
Викторина “Этикет”
Викторина “Этикет”
Автор: Дементьева Елена Валерьевна,
воспитатель МКОУ “Ярская школа-интернат”,
пос. Яр, Ярский р-н, Удмуртская Республика
Цель занятия: воспитывать у детей культуру поведения.
Задачи:
Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.
Формировать положительные моральные качества.
Формировать умение давать само- и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
Развивать творческие способности детей.
Оборудование:
Иллюстрации; таблички со словами; бумага, ручки для команд; кроссворд.
Подготовительная работа:
Разучивание стихотворений.
Ход занятия.
- Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас состоится викторина «Этикет», и главное правило ее гласит так (дети хором читают слова на доске):
«Если я хочу, чтобы мне было хорошо, я должен относиться к окружающим так, как мне хотелось бы, чтобы они относились ко мне»
– Как вы понимаете смысл этого правила?
(Ответы детей)
Что такое “этикет”? Это каждый знает:
То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьёзное дадим определенье.
– Кто мне скажет, что такое «этикет»?
“Этикет – это правила поведения человека среди других людей”
– А нужен ли нам этот самый «этикет»?
Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом.
– А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?
(Его называют культурным, воспитанным человеком.)
Итак, на викторине мы вспомним о правилах воспитанности, культуре поведения и добром отношении человека к человеку.
Участвуют 2 команды. У каждой команды – капитан
– Ваша задача вспомнить правила по этикету, чётко и правильно отвечать на вопросы, внимательно выслушивать ответы друг друга, дополнять. И самое главное, работать командой.Капитан следит за работой своей команды поведением и дачей полных ответов на вопросы викторины. В конце жюри подведет итоги, оценивая ваши результаты по трёх бальной системе.
- Конкурсная программа.
– Многие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются, и в том числе в школе?
Конкурс первый «Случаи из школьной жизни»
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном. Его зовут …, а впрочем, Мы лучше здесь его не назовем. “Спасибо”, «здравствуйте”, “простите” – Произносить он не привык, Простого слова “извините” Не одолел его язык. Ему бывает часто лень Сказать при встрече: “Добрый день!” Казалось бы, простое слово. А он стесняется, молчит, И в лучшем случае “здорово” Он вместо “здравствуй” говорит. А вместо слова “до свидания” |
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье: “Ну, я пошел, пока, всего…” Не скажет он друзьям по школе: “Алеша, Петя, Ваня, Толя”. Своих друзей зовет он только: “Алешка, Петька, Ванька. Толька”. Ребята, мы не можем тут Сказать вам, как его зовут. Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. Но может быть, он вам знаком И вы встречались с ним где-либо, Тогда скажите нам о нем, А мы … Мы скажем вам “спасибо”. |
– Есть у нас в школе такие дети? Можно ли сказать, что они воспитаны?
– Внимательно послушайте стихотворение и определите, вежлив Витя или нет?
(Ученик читает)
стих. А. Антонова “Вежлив Витя или нет”
Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю Витя просит: “Извините, я ошибку признаю”. На урок пришёл учитель, Положил на стол журнал, |
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”. Спор давно ведётся в классе Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем И скажите мне ответ. |
Команды отвечают по очереди.
Работа с иллюстрацией«Случаи из школьной жизни»
– Найдите ошибки. Объясните их.
- На уроках не разговаривают с другими учениками, не смеются, не мешают заниматься всему классу.
Конкурс второй « Пословицы»
Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:
У себя как хочешь,
Не дорог подарок – О пустяках спорить – По одежде не суди, Слово – серебро, |
по делам гляди.
молчание – золото. а в гостях – как велят. дорога любовь. дело упустить. |
Хоть не богат,
От слова спасенье, На незваного гостя В деревню, где живут одноногие, От одного слова, |
и от слова погибель.
не припасена и ложка. а гостям рад. да навек ссора. надо идти на одной ноге. |
Смысл каждого высказывания обсуждается.
Конкурс третий «Мы пешеходы и пассажиры»
Ученик читает отрывок из стих. С. Маршака “Ежели вы вежливы”
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы, –
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Ведущий описывает ситуации, команды по очереди отвечают.
- При посадке в общественный транспорт, кто должен входить первым:
- Пожилые люди
- Дети
- Женщины
Если мужчина изъявляет желание помочь при посадке в общественный транспорт данным категориям граждан, то он обязательно должен попросить на это разрешения.
Согласно этикету, при входе в общественный транспорт, также необходимо снимать с плеч рюкзаки и объёмные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.
- Представьте себе, что вы едете в автобусе!
- Остановка (входят девочка и “старушка” в очках с палочкой).
