logo

Влияние образа жизни одноклассников на их здоровье

Влияние образа жизни одноклассников на их здоровье

Автор:  Гуляева Софья Владимировна,
учитель физической культуры
МБОУ “СОШ № 5”,
Иркутская область, г. Зима

Введение  

Цель: показать ребятам, что человеку важно быть абсолютно здоровым, чтобы добиться успехов в жизни. И что, на самом же деле, вести здоровый образ жизни – это совсем не сложно.

 Задачи: 

  1. изучить литературу по выбранной теме;
  2. провести тестирование, с целью определения основных правил  в формировании здорового образа жизни моих сверстников;
  3. пропагандировать здоровый образ жизни среди своих одноклассников, через подготовку и проведение  классных часов, бесед, спортивных мероприятий, акций.

Гипотеза: Если учащиеся будут знать, как образ жизни влияет на их здоровье, возможно, они будут вести здоровый образ жизни и их здоровье не ухудшится.

Самое главное сокровище человека – здоровье. Именно от здоровья зависит жизнь человека. При встрече мы спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу. Оно является главным условием человеческого счастья. Ведь недаром народная мудрость гласит: “В здоровом теле – здоровый дух”.

К сожалению, мы не задумываемся о своём здоровье, пока молоды и здоровы, а ведь молодёжь сильно рискует своим здоровьем. Сейчас большинство девушек и юношей ведут неправильный образ жизни, имеют вредные привычки, укорачивающие жизнь, такие, как курение, алкоголизм, наркотики. Многие мои сверстники переедают или едят вредные для здоровья продукты, такие как сухарики, чипсы, что приводит к ожирению. Всё это вызывает преждевременное старение, и уже к 20-30 годам человек приобретает “букет болезней”.

Я считаю, что здоровье зависит во многом от нас самих. Часто наблюдаешь такую картину, человек вместо того, чтобы пройтись пешком, садится за руль. Если раньше мы постоянно двигались, то теперь большую часть жизни проводим сидя. Ещё больше нас привязали к креслу компьютеры. Наши мышцы становятся слабыми без ежедневных физических усилий.

А вот как обстоят дела в наших школах: ребята очень мало занимаются спортом, особенно девочки. В моём классе, например, многие родители стараются освободить своих чад от уроков физкультуры,  доставая им  медицинские справки. В итоге мы имеем больное подрастающее поколение. А ведь давно известно, что каждый ребёнок должен по часу в день заниматься физическими упражнениями, чтобы вырасти крепким и здоровым.  Мы с детства должны соблюдать нехитрые правила здорового образа жизни, к которым относятся: правильное питание, закаливание организма, физические упражнения, режим дня, искоренение вредных привычек. Обязанность каждого человека – укрепить и сохранить собственное здоровье. Только тогда человек будет счастлив, если он – здоров. Только тогда он может добиться поставленной в жизни цели. От того насколько мы  будем здоровы, зависит будущее наших детей. Здоровым быть на самом деле здорово!

Я считаю, сегодня здоровым – быть здорово, модно, престижно, да и просто жизненно необходимо. Здоровый образ жизни для нас, молодого поколения, – это жизненная норма, и мы должны соответствовать ей. “У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё”,  – гласит арабская пословица.

Здоровье человека зависит от ЗОЖ

Правила здорового образа жизни:

  • Правильное питание.
  • Занятие физкультурой и спортом.
  • Правильное распределение режима дня.
  • Закаливание.
  • Личная гигиена.
  • Отказ от вредных привычек

Р01

1. Правильное питание.
Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. За последние 100 – 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду. С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах. Необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание.

