logo

Влияние табакокурения на здоровье человека

Учебно-исследовательская работа «Влияние табакокурения на здоровье человека»

Автор: Трофимова Ульяна Викторовна,
ученица 3 «Б» класса МБОУ «СОШ № 2», 
г. Саяногорск, республика Хакасия
—————————————————
Руководитель:
Ломаковская Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

В нашей стране число курильщиков ежегодно увеличивается   на 10%, причём за счёт подростков. В большинстве стран примерно треть курильщиков – пятнадцатилетние подростки, значительная часть которых курят с 7-10 лет. Ученики нашей школы не исключение. К сожалению,  очень часто можно увидеть курящих ребят в подъездах или прямо на улицах. Но самое ужасное, что среди курящих можно увидеть девочек и  девушек, а ведь это будущие мамы!

Цель: изучение воздействия табакокурения на организм человека.
Задачи исследования:

  • изучить информационные источники по теме;
  • выявить отношение учащихся начальных классов МБОУ СОШ №2 к данной проблеме;
  • провести опыт, доказывающий отрицательное влияние табачного дыма на организм человека.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: влияние табакокурения на здоровье человека.
Гипотеза исследования
Табакокурение негативно влияет на здоровье человека.
Методы исследования:

  • анализ источников и информации по теме;
  • анкетирование;
  • опыт;
  • наблюдение;
  • сравнение.

Этапы работы над исследованием

1  этап – теоретический (анализ литературы, изучение проблемы)

2  этап – экспериментальный (анкетирование, проведение опыта)

3 этап – обобщающий (обобщение результатов анкетирования, опыта;  систематизация материала; формулирование выводов)

Глава 1. ВЛИЯНИЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Состав табачного дыма
Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их ведь насчитывается 1200. Но самая главная опасность для курильщика – табачный деготь. Установлено, что в состав табачного дегтя входят различные ароматические вещества и смолы, способные вызывать злокачественные опухоли. Курение можно считать формой загрязнения воздуха. Оно подобно работе дымовой трубы. Внутри горящего кончика сигареты температура достигает 300 градусов по Цельсию и происходят химические реакции образования более 3600 веществ. Сигарета – своеобразная химическая фабрика. В состав табачного дыма входят: канцерогенные смолы,  никотин, оксид углерода, углекислый газ, аммиак, синильная кислота, сажа, свинец и мышьяк

1.2 Действие курения на организм человека
«Мишенями» табачного дыма становятся самые важные структуры организма – клетки крови, мозга, легких и нервные клетки. Курение табака вызывает хроническое воспаление слизистых оболочек дыхательных путей, органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, отравляет плод, находящийся в утробе матери.

У курильщиков страдают все системы органов, но в первую очередь дыхательная система. Зубы курильщиков, как правило, имеют желтый цвет и многочисленные трещины. Это способствует развитию кариеса и разрушению зубов.

Вредные последствия курения становятся очевидными далеко не сразу, а когда они проявляются в полной мере, то устранить их или хотя бы ослабить не всегда легко, а порой и невозможно.

Наиболее сильным ядом в продуктах горения табака является угарный газ. Табачный дым содержит 8% угарного газа. Степень кислородной недостаточности после выкуривания одной сигареты оказывается такой же, как при подъеме нетренированного человека на высоту 3000 метров над уровнем моря. Если курит подросток, то хроническое кислородное голодание приводит к отставанию в росте, снижению защитной реакции организма к инфекции – иммунитета.

В сигареты добавляют ряд ароматических веществ, которые или сами канцерогенны, или дают канцерогенные продукты при сгорании.

1.3 Курение и подростки
Курение детей и подростков очень актуальная проблема. Современные дети пробуют первую сигарету в среднем в одиннадцать с половиной лет. А некоторые, стремясь подражать взрослым и раньше.

Развивающиеся организмы детей на 40% более чувствительны к никотину, нежели более стойкие организмы взрослых людей, и практически сразу привыкают.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника, т.к. никотин убивает клетки мозга и останавливает формирование новых клеток в части мозга, отвечающей за память. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

2.1 Проведение и анализ социологического опроса

В процессе исследовательской работы  было проведено анкетирование «Моё отношение к проблеме курения» (Приложение 1), в котором приняли участие  23 ученика 3 «Б» класса МБОУ СОШ №2 г. Саяногорска. Из них 15 (65%) – девочки, 8 (35%) — мальчики (рис.2.1).

