
Воспитательно-обучающая программа “Семейный очаг”
автор: Лукашова Татьяна Сергеевна,
воспитатель Центра помощи детям-сиротам “Вектор”,
Россия, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, пос. Чульман
Содержание программы
Введение
- Цель и задачи программы
- Идеи и принципы организации воспитательной деятельности
- Ожидаемый результат
- Актуальность программы
- Модель воспитанника – выпускника
- Структура программы
- Содержание и основные направления воспитательной деятельности
- Условия успешной реализации
Содержание разделов программы воспитательной деятельности
- «Я – ученик»
- «Я – личность»
- «Я – семьянин»
- Дополнительное образование
Введение
Опираясь на Концепцию модернизации российского образования, одной из основных задач, вытекающей из важнейших задач воспитания, является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда. Осуществление компетентного подхода в образовательном процессе – одно из важнейших условий эффективной подготовки молодого человека к самостоятельной жизнедеятельности, тем более, если речь идет о выпускнике детского центра.
Все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям. Центр «Вектор» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, призван выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ “Об образовании”, ст.9).
Учитывая вышеизложенные факторы, и необходимость построения воспитательно-образовательной среды адекватной требованиям развития современного общества явились основанием для разработки программы воспитательной работы с воспитанниками группы «Звездочки».
При определении приоритетов в содержании воспитания, основных направлений воспитательной работы мы опирались на нормативно – правовую базу, а именно:
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Международная конвенция о правах и свободах человека;
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96г. № 12-ФЗ с изменениями на 22.08.2004 г.;
- Концепция модернизации российского образования до 2020 года;
- ФЗ № 3347 от 19.08.2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
Цель программы воспитательной деятельности:
Создание максимума условий для умственного, эмоционального и физического развития личности ребенка-сироты, способствующей успешной адаптации в обществе и формирование основных социальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни и жизни в семье.
Задачи:
1. Формирование и развитие, в случае необходимости коррекция, социальных знаний, умений и навыков самостоятельного проживания в социуме, навыков межличностного общения и социального взаимодействия, развитие мотивации на принятие активной социальной роли.
2. Формирование социально — значимых качеств личности, необходимых для успешной адаптации в замещающей или кровной семье.
3. Развитие творческих способностей, самостоятельности и ответственности, потребности в саморазвитии.
Поскольку в настоящее время, как показали наблюдения, в семьи под опеку предпочтение отдается детям дошкольного возраста, а воспитанники школьного возраста продолжают проживать в детском центре в среднем 5-7 лет, то и реализация программы рассчитана на 3 года и адресована воспитанникам в возрасте 7-17 лет. Срок реализации: 3 года.
Выявление перспективных направлений развития воспитательной работы и моделирование нового воспитательного пространства, обеспечивающего их поддержку.
-
Освоение содержания и форм организации воспитательного процесса:
-
Внедрение новой модели воспитательной работы в группе
-
Оценка промежуточных результатов и корректировка программы.
Идеи и принципы организации воспитательной деятельности
Основой, позволяющей в новых условиях определить пути совершенствования организации работы с детьми в детских домах, является гуманизация воспитательного процесса, которая предусматривает реализацию следующих идей:
Идея субъективности воспитания, предполагающая учет его интересов и потребностей, создание условий для определения каждым ребенком своего способа самореализации, раскрытие его потенциалов, отказ от жесткой регламентации в регулировании его времени и занятий, требующая сочетания педагогической заботы о ребенке с разумной требовательностью к нему, при этом последнее должно осознаваться ребенком как элемент той же заботы.
Идея расширения социальных связей и отношений с окружающим миром, которая предполагает обогащение сферы социального взаимодействия, развитие разнообразных социальных отношений, определение своей персональной роли в этой системе, требует создания поля для самоопределения детей, что означает возможность вступления ребенка в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом сохранение ребенком своего собственного «Я».
Идея социального закаливания, то есть формирование у детей готовности к преодолению жизненных трудностей, означает создание условий для собственного поиска путей преодоления неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
Выше предложенные идеи предполагают реализацию принципов организации воспитательной деятельности с детьми – сиротами.
Принципы организации деятельности
1. Принцип гуманизма предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели, а не средству воспитания. Безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в т.ч. его право на ошибку, веру в него, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет положительного стимулирования.
2. Принцип демократизации отношений предполагает уравнивание ребенка и педагога в правах, право ребенка на свободный выбор, собственную точку зрения, в т.ч. на вопросы воспитания; стиль отношений ребенка и педагога: “не запрещать, а направлять”, “не управлять, а соуправлять”; “не принуждать, а убеждать”; “не командовать, а организовывать”.
3. Принцип индивидуального личностного подхода – предполагает поиск в ребенке лучших качеств личности, выявление и помощь в разрешении проблем личностного развития воспитанника, применение психолого-педагогической диагностики (интересы, способности, направленность, Я – концепция и т.д.); учет особенностей личности в воспитательном процессе, прогнозирование развития личности; разработку индивидуальных программ развития воспитанников, его коррекцию, сочетание воспитания с самовоспитанием.
4. Принцип природосообразности – предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, построение воспитательного процесса на основе этого знания, создание педагогических условий для последовательного, в соответствии с природными данными и возрастными особенностями, развития.
5. Принцип творчества и свободы – предполагает создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка, “сотворения” им собственной жизни; развитие индивидуальных и коллективных форм деятельности, способствующих этому развитию и создающих условия для свободы творчества.
6. Принцип свободы и выбора – предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой ребенок имеет возможность проявить свой свободный выбор (содержания, форм, способов, видов деятельности).
7. Принцип деятельности – предполагает такую организацию жизнедеятельности в детском доме, при которой каждый воспитанник, выбрав вид деятельности, отвечающий его способностям и потребностям, сможет проявить лучшие качества своей личности.