Сбалансированное питание
В последнее время стало особенно популярным словосочетание «Правильное питание». Но, что это такое на самом деле знаю немногие. Для кого-то правильно питаться – означает кушать столько, сколько хочется и то, что нравится. Другие же подразумевают под этим правильно питание – сидение на различных диетах. Но, к сожалению, ни тот, ни другой вариант не является верным. Потому, что питаться правильно – значит питаться сбалансировано, употребляя в необходимых количествах как белки, так жиры и углеводы, а также всевозможные и нужные нашему организму минералы, витамины и микроэлементы. Диетологи, когда говорят о правильном питании, всегда приводят в пример идеального варианта питания – схематически перевернутый треугольник. В его основании находятся белки и жиры (растительное масла, мясо, молочная продукция, яйца). Этих продуктов в рационе человека должно быть больше всего. Далее следует ниша, которую заполняют злаковые продукты (хлеб и крупы). Немного меньше должно быть овощей. Они занимают среднюю нишу в пищевом треугольнике. Верхушка пирамиды – фрукты. Таким образом, если разделить условно, то нормальный человек, который питается правильно, должен потреблять в сутки по 20%. В последнее время диетологи берут за идеальную пищевую пирамиду – средиземноморскую, тогда, как до этого, более приемлемой считалась американская система питания. В ней больше злаков, чем в средиземноморском треугольнике.
Р02

Чтобы было нагляднее, можно привести такой пример. Считается, что человек питается правильно, если он каждый день употребляет молочные продукты – молоко, йогурт, кефир и соки – по одному стакану в день, 1 ломтик хлеба грубого помола, половину стакана макарон или коричневого риса, три четверти стакана бобовых. А еще необходимо ежедневно есть по сто граммов мяса, рыбы или птицы, одно яйцо, около 15 орехов, по 30 гр. сыра и хлопьев, 1 столовую ложку масла, а также большое количество фруктов и овощей. Правильное питание, в совокупности с другими мерами – физическими нагрузками, отсутствие вредных привычек, помогает человеку продлить свою жизнь, укрепить здоровье и быть всегда в хорошем настроении.

Вместе с пищей организм должен получать все необходимые для жизнедеятельности белки, жиры, углеводы, а также биологически активные вещества – витамины и минеральные соли. Жиры являются ценным источником энергии, они богаты фосфорсодержащими веществами и витаминами. Белки – важнейший компонент питания. С ними связаны проявление основных жизненных процессов, обмен веществ, сократимость и раздражительность, способность к росту, размножению, а также мышлению. Витамины оказывают влияние на обмен веществ. Также для полноценной жизнедеятельности организма важны минеральные вещества. Углеводы необходимы для профилактики ишемической болезни сердца, некоторых видов рака и ожирения.

Р03

Правила приема пищи

На процесс пищеварения организм затрачивает много энергии, поэтому его нужно готовить к еде. Сигнал готовности организма к приему пищи – чувство голода. Пища, употребляемая без чувства голода, засоряет и перегружает ваш организм. После сильного эмоционального потрясения некоторые люди испытывают сильное чувство голода, в таких случаях старайтесь не употреблять сладкое, замените его различными фруктами, Мы замечали, что во время болезни пропадает аппетит. Не нужно заставлять себя есть через силу. Умный организм специально экономит силы и направляет энергию на борьбу с недугом. Голод возникает только тогда, когда телу действительно понадобится пища.

Следует отметить, что некоторые заболевания являются исключением из этого правила (при зашлакованности организма или очень низкой кислотности желудочного сока). У таких больных через несколько часов после пропущенного приема пищи появляется слабость, болит голова, а чувство голода отсутствует. В данном случае может помочь голодание, но перед этим обязательна консультация с лечащим врачом. По мнению йогов, с полуночи до полудня энергетика человека не настроена на пищеварение. Можно попробовать отказаться от завтрака. В случае если вы при этом испытываете сильный дискомфорт, ограничьтесь чаем из трав, соками, фруктами, кефиром или простоквашей.

Большую часть пищи рекомендуется употреблять с полудня до вечера. Не стоит отказываться от завтрака, обеда, полдника и ужина, но при этом следует помнить, что в промежутках между ними желудок должен отдыхать. Не рекомендуется перекусывать во время просмотра телевизора или чтения газеты, поскольку это очень вредная для здоровья привычка.