– Как следует поступить? (Уступить место вошедшим.)
По негласным правилам общественного этикета, все сидячие места в автобусах, троллейбусах и т.п. предназначены для детей, стариков и инвалидов. Если люди этих категорий сидят и при этом остаются свободные места, занять их разрешается женщинам.
По правилам поведения в общественном транспорте, мужчина может сесть в автобусе или троллейбусе только в том случае, если рядом стоящие пассажиры дали на это своё согласие.
Этикет в транспорте предполагает, что женщина в некоторых ситуациях должна уступать место мужчине. Например, если он является достаточно пожилым человеком, инвалидом или очень плохо себя чувствует.
Уступая место в транспорте, следует произносить этикетную фразу: «Пожалуйста, присаживайтесь». Просто встать и молча указать другому пассажиру на освободившееся место невежливо. Тот, кому уступили место, должен присесть и поблагодарить за оказанную любезность.
По правилам поведения в общественном транспорте, парни и девушки не должны сидеть в общественном транспорте, если в нём стоят пожилые люди, беременные женщины, дети или инвалиды.
Находясь в общественном транспорте со спутницей, мужчина непременно должен выражать признательность тому, кто уступает ей место.
- Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?” Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие?
(Спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?” Не “часов”, а “который час?” После ответа надо сказать: “Спасибо!” Не кричать.)
- Одна девочка жаловалась возмущённо маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовёт меня Танька”. – “А ты как его зовёшь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня. Права ли Таня? Как вы думаете? (Нет.)
- Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 12 и 15 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
- По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и свёрток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик.
“Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил”.
Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему)
Конкурс четвертый «Правила поведения за столом»
– Рассмотрите иллюстрации и найдите ошибки. Объясните.
Конкурс пятый «Кроссворд вежливые слова».
Конкурс шестой«Вопрос-ответ»
- Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?
(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе входящий должен пропустить выходящего).
- Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание).
- Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? ( Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний).
- Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса?(Да, если надо одобрить декорации).
- Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? (Нет. Это можно сделать во время антракта или после спектакля).
- Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? (Лицом).
- С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону? (Здравствуйте).
- В какое время можно звонить кому-либо по телефону? (С 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или более позднее время звонка особо).
- Сколько следует ждать, если на ваш телефонный звонок никто не отвечает?(6 – 7 гудков, потом вешайте трубку).
- Какой стороны надо держаться, когда идёшь по улице: правой или левой?(Правой).
- С какой стороны нужно обходить прохожих? (Идущих навстречу – справа, идущих впереди – слева).
- Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться).
- Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет).
- Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? (Младший).
- Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? (Не более 3 цветов).
- Что делать с чайной ложкой, после того как вы размешали в чашке сахар? (Вынуть и положить на блюдце).
- Когда гости садятся к столу? (Когда своё место за столом заняла хозяйка дома).
– Скоро вы закончите школу. Будете жить своей самостоятельно взрослой жизнью, и, наверняка, кому-то из вас захочется пойти в театр. А в театре нужно вести себя соответствующим образом, согласно правилам этикета. И вот, сейчас я хотела бы вам зачитать интересные правила в стихотворной форме Замотина И.А.
Вредные советы ребятам, посещающим театр
Собрался пойти в театр? Не спеши, оденься классно, Забеги в кафе, наешься, А потом уже иди. *** Опоздаешь – не стесняйся, Проходя мимо соседа, Повернись к нему ты попой, Покрути ей перед носом, Наступи ему на пятку, Отдави немного руку, И ступай спокойно к месту. Ничего – переживёт! *** Не забудь с собой попкорна, Шоколадку, сока банку, Можно даже бутербродик |
На закуску захватить. Вдруг вам скучно будет, грустно – Можно будет бутербродом Скуку эту закусить. *** А обёртки брось под кресло. Контролёр пусть позавидует, Собирая мусор этот, Как ты вкусненько поел. *** А когда спектакль окончен, Ты не жди, когда актёры Кланяться для вас пойдут. Ты несись в фойе скорее И хватай одежду быстро. Ведь актёры – тоже люди, Им охота отдохнуть. |
– Наша викторина окончена, но хочется верить, что всегда среди вас, ребята, будут настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые, благородные.
Этикет – не этикетка
И не новенький костюм, Это – жизненная сметка, И воспитанность, и ум. Во дворе и в школьном классе, Дома и когда в гостях Прост и вежлив оставайся – |
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого Лучше доброе слово И улыбку не надо стеречь Жизнь устроена мудро: Это вовсе не трудно – Берегите, пожалуйста, речь! |

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!