8. Принцип культуросообразности – предполагает обеспечение режима наибольшего благоприятствования воспитанникам в приобщении их к культуре, в формировании культуры чувства, эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.
9. Принцип комплексности и целостности – предполагающий воспитание и развитие позитивных качеств ребенка в комплексе; организацию деятельности, в которой ребенок сможет раскрыться с разных сторон.
10. Рефлексия – самооценка, самоанализ деятельности, позволяющая отслеживать качество повышения воспитательной работы.
В основе программы воспитательной деятельности в детском Центре лежит педагогическая теория «Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги-новаторы – В.А.Сухомлинский. А.С. Макаренко, К.Д.Ушинский, Н.И. Пирогов, а также идеи психолога Г.Адлера и других. Идея сотрудничества способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог – воспитанник».
Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
- уровень воспитанности детей становится выше;
- в семейно-воспитательной группе преобладает атмосфера доброжелательности;
- большинство ребят хорошо чувствуют себя в детском коллективе, могут свободно высказывать свое мнение;
- воспитанники имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в детском доме: они любят свой дом, у них есть любимые педагоги и любимые занятия. У них выработана положительная мотивация к проживанию в семье.
Данная программа является частью процесса социализации воспитанников и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Программа «Воспитание нравственной личности, семьянина, профессионала, гражданина в условиях детского дома» направлена на формирование, развитие и, в случае необходимости, коррекция знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения готовности и способности воспитанника детского дома, выходя в самостоятельную жизнь, выполнять систему новых социальных ролей, возложенных на него современным обществом.
Программа является документом для воспитательного процесса в группе.
Составлена с использованием литературы, программ: «Воспитания семьянина в условиях детского дома» под редакцией Н.Ф.Плясова, Г.И. Плясовой и «Формирование социальных компетенций, как одно из условий успешной адаптации воспитанников детского центра в социокультурной среде».
Ожидаемый результат:
-
Воспитанник владеет таким уровнем социальной компетентности, при котором он сможет успешно функционировать в изменяющихся условиях современного общества:
– владеет способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умеет принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
– владеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, умеет действовать в каждодневных ситуациях;
– определяет свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, владеет культурными нормами, прожитыми в собственной деятельности.
-
Создана действующая модель воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающая подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.
Наша программа нацелена на то, чтобы социально активный ребёнок в процессе освоения общественной деятельности выработал навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности, развил адаптивные способности в процессе занятия социально значимой деятельностью, чтобы открывать путь к собственному «Я», стимулировать интеллектуальную, духовную, коммуникативную деятельность воспитанника.
Актуальность программы
Международная и отечественная практика работы с детьми, лишенных родительской опеки и внимания, показывает, что у воспитанников не развита позиция субъектности, т.е. сомоорганизации, самопроектирования, самоанализа.
Стратегия же модернизации современного образования предлагает переход на компетентностный подход в образовании. Целями образования в аспекте применения компетентностного подхода становятся не знания, умения и навыки, а освоение целостного опыта решения проблем, выполнение ключевых функций.
Компетентностный подход позволяет не увеличивать объем информации образования, а обучать способам деятельности, т.е. возрастает роль способности использовать полученные знания в мобильной социальной ситуации. Быть компетентным, значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.
Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами образовательно-воспитательного процесса. По существу, управление качеством образования начинается с определения тех компетенций,
которые должны будут освоены в воспитательно-образовательном процессе в учреждении как образовательные результаты.
Уникальность программы воспитательной деятельности состоит в том, что за основные направления воспитательной работы выбрано освоение ребенком социальных ролей: «Я – личность», «Я – семьянин», «Я – ученик» (для детей 7-10 лет) и (для воспитанников 11-17), объединенные в одну систему, обладающую единством и непрерывностью.
Ориентировочное время освоения каждой ступени Программы — учебный год. Однако, учитывая индивидуальные различия воспитанников, степени их интеллектуальной развитости и условия проживания возможна работа по программе по индивидуальным планам.
Практическая значимость заключается в разработке содержания занятий по формированию готовности и способности воспитанников выполнять конкретные социальные роли.
Списки социальных компетенций включены в модель социальных компетенций воспитанника – выпускника. Возможно расширение списка социальных компетенций, когда педагог считает необходимым развитие у воспитанника большего количества социальных компетенций.
Модель воспитанника – выпускника
Социальная роль |
Название компетенции |
Описание проявления компетенции в деятельности воспитанника |
Я – семьянин |
Формирование культуры семейных взаимоотношений |
Воспитанник имеет представление о семье, её составе и нравственных основах. |
Формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.
Формирование понятий о домашнем бюджете и рациональном ведении семейного хозяйства |
Воспитанник умеет делать влажную уборку помещения, наводить порядок в личных вещах, делать мелкий ремонт одежды, приводить в порядок школьно-письменные принадлежности.
Воспитанник знает назначение орудий труда для разного вида труда, умеет планировать свою деятельность, доводит начатое дело до конца, знает критерии качества труда. Воспитанник ориентируется в номинальном значении денежных знаков; соотносит купюры между собой; сопоставляет цену товара и наличную сумму денег; определяет сколько и какого товара может купить за наличную сумму денег. Воспитанник определяет составные части (источники) формирования семейного бюджета; выделяет основные статьи расходов; соотносит доходы и расходы; определяет доли различных расходов в домашнем бюджете. Воспитанник знает и умеет обратиться в социальные институты по защите прав семьи. |
|
Я – личность |
Формирование навыков общения в коллективной деятельности
Стремление к самоизучению и саморазвитию (осознание своих качеств и переживаний , формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого) |
понимает различия в нравственном и безнравственном поведении, дает нравственную оценку своим и чужим поступкам, осознает и принимает свои положительные и отрицательные качества у воспитанника имеется потребность к развитию, он ставит цели по самоизменению и саморазвитию, а также совершает конкретные действия. |
Ответственность (самоконтроль) |
У воспитанника сформирована саморефлексия – он осознает свои поступки в соответствии с социальной нормой; у воспитанника сформирована произвольность, он соблюдает нормы и правила общества. |
|
Позитивное мировоззрение |
У воспитанника сформированы положительные ценности, интересы, идеалы, взгляды, имеется положительное мировоззрение. |
|
Я – ученик |
организационные умения, развитие познавательных способностей | Умеет самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и контролировать; соблюдает правила гигиены учебного труда: правильно готовит рабочее место и убирает его по окончанию работы, соблюдает правильную осанку за рабочим местом, выполняет основные правила гигиены труда и рекомендации режима дня;отработка навыков и умений учебного поведения |
Структура программы
Структура программы воспитательной деятельности включает 3 модуля:
I модуль: Приоритетные направления воспитательной работы.
II модуль: Организация коррекционно-развивающей работы с
воспитанниками школьного возраста.
III модуль: Дополнительное образование детей.
Каждый модуль конкретизируется определенными направлениями деятельности и разделами.
Модуль |
Основные направления деятельности |
Разделы |
I модуль. Приоритетные направления воспитательной работы |
1. Формирование социальных знаний и умений. 3. Педагогическая коррекция социального поведения и социальных связей. |
Я – семьянин Я – личность Я – ученик |
II модуль. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками школьного возраста |
1. Формирование психологического здоровья воспитанников детского дома 2. Организация коррекционно- развивающей работы воспитанников школьного возраста: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (в течение всего учебного года 1 раз в неделю) |
Программы: 1) «Мой мир» по коррекции эмоционального состояния подростков. 2) «Я и мир» тренинговая программа развития навыков конструктивного общения. 3) Программа «Развитие произвольной памяти, внимания у младших школьников» 4) Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов у младших школьников» |
III модуль. Дополнительное образование детей |
Организация творческой деятельности в кружках и секциях дополнительного образования: «Инфознайка», «Рукодельница», «Радуга», «Домисолька», «Домоведение», ОФП «Футбол». |
Посещения по графику |
Содержание и основные направления программы воспитательной деятельности
Основным содержанием воспитательной работы является приобретение воспитанниками группы комплекса социальных знаний и умений для реализации основных социальных функций (гражданин, работник, семьянин, потребитель):
- «Я – ученик» – формирование у воспитанников детского центра навыков планирования, организации и самоконтроля своей жизнедеятельности.
- «Я – личность» – формирование коммуникативной культуры воспитанников детского дома, выбор социально одобряемых моделей поведения; стремление к самоизучению и к саморазвитию.
-
«Я семьянин» – воспитанники знакомятся с основами семейного законодательства, бюджета, планирования семьи, с нравственными устоями семьи, приобретают знания рамок ответственности между членами семьи. Сюда же включена азбука ведения домашнего хозяйства, ухода за одеждой и обувью, правила пользования и ухода за предметами быта.
В основу всех разделов программы воспитательной деятельности положено описание частных компетенций по каждой социальной роли в виде ожидаемого результата, тематический план занятий с кратким содержанием по возрастным ступеням. В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах согласно годовой циклограмме, в рамках которой каждой социальной роли (разделу) отводится 6 часов. Форма проведения такого занятия не закреплена — это может быть и беседа, рассказ, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.) и практические занятия, экскурсии, дидактические, деловые и сюжетно-ролевые игры, праздники и торжественные вечера и т.д.
Используемые методы работы:
- убеждение, воздействующее на сознание ребенка;
- упражнение (в основе – приучение), способствующее формированию единства сознания и поведения:
- педагогическое требование, предполагающее постановку воспитанника в ситуацию выполнения определенных действий. Оно обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий детей, их поступков, поведения в целом, путем личного отношения педагога к воспитаннику;
- перспектива – метод педагогического взаимодействия, который стимулирует общественно-полезную деятельность детей путем постановки перед ними увлекательных значимых целей.
- поощрение и наказание, побуждающее воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозящее их нежелательные действия и поступки;
- общественное мнение – метод педагогического взаимодействия, привлекающий обучающихся к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив.
- метод проектов
Условия успешной реализации программы:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники);
- через методическое обеспечение (семинары, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- через систему КТД и традиционных дел детского дома;
- в ходе взаимодействия с узкими специалистами детского дома (социальный педагог, педагог – психолог, библиотекарь, педагог – организатор, мед. работники );
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями поселка, района, библиотеки, театры, ДК) и др.
Возможные риски и пути их преодоления:
При внедрении инновационной адаптивной модели системы воспитательной работы могут возникать и определенные риски, такие как:
– отсутствие мотивации у воспитанников;
– инертность воспитанников;
– инертность внешней среды.
Пути преодоления трудностей:
Достаточно высокий уровень управленческой компетентности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, информационно – разъяснительная работа, обеспечение согласованности действий между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса значительно снизят возможные проблемы. Внедрение механизмов поощрения снизит возможность возникновения трудностей при реализации программы воспитательной работы.