Также нежелательно ужинать менее чем за 2 ч до сна. До того как вы уснете, процесс пищеварения должен закончиться, а пища – перейти в кишечник.

Чтобы еда легко усваивалась, ее нужно тщательно пережевывать. Это объясняется тем, что при жевании меняется консистенция продуктов и начинается процесс расщепления крахмала и белков.

Для предупреждения проблем с пищеварением важно правильно сочетать продукты. Не следует сочетать фрукты с крахмалом и белками, разные виды белков (мясные с молочными, белки бобовых и орехов), крахмалистую пищу с белковой, крахмал и белки с сахарами. Не заканчивайте еду сладким или фруктовым десертом.

Процесс приготовления пищи также имеет свои особенности: не рекомендуется готовить, если вы испытываете чувство раздражения, гнева или страха. Отрицательные эмоции негативно влияют на результат, и еда может получиться невкусной. Вкусовые качества и целебные свойства пищи зависят от вашего настроения.

Очень горячая или очень холодная пища одинаково вредна для организма. Температура холодных блюд не должна быть ниже комнатной.

Р04

  1. Занятия спортом и физкультурой

Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, неподвижность ведёт к тучности, к снижению работоспособности и заболеваниям.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена веществ, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечных мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретённые ранее навыки, не образуются новые.

От физической нагрузки зависит наша работоспособность. Человек, который занимается спортом,  виден издалека, он интенсивный, энергичный, всегда готовый к действиям.

Различные виды спорта порождают в человеке  различные качества, например, выносливость, пластичность, быстроту, лёгкость в движении и ещё многие другие качества.

Занятия спортом не только развивают в человеке  характер, но и способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем.

Человек, не имеющий возможности всерьёз заниматься спортом, должен заниматься простой гимнастикой. Если заниматься гимнастикой каждое утро, то это будет способствовать укреплению здоровья, закаливанию характера, высокой работоспособности.

Р05 Р06 Р07

3. Режим дня  

Примерный режим дня учащегося 10-11 класса:

Р08

6: 30 – подъём

6: 35 – гимнастика

6: 45 – гигиенические процедуры

6: 55 – завтрак

7:50 – 8:00 – дорога в школу

8:00 – 13:00 – занятия в школе

13:00 – 13:20 – дорога домой

14:00 – 14:20 – обед

16:00 – 18:00 – посещение секции

18:00 – 18:20 – дорога домой

18:30 – 18:50 – ужин

18:50 – 23:00 – время, отведённое на уроки и на личные дела.

23:00 – приготовление ко сну.

От режима дня зависит состояние человека, его самочувствие и успеваемость, а так же и здоровье.

Каждый из учащихся посещает не только школу, но ещё и различные секции, поэтому, чтобы успеть сделать все задуманные дела, нужно создать свой режим дня. Например,  ложиться спать нужно в одно  и то  же время, так как, вставая утром, вы не будете чувствовать усталости, вам будет легко встать, и вы весь день будете чувствовать себя замечательно.

Распорядок в действиях и  в их  выполнении в одно и то же время помогает выработать хорошую память, воспитывает силу воли и приучает к дисциплине.

Человек, соблюдающий режим дня, всегда бодрый, энергичный и жизнерадостный.

Режим дня – это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить такое же расписание для ребёнка.

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.

Р08

Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов.

Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.

Р10

Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе. Лучшими считаются подвижные игры, а так же занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус. Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект.

Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от склонностей ребёнка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах. Не игнорируйте и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми. Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4 прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа: чем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице. Наказание лишением прогулки недопустимо.

Р11

После утренней зарядки ребёнка ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ. Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобеденное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2-3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребёнка.

Р12

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребёнок получит в школе. Он должен составлять 10 – 15% суточной калорийности. Обед – 40%, ужин – 20 25%. Последний должен быть более легким, чем завтрак. Это могут быть каша, творог, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7 – 10 лет суточная калорийность должна составлять 2300 ккал. Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30. Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.