Рис.2.1 Распределение респондентов по половому признаку, %

Рис.2.1 Распределение респондентов по половому признаку, %

Большинство респондентов –  20 (87%) в возрасте 9 лет, далее в возрасте 10 лет – 2 (9%), наименьшее количество человек в возрастной группе  8 лет – 1 (4%) (рис. 2.2).

Рис. 2.2 Возрастной состав респондентов, %

Рис. 2.2 Возрастной состав респондентов, %

1. Курят ли ваши родители?

Рис. 2.3 Ответ на вопрос «Курят ли ваши родители?», %

Рис. 2.3 Ответ на вопрос «Курят ли ваши родители?», %

На рис. 2.3 показано, что только 35%  ответили, что родители не курят, 35% — родители курят, 30% — курит один из родителей.

2. Пробовал ли курить сам – понравилось, не понравилось.

Рис. 2.4 Ответ на вопрос «Пробовал ли курить сам – понравилось,  не понравилось»

Рис. 2.4 Ответ на вопрос «Пробовал ли курить сам – понравилось, не понравилось»

Из диаграммы следует, что пробовали курить – 17% учеников (4 человека).

3. Как ты думаешь, почему люди начинают курить?

Рис. 2.5 Ответ на вопрос «Как ты думаешь, почему люди начинают курить?», %

Рис. 2.5 Ответ на вопрос «Как ты думаешь, почему люди начинают курить?», %

На рис. 2.5 видно, что 11 человек (48%), не могут ответить на вопрос «Почему люди начинают курить?».

4. Что ты знаешь о вреде курения?

Рис. 2.6 Ответ на вопрос «Что ты знаешь о вреде курения?», %

Рис. 2.6 Ответ на вопрос «Что ты знаешь о вреде курения?», %

На диаграмме представлены результаты ответов на вопрос о вреде курения на человека. К сожалению, 6 человек (26%) ничего не смогли ответить на этот вопрос. 5 человек (22%) назвали только один показатель, почему табакокурение вредит здоровью (загрязняются лёгкие, рак лёгких, стареет кожа).

2.2 Опыт «Вред табачного дыма на организм человека»

Наглядный опыт «Вред табачного дыма на организм человека» был проведён для учащихся 3б класса МБОУ СОШ №2 под руководством учителя химии Осиповой Л.Г. (Приложение 2-3).

Цель эксперимента: Моделирование процессов, происходящих при сильном нагревании табака и протекающих при курении.

Оборудование и реактивы:  пробирка, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, стаканы химические мерные на 100 мл, растворы йода и перманганата калия 1%, табак.

Ход эксперимента:

  1. В пробирку внесем немного табака и закроем ее отверстие пробкой газоотводной трубкой. Внутри пробирки, перед пробкой с трубкой поместим небольшой кусочек хлопковой ваты. Нагреем пробирку пламенем спиртовой горелки. Через несколько минут видно, что в пробирке образуется темно-коричневая жидкость – деготь, а из газоотводной трубки выделяются белые пары газообразных веществ – табачный дым. Подожжем выделяющиеся газы – они горят. Среди них угарный газ, этилен, аммиак, которые обладают высокой физиологической активностью и агрессивно действуют на организм.
  2. Опустим внешний конец газоотводной трубки в стакан с раствором перманганата калия и пропустим выделяющиеся газы через этот раствор. Видно постепенное обесцвечивание раствора соли, образование хлопьев осадка бурого цвета. Пропустим выделяющиеся газы через водный раствор йода, раствор постепенно обесцветится.
  3. После окончания реакции, убираем газоотводную трубку и извлекаем ватку из пробирки. Следует отметить ее желтый цвет, она как фильтр поглотила часть продуктов перегонки табака. Опустим ватку в свежеприготовленный раствор перманганата калия, наблюдаем мгновенное обесцвечивание раствора и образование хлопьев осадка бурого цвета.

Из проведённого опыта следует, что табачный дым содержит большое количество веществ, молекулы которых имеют активные связи и легко вступают в химические реакции, в том числе окислительно-восстановительные. Эти реакции происходят на поверхности слизистых оболочек дыхательных путей курильщиков, разрушая клетки тканей. В легких вредные вещества легко всасываются в кровь, где также вступают в реакцию с биологически активными компонентами крови, разрушая их.

2.3 Повторное анкетирование

Повторное анкетирование (Приложение 1).