Пояснительная записка к разделу «Я – ученик» (для воспитанников 7-17 лет), Основным положением организации воспитательной работы в условиях детского дома является понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоения и приобретения системы социальных связей. Для того чтобы успешно и эффективно решать задачу подготовки воспитанников к правильному и сознательному выбору жизненного пути мы выделяем возрастные этапы и содержание профориентационной работы с учетом психологических и возрастных особенностей воспитанников: Работа по разделу «Я – ученик», для воспитанников 7- 17 лет, направлена на развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе, социальную, трудовую, игровую. Содержание раздела «Я – ученик» разработано на основе анализа типичных учебных затруднений воспитанников, связанных с несформированностью или недостаточной сформированностью навыков организации учебного труда, организации времени, низким уровнем учебной мотивации и рассчитано на три года. Содержание каждого года представлено тремя блоками: 1 блок – Школьная жизнь(1-11кл.). Мы – школьники (2-4 классы). 2 блок – Эффективная работа в школе и дома. 3 блок – Секреты хорошего отдыха. Деятельность воспитанника в рамках каждого года включает в себя: – ознакомление с теоретическим материалом; – применение полученных знаний на практике; – рефлексию, самооценивание и самоконтроль. Цель: Предупреждение и преодоление трудностей в учебе у воспитанников младшего школьного возраста, повышение учебной мотивации. Ожидаемые результаты: -социально-психологическая адаптация воспитанников в школе; -повышение уровня воспитанности; -повышение учебной мотивации. Тематический план раздела «Я – ученик» 1 год Цель: формирование учебной мотивации Задачи: -прививать интерес и желание заниматься учебной деятельностью; -формировать навыки школьной и учебной дисциплины; -учить создавать условия для организации домашней учебной деятельности; -развивать психические процессы: речь, память, воображение, внимание, мышление. -учить понимать содержание правил, которые предъявляются ученикам; – формирование позитивно-адекватной самооценки, навыков оценивания собственного труда.
2 год Цель: развитие познавательных способностей, общеучебных навыков и умений. Задачи: -прививать интерес и желание заниматься учебной деятельностью; -учить направлять свои усилия на решение учебных задач; -формировать общеучебные навыки, способствовать перерастанию навыков в привычку; -формировать умение самостоятельно добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей.
3 год 4.1 «Мы ученики» Учимся бережному отношению к материальным ценностям и личным вещам. 4.2 «Значимость труда» Развитие знаний о значении труда. 4.3 «Труд кормит, а лень портит» Анализируем пословицы и поговорки о труде. 4.4 «Общество и профессия. Что такое профессия» Формируем знания об отличиях труда профессионального и непрофессионального 4.5 «Зачем людям получать профессию?» Развиваем стремление быть успешными. 4.6 «Формула профессии» Знакомимся с формулой выбора профессии. Литература:
Содержание занятий раздела «Я – ученик» 1 год Блок 1. Школьная жизнь. 1.1. Введение. Кто я? Мы разные, каждый особенный. Учимся бесконфликтно общаться. Проведение диагностики. 1.2. Мы – школьники. Учение – главная работа. Зачем мы учимся? Блок 2. Секреты эффективной работы в школе и дома. 1.3. Организация учебного труда. Домашние задания и наше рабочее место дома. 1.4. Любите книгу. Посещение библиотеки, учимся бережному обращению с книгой. . Блок 3. Секреты хорошего отдыха (игровые занятия). 1.5. Наблюдательность, внимание, произвольность. Развитие наблюдательности, внимания. 1.6. Развитие мышления, речи, памяти. 2 год Блок 1. Мы – школьники. 2.1. Введение. 2.2. Наша школьная пора. Правильное отношение к школе. Зачем нужна школа? Блок 2. Секреты эффективной работы в школе и дома. 2.3. Учеба – трудная работа. Что значит в учебе «хочу», «могу», «надо»? 2.4. «Делу время, а потехе час». Необходимость соблюдения режима, умение ценить время. Блок 3. Секреты хорошего отдыха (игровые занятия) 2.5. Учусь отдыхать. Энциклопедия полезных советов. 2.6. Развитие навыков логического и творческого мышления, самоконтроля. 3 год Цель: Формирование навыков трудовой деятельности, потребность трудиться. Умение ориентироваться в мире профессий. Задачи:
Ожидаемые результаты:
|
Пояснительная записка к разделу «Я – личность»
Рассматривая воспитание личности как один из важнейших компонентов нравственного развития ребёнка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Цель личностного развития мы видим в формирование нравственного поведения, причём не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку».
Исходя из выше сказанного, содержание каждого года раздела «Я – личность» предполагает рассмотрение определённых тем по направлениям развития личности ребёнка.
Первый год рассчитан на изучение детьми основных нравственных качеств человека. Предлагаемый материал поможет воспитанникам задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребёнок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдёт о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.
Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы всем: отношение к людям, отношение к труду, отношение к вещам, честность, смелость. Второй год посвящён этикету, культуре поведения. Здесь мы рассматриваем умения детей вести себя в обществе, их манеры, речь, эстетику внешнего вида. Главными методами воспитания культуры поведения являются приучения воспитанников к выполнению правил культурного поведения и разъяснения им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребёнка и проводятся в процессе систематических занятий.
Третий год посвящён теме дружбы и товарищества. Эта тема всегда актуальна, особенно в условиях детского центра. Здесь дети часто сталкиваются с мнимой дружбой, предательством. Поэтому предложенные занятия направлены на формирование чувства товарищества. Предложенные занятия помогут воспитанникам сформировать правильную самооценку и разовьют их потребности в работе по самовоспитанию и самосовершенствованию. Этот блок посвящён проблемам милосердия и толерантности. Мы познакомим детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
А так же будем знакомить детей с различными эмоциональными состояниями, типами темперамента, характера. Учить воспитанников принимать правильные решения.
Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит воспитанников перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывать умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать своё понимание. Воспитание детей на принципах нравственности – это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.
Тематический план раздела «Я – личность»
1 год
Цель: Формирование нравственных качеств воспитанников.
Задачи: – дать понятие основных нравственных категорий личности;
– формировать умение различать положительные и отрицательные качества;
– развитие навыков общения.
Ожидаемый результат:
Воспитанник должен уметь:
– различать нравственные и безнравственные поступки;
– оценивать свои качества личности и своё поведение.
№ п/п |
Тема |
Часы |
1.1 |
«Вводное занятие» анкетирование |
1 |
1.2 |
«Мои хорошие качества» час общения |
1 |
1.3 |
«Добрые и злые дела» викторина |
1 |
1.4 |
«Театр вежливых слов» занятие-драматизация |
1 |
1.5 |
«Честность, прежде всего» занятие-драматизация |
1 |
1.6 |
«Диалог о совести» беседа-рассуждение |
1 |
Итого |
6 |
2 год
Цель: формирование у воспитанников способностей гармоничного общения.
Задачи:
- – познакомить детей с вербальным и невербальным самовыражением;
- – познакомить с понятием «характер»;
- – помочь детям тренировать свой характер, чтобы стать лучше как внешне, так и внутренне.
- – воспитывать нравственные ценности;
- – развивать навыки общения;
Ожидаемый результат:
- – приобретение опыта общения с людьми;
- – проявление сильных сторон характера;
- – дети понимают, является ли их поступок уважительным, надёжным, ответственным, честным по отношению к тем, кого коснётся их решение.
№ п/п |
Тема |
Часы |
2.1 |
«Водное занятие» анкетирование |
1 |
2.2 |
«Учусь общаться» беседа |
1 |
2.3 |
«Я, ты, мы» анализ ситуации |
1 |
2.4 |
«Я говорю и слышу» час общения |
1 |
2.5 |
«Искусство слышать» беседа |
1 |
2.6 |
«Смотрю и вижу» час общения |
1 |
Итого |
6 |
3 год
Цель: формировать способность правильно выражать свои чувства, отношение к сверстникам и взрослым.
Задачи:
– способствовать сплочению коллектива;
– познакомить с типами темперамента и характера;
– учить детей разрешать конфликты.
Ожидаемый результат:
- – эмоциональная саморегуляция;
- – соблюдение норм и правил общества;
- – дети умеют видеть положительные качества в окружающих;
- – умеют принимать правильное решение;
- – умеют самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
№ п/п |
Тема |
Часы |
4.1 |
«Вводное занятие» анкетирование |
1 |
4.2 |
«Учусь видеть хорошее» беседа-рассказ |
1 |
4.3 |
«Учусь понимать других» беседа |
1 |
4.4 |
«Учусь принимать решения» беседа-обсуждение |
1 |
4.5 |
«Учусь быть порядочным» час общения |
1 |
4.6 |
«Учусь быть принципиальным» час общения |
1 |
Итого |
6 |
Содержание занятий по разделу «Я – личность»
1 год
Тема 1.1 «Вводное занятие»
/определение уровня знаний детей по данной теме/
Тема 1.2 «Мои хорошие качества»
/Познакомить детей с понятием «доброта». Учить детей отличать хорошее от плохого. Дать понятие парности качеств «добрый – злой». Рекомендуется использовать сказку Ш. Перро «Золушка», где на примере сестёр показана парность добра и зла./
Тема 1.3 «Добрые и злые дела»
/проводится в форме викторины по русским народным сказкам. Дети должны выявить героев, которые совершают положительные или отрицательные поступки/
Тема 1.4 «Театр вежливых слов»
/проводится в форме занятия – драматизации по стихотворению Э. Мошковской «Вежливое слово». Выделить важность и необходимость вежливых слов в общении/
Тема 1.5 «Честность – прежде всего»
/используя форму занятие-драматизация или кукольный спектакль по русской народной сказке «Обманом не проживёшь», воспитывать в детях желание и стремление быть всегда честными/
Тема 1.6 «Диалог о совести»
/уточнить значение таких нравственных категорий как совесть, стыд, раскаяние на примере рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»/
2 год
Тема 2.1 «Вводное занятие»
/определение уровня знаний детей по данной теме/
Тема 2.2 «Учусь общаться»
/ Донести до детей мысль о важности общения в жизни каждого человека/
Тема 2.3 «Я, ты, мы»
/помочь детям понять необходимость и ценность общения, используя ситуативные задачи/
Тема 2.4 «Я говорю и слышу»
/ Познакомить детей с вербальными средствами общения/
Тема 2.5 «Искусство слушать»
/ Назвать признаки общения человека, который умеет слушать и слышать/
Тема 2.6 «Смотрю и вижу»
/ Познакомить детей с невербальными средствами общения (мимика, жесты, интонация)/
3 год
Тема 3.1 «Вводное занятие»
/определение уровня знаний детей по данной теме/
Тема 3.2 «Учусь видеть хорошее»
/ Учить видеть хорошее, доброе в каждом человеке. Произведение М. Телегина «Как Маша хороших людей от плохих отличать училась» из книги «Книга для ума и сердца»/
Тема 3.3 «Учусь понимать других»
/ Формировать способность правильно выражать свои чувства, отношение к сверстникам и взрослым/
Тема 3.4 «Учусь принимать решения»
/ Показать многообразие принимаемых решений, связь поступков и решений, учить объяснять шаги принимаемых решений/
Тема 3.5 «Учусь быть порядочным»
/ Объяснить детям, почему порядочность является главным качеством человека/
Тема 3.6 Учусь быть принципиальным»
/ Объяснить понятие «принцип», и что является основой для принципов поведения/
Список литературы для педагога:
- А. Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»
- А. Лопатина, М. Скребцова «600 творческих игр для больших и маленьких», Москва, «Амрита – Русь», 2005
- Г. Остер «Вредные советы», Москва, «РОСМЭН», 1999
- «Уроки вежливости» /комплект наглядных пособий для начальной школы/, Харьков, «Ранок», 2007
- С.В. Кайзер, Программа элективного курса «Хочу быть успешным»
- Л.К. Сидорова, «Программа социального воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Москва, «АПКиПРО», 2003
- М.Н. Бодрягина, Н.С. Викторова, Г.М. Фартушнова «Программа воспитательной работы в разновозрастной группе «Стать человеком»
Список литературы для детей:
- Ш. Перро «Золушка»
- Э. Мошковская «Вежливое слово»
- Русская народная сказка «Обманом не проживёшь»
- В. Драгунский «Тайное становится явным»
- Братья Гримм «Госпожа метелица»
- Английская народная сказка «Три поросёнка»
- М. Скребцова «Храбрая лягушка»
- Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
- В. Осеева «Бабка»
- С. Михалков «Бараны»
- А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»
- В. Сухомлинский «Девочка и ромашка»
- Т. Тэcc «Цена дружбы»
- Н. Пезяшкин «Не всё сразу»
- Н. Носов «Заплатка»
- М. Телегин «Как Маша хороших людей от плохих отличать училась»
- Афганская народная сказка «Волк ябедник»
- К. Паустовский «Тёплый хлеб»
- Г.Х. Андерсен «Русалочка»
- А. Неелова «Волчья ягода»
Пояснительная записка к разделу «Я-семьянин»
Семейное воспитание детей в условиях детского центра – это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Важна и актуальна эта проблема, так как очень важно, чтобы воспитанники создали свои семьи и не бросили своих детей. А сложность заключается в том, что нужно воспитать «семьянина» без семьи, как не парадоксально это звучит.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д.
В детском центре воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Они не имеют опыта проживания в семье, представления о семье, о домашнем труде и ведении домашнего хозяйства. В работе с такими детьми возникают трудности, но есть и возможность «работать с чистым листом». На положительных примерах из литературы, жизни можно сформировать представления о социальных ролях, о взаимоотношениях в семье, о том какой должна быть семья. Эти дети не имеют перед глазами или в памяти образа своих родителей и семей, в которых они родились, в отличие от детей, поступивших в детские дома из дезадаптированных семей. Их представления о семье, семейных ролях и отношениях существенно искажены. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. С такими детьми работать значительно труднее, так как приходится «ломать» уже сложившийся стереотип, объяснять, что это не норма, что так нельзя.
Важное значение для семейного воспитания детей имеет их участие в домашнем труде. В домашнем труде воспитывается аккуратность, ответственность, трудолюбие и т. д… Активное участие детей в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни.
Основные виды труда в семье, которые воспитывают и развивают ребенка – это уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие в решении финансовых вопросов, уход за растениями. Уход за собственным домом развивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление. Участие детей в уборке дома развивает у них аккуратность и чистоплотность. Необходимо, чтобы эти качества проявлялись у ребенка в самообслуживании, в систематическом уходе за собой, за своей одеждой, за игрушками и другими вещами личного пользования.
Другой аспект в семейном воспитании – экономический. Он включает участие ребенка в ведении домашнего хозяйства, связанных с этим расчетов, в расходовании семейного бюджета, в определении доходов и расходов. Приобретение ребенком элементарного опыта экономических отношений в семье способствует формированию предприимчивости, экономности и расчетливости.
Содержание раздела «Я – семьянин» включает в себя три блока:
- Семья и ее функции
- Домашний труд в жизни семьи
- Хозяйство семьи и бюджет
Особое внимание уделено первому блоку, так как здесь формируются основы семейной жизни. Занятия по этому блоку проводятся в течение всех трех лет. В первый и второй год рассматриваются вопросы, связанные со знакомством с семейными ролями, очерчивается круг нравственных качеств, характеризующих членов семьи. Третий год – знакомство с семейными традициями, их значением. А так же происходит знакомство с культурой семейных взаимоотношений. Занятия направлены на воспитание будущего семьянина. Идет формирование представлений и практических навыков о строительстве собственной семьи. Третий блок занятий посвящен формированию основ экономической культуры и грамотности. Все занятия спланированы в соответствии с возрастом, интересами и уровнем понимания.
Цели и задачи
1.Создать условия для подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни:
- знакомство с понятиями семья, состав семьи, социальные роли и статусы семьи;
- воспитание нравственных качеств, характеризующих членов семьи;
- формирование культуры семейных традиций;
- воспитание нравственных качеств необходимых для создания благополучного семейного климата;
- знакомство с видами семей, функциями социального института семья, способствовать формированию представлений и практических навыков о строительстве собственной семьи.
2.Создать условия для формирования практических навыков по ведению домашнего хозяйства:
- формирование навыков коллективной и трудовой деятельности, потребности трудиться;
- развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем.
3.Создать условия для формирования основ экономической культуры и грамотности:
- воспитание бережного и экономичного отношения к вещам, имуществу, воде, электроэнергии, времени и т.п.;
- раскрыть содержание основных экономических понятий: экономика, потребность, товар, деньги, услуги, доходы, расходы, семейный бюджет;
- формирование умения планировать и расходовать семейный бюджет.
Ожидаемый результат:
- знакомы с понятиями семья, состав семьи, социальные роли и статусы семьи;
- имеют представление о нравственных качеств, характеризующих членов семьи, культуре семейных традиций, нравственных качеств необходимых для создания благополучного семейного климата;
- знакомы с видами семей, функциями социального института семья, имеют представление о практические навыках строительства собственной семьи.
- Сформированы навыки коллективной и трудовой деятельности, потребности трудиться, трудовые навыки по уходу за собой, своим жилищем.
- Сформированы основы экономической культуры и грамотности.
Тематический план раздела «Я – семьянин»
1 год
Тема |
Часы |
|
Семья и ее функции |
||
1.1 | Вводное |
1 |
1.2 | «Что такое семья?» |
1 |
Домашний труд в жизни семьи |
||
1.3 | Порядок на столе |
1 |
1.4 | Порядок в портфеле |
1 |
Хозяйство семьи и бюджет |
||
1.5 | Операция «Капелька» |
1 |
1.6 | Операция «Светлячок» |
1 |
Итого: |
6 |
2 год
Тема |
Часы |
|
Семья и ее функции |
||
2.1 | Вводное |
1 |
2.2 | Взаимоотношения в семье |
1 |
Домашний труд в жизни семьи |
||
2.3 | Одежда в школу |
1 |
2.4 | Стирка носок |
1 |
Хозяйство семьи и бюджет |
||
2.5 | Что такое экономика |
1 |
2.6 | Потребности семьи |
1 |
Итого: |
6 |
3 год
Тема |
Часы |
|
Семья и ее функции. Я – будущий родитель |
||
3.1 | Вводное |
1 |
3.2 | Дерево семьи |
1 |
Хозяйство семьи и бюджет |
||
3.3 | Семейный бюджет |
1 |
3.4 | Экскурсия в сбербанк |
1 |
3.5 | Учимся оплачивать коммунальные платежи |
1 |
3.6 | Я грамотный потребитель. |
1 |
Итого: |
6 |
Содержание занятий по разделу «Я – семьянин»
1 год
Блок 1 Семья и ее функции
Тема 1.1 Вводное
Выявить уровень знаний детей по разделу
Тема 1.2 «Что такое семья?»
На примере русской народной сказки «Три медведя» раскрыть понятие «семья», состав семьи, взаимоотношения в семье
Блок 2 Домашний труд в жизни семьи
Тема 2.1 Порядок на столе
Формирование начальных навыков самообслуживания: дать представление о понятии рабочее место, продуктивность труда школьника, порядок, формирование умения определять «нужные» и «ненужные» для работы вещи. (Практическое занятие)
Тема 2.2 Порядок в портфеле
Формирование начальных навыков самообслуживания: формирование умения наводить порядок в учебных вещах, готовить только то, что пригодится в школе, формирование понятия дисциплина и порядок. (Практическое занятие)
Блок 3 Хозяйство семьи и бюджет
Тема 3.1 Операция «Капелька»
Воспитывать бережное отношение к воде. Провести наблюдение за расходом воды, показать на наглядном примере, что нужно бережно расходовать воду, чтобы сэкономить семейный бюджет и не навредить природе. (КТД)
Тема 3. 2 Операция «Светлячок»
Приучать детей экономить электроэнергию. Провести исследовательскую работу по подсчету расхода электроэнергии, показать на наглядном примере, что нужно экономно расходовать электричество, чтобы сэкономить. (КТД) семейный бюджет.
2 год
Блок 1 Семья и ее функции
Тема 1.1 Вводное
Выявить уровень знаний детей по разделу
Тема 2.2 Взаимоотношения в семье
Уточнение представлений о семье, об этике семейных отношений; формы и стили взаимоотношений.
Блок 2 Домашний труд в жизни семьи
Тема 2.1 Одежда в школу
Формирование начальных навыков самообслуживания: умения выбрать подходящую одежду для школы, умения ухаживать за ней, готовить ее к школе. (Практическое занятие)
Тема 2.2 Стирка носок
Формирование начальных навыков самообслуживания: правила стирки носок. (Практическое занятие)
Блок 3 Хозяйство семьи и бюджет
Тема 3.1 Что такое экономика
Раскрыть содержание понятия «экономика», из чего складывается экономика семьи
Тема 3.2 Потребности семьи
Познакомить с понятием «потребности», видами потребностей; рассмотреть пути удовлетворения потребностей
3 год
Блок 1 Семья и ее функции. Я будущий родитель.
Тема:1.1. Вводное.
Выявить уровень знаний детей
Тема:1.2. Древо семьи.
Познакомиться с понятием «дерево семьи» на примере известных людей; попытаться построить древо своей семьи каждому ребёнку.
Блок 2 Хозяйство семьи и бюджет
Тема: 2.1. Семейный бюджет.
Рассмотреть понятия «семейный бюджет», «зарплата», рассмотреть основные составляющие части семейного бюджета
Тема: 2.2. Экскурсия в сбербанк.
Роль банков, функции банка, виды вкладов и кредитов
Тема: Учимся оплачивать коммунальные платежи.
Научить детей оплачивать предоставляемые услуги, показать на конкретном примере необходимость экономичного использования воды, света, тепла.
Блок 3 Тема: 3.1. Я грамотный потребитель.
Формирование понятия потребитель, грамотный потребитель, формирование умения сопоставлять цену товара и наличную сумму денег, знакомство с функциями социального института по защите прав потребителя
Тема:3.2. Планирование крупных покупок.
Что можно назвать крупной покупкой и ее необходимость.. Экономия семейного бюджета, планирование крупной покупки, роль банка в приобретении крупной покупки.
Литература:
- М.П.Осипова «Воспитание. Подготовительный класс». Уч.пос.-ООО «Интерпрессервис». УП «Экоперспектива». – 2002
- А. Лопатина, М.Скребцова «Счастье семьи» 32 беседы по семейному воспитанию в школе.Книжный дом «Локус». – 2002
- Методическая папка «Конспекты занятий по направлению: «Культура семейных взаимоотношений»»
- Н.Степанов, Т.Шайдо Семейное воспитание /Беспризорник №2, 2010
- М.М.Воронина Школа юного экономиста. Волгоград, «Учитель». – 2007
- О. Паншина Программа по формированию брачно-семейных представлений у воспитанников детского дома юношеского возраста «У нас будет семья»
- Н.Ф.Плясов, Г.И. Плясова Воспитание семьянина в условиях детского дома. Барнаул, государственное издательство – полиграфическое предприятие, Алтай, 2000
- Череповецкий дет.дом.