Р13

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть.

Р14

Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку.

Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, полочкой для книг, настольной лампой. Мебель необходимо подбирать в соответствии с длиной тела ребенка (при длине тела до 130 см высота стола и стула должна быть соответственно 54 и 32 см при 130-145 см – 60 и 36 см, 145-160 см – 66 и 40 см, 160-175 см- 72 и 44 см, выше 175 см – 78-48 см). Стул следует задвигать под стол на 4-8 см, для книг – иметь подставку с углом наклона 15°. Стол ставить ближе к окну так, чтобы свет падал слева. Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверхность. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно сокращает время на врабатывание и восстановление полученных на уроках сведений.

Р15

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). Длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю. Без сомнения, допустимым исключением из правил может явиться ваше разрешение на просмотр интересного фильма, если данная уступка правильно понимается и оценивается достаточным прилежанием. В любом случае лучшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам. Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.

Р16

После ужина наступило время прогулки перед сном. Родители должны прививать ребенку навыки по самообслуживанию. Это касается как девочек, так и мальчиков. Как много впоследствии зависит от простых, казалось бы, вещей: умения готовить, убирать, стирать и т. д. Это время, когда вся семья дома за любимым делом обсуждает прошедший день. Ответственность ребёнка за вынос мусора, мытьё посуди и др., правильно понимаемая, станет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребёнка, как полноправного члена семьи.

Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты – 18°С. У значительной части детей имеет место недосыпание, связанное с ранним началом занятий в первую смену, поздним отходом ко сну (продолжительное время приготовления уроков, длительный просмотр телевизионных передач, поздний ужин). Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Непосредственно перед сном у ребёнка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением или похвалой, чтением ребёнку книг.

Р17

  1. Закаливание

Мы знаем, что для здоровья нам полезны солнце, воздух и вода, но так бывает не всегда. Долгое время лежать под солнцем опасно так, как можно получить либо ожог,  либо  солнечный удар. Долгое нахождение в холодной воде может привести к простудным заболеваниям. Самым старинным и не опасным способом является закаливание. Существуют правила о том, как правильно начинать закаливание:

  1. Начинать закаливание надо в тёплую погоду, когда можно одновременно принимать воздушные и солнечные ванны.
  2. Водные процедуры начинают во время купания в реке.
  3. Продолжительность закаливания вначале должна быть большой, а температура воздуха и воды не менее двадцати градусов выше нуля.
  4. Температуру воды для закаливания надо снижать постепенно, каждые три дня на один градус.
  5. После процедуры тело нужно растереть сухим полотенцем до лёгкого покраснения.
  6. Закаливаться нужно каждый день, если пропустить две недели, то нужно будет начать всё сначала. Если переохладиться, то следует прекратить закаливание.

Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела – ступни, горло, шею. Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительной степени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам.

Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур и обратиться к врачу.

Известное изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Разумное, рациональное использование этих естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным фактором внешней среды.

Формы закаливания

Закаливание воздухом – одна из эффективных форм, которые необходимо использовать ежедневно. Пребывание на открытом воздухе улучшает обеспечение тканей кислородом, если одеваться в соответствии с температурой окружающего воздуха, без чрезмерного кутания. Ежедневно рекомендуется быть на свежем воздухе не менее часа для взрослого человека и 2-3 часа для детей. К этому нужно добавить ещё постоянное проветривание жилого помещения, сон при открытой форточке или окне.

Закаливание воздухом (воздушные ванны) полагается проводить в обнажённом виде при температуре 15-20˚C в защищённом от ветра месте в начале в течение 15-20 минут. Постепенно время пребывания на воздухе рекомендуется увеличивать на 10-15 минут. Максимальная длительность 1,5-2 часа. Холодные воздушные ванны (5-4˚C) можно принимать только уже закалённым людям и в течение не более 15 мин. Эффект закаливания воздухом можно усилить, сочетая пребывание на воздухе с простейшими гимнастическими упражнениями и солнцем.

Р18

Закаливание водой – одно из наиболее действенных средств закаливания холодом. Вода активно тренирует терморегуляторные механизмы организма. При закаливании водой усиливается обмен веществ, активизируется деятельность нервной и сердечно- сосудистой системы, повышается эластичность сосудов.  Лучшее время для закаливания водой утро или день. Различают три формы закаливания водой – обтирание, обливание (душ) и купание. Обтирание применяется как первоначальная процедура. Выполняется выжатым полотенцем, губкой или ладонью вначале при температуре  32-34˚C.

Следует последовательно приучить все части тела к этой процедуре – руки, верхнюю часть тела, ноги. Через каждые 4-5 дней температура воды снижается на несколько градусов и доводится до 12-16˚C. Обтирание выполняется по направлению от периферии к центру по ходу венозной крови и лимфы. Следующий этап закаливания – обливание. Первоначальная температура воды не менее 30˚C, постепенно её понижают до 12-15˚C. Длительность обливания прохладной водой не более 3-х минут. Обливание ребёнка в начале выполняют в течении не более 20-30 секунд, не намачивая голову.

Когда организм привык к обливанию, можно пользоваться душем. При этом происходит заметное механическое воздействие воды на кожу, вызывает более активную реакцию организма. Сильнодействующий закаливающей процедурой является контрастный душ. В начале разница температур не должна превышать 5-8˚C, затем она становится максимально большой (горячая вода не более 42˚C).

Эффектным способом закаливания считается купание в открытом водоёме. Купание рекомендуется начинать при температуре воздуха и воды не менее 18-20˚C, для детей 24-26˚C. Первое время следует купаться не более I раза в день, затем 2-3 раза. Интервал между купаниями 1-3  часа. Для детей до 5 лет длительность купания не должна превышать 5-8 минут.

Р19

Закаливание солнцем.

Закаливание солнцем благотворно влияет на организм человека, но следует помнить, что это сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять. Постепенное привыкание к солнцу и разумная дозировка солнечной энергии укрепят организм и повысят его жизнедеятельность. Целесообразно начинать закаливание солнцем с первых тёплых дней и продолжать его на протяжении всего лета. Если приём солнечных ванн начинается с запозданием – с середины лета, то их продолжительность следует увеличивать особенно осторожно.

Солнечные ванны лучше принимать утром, когда земля и воздух менее нагреты и жара переносится легче. Продолжительность солнечных ванн постепенно возрастать от 5 минут (при удлинении ее на 1 – 2 минуты ежедневно) до 30 – 40 минут. Во время солнечной ванны на голову нужно надеть белую косынку или панамку. После солнечной ванны необходимо немного отдохнуть в тени и затем принять водную процедуру. Следует помнить, что излишнее пребывание на солнце, перегревание, приносит огромный вред организму: могут появиться ожоги, головная боль, озноб, может повыситься температура, затем наступить резкое утомление и вялость. Если находиться на солнце с непокрытой головой, то может быть и солнечный удар.

При злоупотреблении солнечными ваннами обостряются некоторые болезни. Вот почему неразумная погоня только за загаром может привести к тяжелым результатам. Недисциплинированность при приеме солнечных ванн вместо пользы приносит вред. Солнечные ванны, являются сезонным закаливающим фактором.

Р20

  1. Личная гигиена 

Личная гигиена — широкое понятие, включающее в себя выполнение правил, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. В течение недели сальные железы кожи человека выделяют около 200 г кожного сала, а потовые железы — от 3 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, в противном случае нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, которые в норме населяют нашу кожу; создаются условия для размножения инородных микробов, паразитических грибков. Особенно подвержены загрязнению открытые участки тела. Проведенные исследования показывают, что при нанесении на чистую, предварительно вымытую кожу рук бактериальных культур их количество через 10 мин уменьшается на 85%. Чистая кожа человека обладает бактерицидными свойствами и способна убивать микроорганизмы. Грязная кожа во многом теряет эти свойства. Особенно много бактерий и вредных микроорганизмов обнаруживается под ногтями, поэтому очень важен систематический и правильный уход за ногтями. Ногти должны быть коротко острижены, чистые.