После проведения наглядного опыта 100%  учащихся отметили, что недостаточно знали о действии табачного дыма на организм человека и на вопрос: «Собираешься ли ты курить в будущем, когда станешь взрослым?» был получен отрицательный ответ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Изучив различные источники информации по теме, мы выяснили, что табакокурение наносит непоправимый вред здоровью человека.
  2. Анализ результатов анкетирования «Мое отношение к проблеме курения» показал, что из 23 опрошенных 4 (17%) пробовали курить, а 28% учащихся ничего не знают о вреде курения на живой организм. Родители 30% учащихся курят, 35% учащихся сказали о том, что курят кто-то один из родителей.
  3. На примере эксперимента «Вред табачного дыма на организм человека» обучающиеся 3б класса смогли наглядно убедиться, что табачный дым содержит вредные вещества, губительно действующие на организм человека.
  4. Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу, что курение губительно действует на организм человека, особенно ребёнка.
  5. Повторное анкетирование после проведения опыта свидетельствует о том, что наглядный эксперимент может произвести достаточно сильное впечатление на ребят и сформировать у них отрицательное отношение к курению.
  6. Помимо анкетирования учащихся, наглядного опыта «Вред табачного дыма на организм человека» в 3б классе был проведён классный час по теме «Вред табакокурения на здоровье человека» (Приложение 4). Итогом классного часа стал конкурс рисунков по данной теме (Приложение 5-6).
  7. Культура знаний оказывает существенное воздействие на отношение людей  к курению. Недостаток знаний способствует формированию неправильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. А пока взрослые продолжают  курить, они, не задумываясь, учат этому детей. Только в том случае, когда человек знает о вреде курения, он способен устранить из своей жизни эту вредную привычку.
  8. Итогом работы стала разработка буклета для детей и их родителей  класса «Вред курения на организм человека».

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляев И.И. Табак – враг здоровья. Издательство. Медицина. Москва. 2001
  2. Вокруг света: журнал — №9 — 1986
  3. Воропай А. В. «Бросьте сигарету». – М., Просвещение, 2005.
  4. Дацун Н.П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся.// Биология в школе,2006. №6-с.63-68
  5. Заикин Н.А. Спасибо не курю!// – М.: Молодая Гвардия, 2000. – 174с.
  6. Зуева Т. Профилактика табакокурения. Воспитание школьников. 2001.№ 7.
  7. Касаткин В.Н. и др.Программа профилактики курения в школе / М., 2005.
  8. Курение.// Здоровье, 2004. №8-с.70-71.
  9. Костюченков В.Н. и др. Вредные привычки или здоровье – выбирайте сами. – Смоленск, 2001.
  10. Малышева Г.И. Такие вредные привычки. г. Москва, 2005
  11. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение, 2006

Приложение 1

 Анкета №1  «Мое отношение к проблеме курения»

 1. Курят ли дома родители? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Пробовал ли курить сам – понравилось,  не понравилось.____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как ты думаешь, почему люди начинают курить?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что ты знаешь о вреде курения?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Анкета №2  «Мое отношение к проблеме курения»

1. Знал ли ты до опыта, какой вред наносит организму человека табачный дым?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Собираешься ли ты курить в будущем, когда станешь взрослым? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Фото №1 опыта «Вред табачного дыма на здоровье человека»

Фото №1 опыта «Вред табачного дыма на здоровье человека»

 

Фото №2 опыта «Вред табачного дыма на здоровье человека»

Фото №2 опыта «Вред табачного дыма на здоровье человека»

 

Приложение 3

Фото №3 опыта «Вред табачного дыма на здоровье человека»

Фото №3 опыта «Вред табачного дыма на здоровье человека»

 

Фото №4 опыта «Вред табачного дыма на здоровье человека»

Фото №4 опыта «Вред табачного дыма на здоровье человека»

Приложение 4

Фото №5 классного часа «Вред курения»

Фото №5 классного часа «Вред курения»

 

Фото №6 классного часа «Вред курения»

Фото №6 классного часа «Вред курения»

 

Фото №7 классного часа «Вред курения»

Фото №7 классного часа «Вред курения»

 

Фото №8 классного часа «Вред курения»

Фото №8 классного часа «Вред курения»

 

Фото №9 классного часа «Вред курения»

Фото №9 классного часа «Вред курения»

 

Фото №10 классного часа «Вред курения»

Фото №10 классного часа «Вред курения»

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!