- В.В. Гладкая социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений восьмого вида. Москва НЦ ЭНАС, 2006
- Материалы сайта «Фестиваль открытый урок»
- Лопатина, М. Скребцова Начала мудрости. 50 уроков
Дополнительное образование детей
Пояснительная записка по реализации дополнительного образования в условиях детского центра
Федеральный образовательный стандарт общего образования в требованиях к результатам образования, соответствующим современным представлениям о структуре личности и деятельности человека, обособляет трудовую сферу. Впервые в качестве результата образования выдвигается требование сформировать у ребенка культуру труда на уровне допрофессиональных умений и навыков взаимодействия человека с различными сторонами окружающей деятельности; умения преобразовательной деятельности.
Наиболее полно реализовать данное требование в нашем детском центре позволяет система дополнительного образования. Дополнительное образование является составной частью целостной воспитательной системы и решает конкретный спектр задач:
1. Формировать у ребенка позитивную «Я – концепцию» (характеризующуюся следующими признаками: уверенностью в доброжелательном отношении к ребенку окружающих; убежденностью ребенка, что в данном виде деятельности он успешен, оригинален, ярок; получением опыта межличностного взаимодействия).
2. Развивать у детей умения планирования и организации своего свободного времени.
3. Стимулировать познавательные интересы детей (т.к. само содержание дополнительного образования направлено на преобразование материальной составляющей окружающего мира и себя самого в физическом и духовном планах).
В условиях детского центра традиционно в течение последних лет дополнительное образование представлено деятельностью творческой мастерской «Домовенок», кружками «Инфознайка», «Рукодельница», «Радуга», «Домисолька», «Домоведение», ОФП.
Критерии реализации дополнительного образования
- положительная динамика охвата воспитанников системой дополнительного образования учреждения и социума в зависимости от склонностей, интересов, состояния здоровья детей;
- стабильность посещения кружков, секций, объединений воспитанниками;
- участие воспитанников в конкурсах, смотрах и др. разного уровня;
- положительная динамика или устойчивость доли воспитанников, получающих профессиональное образование по профилю дополнительного образования, использующих опыт дополнительного образования в организации своего досуга.
Литература:
- Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог – социальный институт, 2004,
- Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
- Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. – СПб.: 1996.
- Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
- Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
- Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. – 1994. -Т.1.- № 1.
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – Москва, Сфера, 2002.
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
- 15.Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
- Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
- Амосов Н.М. «Здоровый образ жизни: Проблемы гигиены», /ж. «Воспитание школьников», № 2, 1988.
- Андреев Ю.А. «Три кита здоровья».- Екатеринбург, 1993.
- Брехман И.И. «Валеология – наука о здоровье».-М.: ФиС, 1991.
- Величковский Б.Т., Суравегина И.Г., Цыпленкова Т.Т «Здоровье и окружающая среда» учебное пособие для учащихся 9 класса – М.: 1992.- 125с
- Гамонишина Л.Т. «Модель управления «Здоровой школой» / ж. «Валеология», 2001-№1/.
- Дубровский В.И. Валеология Здоровый образ жизни / Предисл. В.Н. Мошков.-М.:, Флинта, 1999.-560 с.
- Зайцев Г.К., Колбанов В.В. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии: СПб, 1994.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма.
- , изд. «Детство – ПРЕСС», СПб , 2000.
- Зайцев Г.К., Насонкина С.А. «Уроки Знайки. Воспитай себя», СПб, «Детство – ПРЕСС», 1999.
- Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. Практическое пособие для воспитателей и преподавателей физкультуры в ДОУобщего и интернатного типа. Воронеж 2007.
- Как сохранить здоровье школьников. 5-9 класс.. О.Н. Рудякова. Игры, классные часы, родительские собрания. В помощь классному руководителю. Волгоград. 2008
- Кулева С.В. Проблема создания Школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения – /ж. «Завуч» №2 – 1998.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.-М.: ТЦ сфера, 2004.- 384 с.
- Кузнецов А.М. Программа «Здоровье» школы лаборатории «Лосиный остров». М, /ж. Завуч, №3 – 1998., с.44 — 49.
- Кружилина Т.В., Орехова Т.Ф. «Здоровое поколение» Программа по валеологии для учащихся 1- 11 классов средней общеобразовательной школы: Магнитогорск, 1998.
- Лазарев М.Л. «Здравствуй» – программа для детей дошкольного возраста.- М., 2000.
- Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья.- М., 1995.-64 с.
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- М.: Академия здоровья, 1997.-376 с.
- Лях В.И. Мой друг- физкультура – учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы, «Просвещение», М., 2001., 192с.
- Мухина В.С. Возрастная психология – М., 1997-180 с.
- Неретин В.Ф. Формирование культуры отношения к своему здоровью у младших школьников средствами физического воспитания. Дисс., канд., пед., наук – Магнитогорск, 2003.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс.- М.- ВАКО, 2004.- 240 с.
- Педагогика здоровья.- М.: Педагогика, 1990.- 288 с.
- Психологические игры. С. Хромова . Азбука развития. 2009. РИПОЛ КЛАССИК ДОМ. ХХӏ век. Москва.
- Ротенберг Р. Расти здоровым – Детская энциклопедия здоровья- М.: «Физкультура и спорт», 1992- 260 с.
- Система работы с родителями. Разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний 5-6 классы. Школа и родители. Волгоград: Учитель, 2007.
- Соковня – Семенова И.И. Основы ЗОЖ и первая медицинская помощь – учебное пособие, – М., 1997-80 с.
- Трушкина Л.Ю., Квитько Л.А. В здоровом теле – здоровый дух.: Ростов- на Дону, 2002.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет: Ярославль: Академия развития, 2002- 144 с.
- Усов И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра.- 2-е изд., перераб. и доп.- Минск.: Беларусь, 1994.- 446 с.
- Чистякова М.Н. Психогимнастика. – М., 1995.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!