Основными средствами для очищения кожного покрова являются мыло и вода. Кожу нужно мыть туалетным мылом, лучше пользоваться мягкой водой. Кожа может быть сухой, жирной или нормальной. Каждый человек должен знать особенности своей кожи и учитывать это при уходе за ней. Целесообразно ежедневно принимать душ (после работы или перед сном). Температура воды не должна превышать 37—38 °С. Мыться в ванне или в бане с использованием мыла и мочалки необходимо не реже одного раза в неделю. После мытья обязательно нужно сменить нательное белье, в противном случае вы вновь загрязните кожу. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека.

Р21

Ноги нужно мыть ежедневно мылом и прохладной водой. При повышенной потливости холодная вода снижает отделение пота. Необходимо тщательно следить за целостью кожных покровов ног. Потертости или ссадины на ногах легко могут вызвать грибковые или гнойничковые заболевания. При появлении мозолей их необходимо соответствующим образом снимать.

Р22

Волосы лучше мыть в мягкой воде; если вода жесткая, то к ней следует добавить буру или питьевую соду (1 чайную ложку на 5 л воды). Жирные волосы следует мыть 1 раз в неделю, сухие и нормальные — 1 раз в 10 дней. Наиболее благоприятна для мытья волос температура воды 50—55 ° С. Не следует намыливать волосы куском мыла, что травмирует их. Для этого лучше приготовить мыльную пену.

Для сохранения цвета волос, придания им блеска и эластичности после мытья можно ополаскивать их крепким настоем ромашки, а темные волосы — водой, содержащей столовый уксус (1 столовая ложка на 1 л воды). Не следует мыть волосы щелочным и хозяйственным мылом. Сухие волосы лучше мыть пережиренными мылами (спермацетовое, ланолиновое, косметическое). Можно использовать яичный желток, отделив его от белка и взбив в теплой воде, приготовленной для мытья. Для повышения жирности сухие волосы за несколько часов до мытья можно смазывать подогретым растительным маслом. Для мытья волос применяют ржаной хлеб: 100—150 г черствого ржаного хлеба мелко крошат и заливают крутым кипятком, образовавшейся хлебной кашицей моют голову.

Жирные волосы можно мыть любым туалетным мылом. За 2—3 ч до мытья жирных волос хорошо втереть в кожу головы сок алоэ, моркови, лука или кармазин, биокрин. Сушат волосы, осторожно вытирая их полотенцем. Использовать для этого фен нецелесообразно, так как это ведет к чрезмерному пересушиванию.

Р23

Другим важным аспектом личной гигиены является уход за полостью рта. Содержание в чистоте зубов не только способствует сохранению их целости, но и предупреждает многие заболевания внутренних органов. Чистить зубы нужно ежедневно утром, а полоскать рот — после каждой еды. При появлении неприятного запаха изо рта необходимо обратиться к врачу. Для своевременного обнаружения зубного кариеса, снятия зубного камня и лечения десен нужно не реже 2 раз в год посещать стоматолога.

Личная гигиена включает в себя соблюдение чистоты нательного белья, рабочей одежды, ежедневную смену носков (чулок), особенно при повышенной потливости. Сохранение чистоты тела и одежды немыслимо без чистоты в жилых комнатах, на кухне и в производственных помещениях. Каждому члену семьи желательно иметь отдельную постель, свое полотенце; смену постельного белья следует приурочивать к посещению бани. Рекомендуется перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку (пижаму).

Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, так как несоблюдение гигиенических требований может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности лиц, окружающих больного, особенно детей.

  1. Отказ от вредных привычек

Здоровый образ жизни – это отказ от вредных привычек.Курение, употребление пива и других алкогольных напитков, а также наркотиков – это вредные и опасные привычки! Латинская пословица гласит:

«С людьми живи в мире, а с пороками сражайся».

Пороки злые победим!

Мы вправе сами выбирать:

В здоровье долго жить счастливо

Или в болезнях умирать.

Курение – вредная привычка, мерзкая для обоняния, вредная для мозга и опасная для легких. В легких человека, выкуривающего 1 пачку сигарет, оседает за год 1 литр табачной смолы. Даже при умеренном курении продолжительность жизни сокращается на 15 лет. Курильщики заболевают раком легких в 10 раз больше, чем некурящие люди.

Немного фактов:

По данным Всероссийского общества здравоохранения, в мире в среднем каждые шесть секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением табака.

  • За последние 50 лет от курения умерло 62 млн. человека – больше, чем в годы Второй мировой войны.
  • 90% больных раком лёгких – заядлые курильщики.
  • Табачный дым содержит 43 канцерогенных (вызывающих рак) вещества.

Никотиновая зависимость у подростков возникает через пять месяцев после начала курения

Алкоголь – яд, он вызывает заболевания практически всех органов человека. Алкоголь – «похититель рассудка», он проникает в нервную систему,замедляет реакцию, управляет нашим поведением, настроением, ухудшает память.

Помни: алкоголь убивает рано или поздно… ВСЕГДА!!!

Наркотики – это вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, ощущение, мысли, настроение и поведение), вызывают психическую и физиологическую зависимость. Организм человека очень быстро и сильно привыкает к наркотикам, при отказе от них появляются сильные головные боли, рвота, лихорадочный озноб, усиленное потоотделение. Наркотикам, пиву и другим алкогольным напиткам – нет.

Р24

Вывод:

В своей работе я хотела показать, что для того, чтобы быть здоровым,  недостаточно только заниматься спортом,  нужно ещё  соблюдать множество различных правил. В работе  указаны не все правила здорового образа жизни, их существует  великое множество. Я перечислила самые основные правила, которые проще всего соблюдать, а вернее они основные, на них и лежит основа  смысла здорового образа жизни.

Тест для учащихся 10 класса по здоровому образу жизни 

  1. У меня часто плохой аппетит.
  2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
  3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
  4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
  5. Я почти не занимаюсь спортом.
  6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
  7. У меня часто кружится голова.
  8. В настоящее время я курю.
  9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
  10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
    За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Тестирование учащихся 10 класса
 на начало 2012 учебного года
участвовало 24 человека

Р25

Результаты тестирования:

4 человека – несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, в хорошей форме.

13 человек – отношение здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что они  его расстроили довольно основательно.

7 человек – умудрились довести себя до такой степени? Удивительно то, что они еще в состоянии ходить и учиться. Конечно, они вправе не согласиться с данными результатами. 

Вывод:
Нужно  задуматься о своем образе жизни и выделить основные правила здорового образа жизни.

Тестирование учащихся 10 класса
На конец 2013 учебного года
участвовало 24 человека

Р26

Результаты тестирования:

 На конец учебного года большинство  ребят стали придерживаться здорового образа жизни.  Они выполняют основные правила, которые зависят от их самих это: соблюдение режима дня, занимаются спортом, определяют «вредные» продукты, но, к сожалению, не могут отказаться от чипсов, сухариков и газированной воды, а так же стали меньше болеть простудными заболеваниями.

За год  все стали  намного собраннее, организованнее, внимательнее, ответственнее. Отсюда и другое отношение к учёбе. Поэтому спортсменов среди «хорошистов» и «отличников» большинство.

Каждый из них хочет быть здоровым, успешным, добиваться спортивных побед.

Рисунки учащихся 10 класса МБОУ «СОШ № 5»
классный час на тему:
«ЗОЖ – «ДА»
Вредным привычкам – «НЕТ»

Р27

 Акция, проводимая Боженковой Екатериной
ученицей 10 класса
«Отказ от вредных привычек»

 Р28

Классный час «Правильное питание»
проводила ученица 10 класса
Боженкова Екатерина

Р29

3 раза в неделю «Фито-чай»

Р30

Каждое утро в классе  проводится утренняя гимнастика

Р31

Участие в школьных спортивных мероприятиях, туристических слётах, однодневных походах

Р32

Р33

Список литературы:

1. Ланана. А. П. «Роль здоровья в жизни человека».

2. Прыгунов. А. Е. «Моё здоровье – моё богатство».

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе, М., Аркти, 2004г., стр. 206-207

4. Журнал «Теория и практика физической культуры», № 6, 2001г., стр. 15

5. Баль Л.В. «Формирование здорового образа жизни», М., Владос.

5. Интернет ресурсы: (www.sport-news.ru, www.sport-life.ru)


Приложение № 1
Меню на неделю:

Понедельник

Завтрак: творог с изюмом, курагой и черносливом; чай.

Обед: нежирное отварное мясо (говядина, крольчатина, курятина), гречка, салат из овощей с льняным маслом, черный хлеб.

Ужин: тушеные овощи.

В промежутках между приемами пищи: апельсин, питьевой йогурт, гранатовый сок, 1,5 литра воды.

Вторник

Завтрак: любая каша с перетертыми ягодами или фруктами (например, яблоком) и медом, несколько ломтиков сыра, чай с травами.

Обед: суп на курином бульоне; рыба, запеченная или приготовленная на пару, можно в лимонном соусе, бездрожжевой хлеб.

Ужин: салат из свежих овощей и зелени или греческий салат; 150 грамм вареного куриного мяса.

Между приемами пищи: яблоко, грецкие орехи, кефир, 1,5 литра воды.

Среда

Завтрак: омлет из 2 яиц, свежевыжатый сок, 1 тост.

Обед: суп грибной, спагетти в соусе с зеленью.

Ужин: винегрет, вареное или тушеное мясо 200 грамм.

Между приемами пищи: нежирный творог 100 грамм, 1,5 литра воды.

Четверг

Завтрак: мюсли с молоком, творожный сырок, чай.

Обед: суп-пюре из шпината, паэлья или лазанья.

Ужин: лосось запеченный, зелень.

Между приемами пищи: ягоды, йогурт, 1,5 литра воды.

Пятница

Завтрак: каша овсяная с измельченным миндалем и медом, чай с лимоном.

Обед: бульон куриный, тушеный или вареный картофель с зеленью и морковью.

Ужин: салат из морепродуктов и морской капусты, хлебцы из отрубей.

В промежутках между приемами пищи: фруктовый коктейль, творог, 1,5 литра воды.

Суббота

Завтрак: нежирный сыр, тосты, сок.

Обед: фасоль с нежирным вареным мясом.

Ужин: овощной салат с оливковым маслом.

Между приемами пищи: чернослив или курага , 1,5 литра воды.

Воскресенье

Завтрак: каша гречневая, молоко.

Обед: овощной суп, отварное мясо или рыба, хлебец с отрубями, помидор.

Ужин: морковная запеканка, сок.

В промежутках между приемами пищи: грейпфрут, фундук, 1,5 литра воды.

Приложение № 3
Примерный режим дня учащегося 10-11 класса:

6: 30 – подъём

6: 35 – гимнастика

6: 45 – гигиенические процедуры

6: 55 – завтрак

7:50 – 8:00 – дорога в школу

8:00 – 13:00 – занятия в школе

13:00 – 13:20 – дорога домой

14:00 – 14:20 – обед

16:00 – 18:00 – посещение секции

18:00 – 18:20 – дорога домой

18:30 – 18:50 – ужин

18:50 – 23:00 – время, отведённое на уроки и на личные дела.

23:00 – приготовление ко сну.

Приложение №4
Комплекс утреней гимнастики

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика