , 2000.
  22. Зайцев Г.К., Насонкина С.А. «Уроки Знайки. Воспитай себя», СПб, «Детство – ПРЕСС», 1999.
  23. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. Практическое пособие для воспитателей и преподавателей физкультуры в ДОУобщего и интернатного типа. Воронеж 2007.
  24. Как сохранить здоровье школьников. 5-9 класс.. О.Н. Рудякова. Игры, классные часы, родительские собрания. В помощь классному руководителю. Волгоград. 2008
  25. Кулева С.В. Проблема создания Школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения – /ж. «Завуч» №2 – 1998.
  26. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.-М.: ТЦ сфера, 2004.- 384 с.
  27. Кузнецов А.М. Программа «Здоровье» школы лаборатории «Лосиный остров». М, /ж. Завуч, №3 – 1998., с.44 — 49.
  28. Кружилина Т.В., Орехова Т.Ф. «Здоровое поколение» Программа по валеологии для учащихся 1- 11 классов средней общеобразовательной школы: Магнитогорск, 1998.
  29. Лазарев М.Л. «Здравствуй» – программа для детей дошкольного возраста.- М., 2000.
  30. Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья.- М., 1995.-64 с.
  31. Лазарев М.Л. Здравствуй!: программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- М.: Академия здоровья, 1997.-376 с.
  32. Лях В.И. Мой друг- физкультура – учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы, «Просвещение», М., 2001., 192с.
  33. Мухина В.С. Возрастная психология – М., 1997-180 с.
  34. Неретин В.Ф. Формирование культуры отношения к своему здоровью у младших школьников средствами физического воспитания. Дисс., канд., пед., наук – Магнитогорск, 2003.
  35. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс.- М.- ВАКО, 2004.- 240 с.
  36. Педагогика здоровья.- М.: Педагогика, 1990.- 288 с.
  37. Психологические игры. С. Хромова . Азбука развития. 2009. РИПОЛ КЛАССИК ДОМ. ХХӏ век. Москва.
  38. Ротенберг Р. Расти здоровым – Детская энциклопедия здоровья- М.: «Физкультура и спорт», 1992- 260 с.
  39. Система работы с родителями. Разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний 5-6 классы. Школа и родители. Волгоград: Учитель, 2007.
  40. Соковня – Семенова И.И. Основы ЗОЖ и первая медицинская помощь – учебное пособие, – М., 1997-80 с.
  41. Трушкина Л.Ю., Квитько Л.А. В здоровом теле – здоровый дух.: Ростов- на Дону, 2002.
  42. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет: Ярославль: Академия развития, 2002- 144 с.
  43. Усов И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра.- 2-е изд., перераб. и доп.- Минск.: Беларусь, 1994.- 446 с.
  44. Чистякова М.Н. Психогимнастика. – М., 1995.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика