logo

Уровень правовой грамотности молодёжи в Российской Федерации

Уровень правовой грамотности молодёжи в Российской Федерации

Авторы: Булатова Анастасия Витальевна,
Смирнова Юлия Юрьевна,
преподаватели юридических дисциплин
ГПО АУ “Амурский колледж строительства
и жилищно – коммунального хозяйства”,
г. Благовещенск, Амурская обл.

Несмотря на развитость современных информационных технологий, сегодня остаётся актуальной проблема слабой правовой информированности и правовой безграмотности молодёжи. Незнание и неуважение законов, невладение элементарными знаниями о своих конституционных правах и, отсюда, неумение их отстаивать и защищать все это приводит к негативным последствиям (недоверие к власти, социальная напряженность).

Каждый гражданин должен знать свои права и свободы. Ведь если люди будут юридически неграмотными, если они будут иметь смутные представления о тех или иных правилах, регламентирующих их отношения друг с другом, с различными институтами и социальными группами, с государством в целом, то и законы будут функционировать неэффективно. В этом и заключается вопрос правовой грамотности населения. Если согласиться с пониманием того, что грамотность – это знание об окружающем мире и языке общения, то применительно к правовой грамотности можно утверждать, что она есть знание особого рода. В отличие от семиотического знания, знания, обеспечивающие правовую грамотность, не могу быть переданы человеку путём простого информирования или рассказа. Исходя из понимания сущности и принципов существования демократического сообщества в изменяющем мире, правовое знание формально может быть определено как знание о свободе и её границах, правах человека и правовой деятельности, принципах и механизмах существования государств различных типов.

Правовая грамотность – это тот вид грамотности, который необходим человеку, живущему в современном мире взаимоотношений. Можно сказать, что правовая грамотность – это сформированная способность человека участвовать в демократическом сообществе, проявляющаяся в наличии у него:

  • знания конституции страны и принципов построения законодательной базы:
  • критичности мышления;
  • осознания своих прав как члена человеческого сообщества;
  • умения действовать обдуманно в условиях плюрализма: делать свой выбор и нести ответственность за его последствия;
  • освоенности языка коммуникации;
  • опыта участия в демократических процедурах.

Важно проанализировать проблемы формирования правовой грамотности обучающегося.
На основе анализа понятий:

Правовая культура – общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Правовая компетентность – наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной  деятельности в заданной предметной области.

Правовая грамотность – это общее знакомство с правовыми основами государства, видами, правами и нормами, регулирующими отношение людей на основе закона.

Целью правовой подготовки обучающихся должно стать формирование у них правовой грамотности. Задача, состоит в формировании у студентов учебных заведений правовой культуры, чтобы они:

  • были достойными гражданами своей страны, понимали свою роль возможности и ответственность в обществе, знали свои права и обязанности;
  • получили необходимые для них правовые знания избирательного процесса и умение их применения.

Выпускники образовательных учреждений, получают хорошие, устойчивые знание и умения по профессии, но имеют очень приблизительное представление об избирательном процессе. Теоретический анализ дефиниций «правовая культура», «правовая компетентность», «правовая грамотность» показал, что эти характеристики  отражают этапы формирования правового сознания личности.

Важнейшим из них является этап формирования правовой грамотности, обеспечивающий приобретение студентам базовых знаний по общим и специальным вопросам избирательного права, отраженных в законодательстве страны.

В специальной литературе для определения сущности правовой грамотности часто используются следующие понятия: правовая культура, правовая компетентность, правовая грамотность. Вместе с тем эти понятия различны и отражают разные периоды становления основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норма права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними.

Таким образом, формирование правовой культуры обучающихся происходит в процессе правового обучения и воспитания.

Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная с общеобразовательной школы. Анализ многочисленных и различных определений термина «компетентность» в образовании и юриспруденции позволил нам сформулировать понятие правовой компетентности как сложного  явления, характеризуемого социальным, специальным, индивидуальным и личностным компонентам. Правовая компетентность выражается в наличии знаний и умений в области применения избирательного права.

Правовая компетентность специалиста является динамической характеристикой, отражающей изменения в овладении им соответствующими компетенциями. Степень правовой компетенции в зависимости от уровня профессионального образования повышается за счет расширения и углубления приобретаемого объема правовых знаний.

По нашему мнению правовая грамотность должна стать базой для формирования правовой компетенции и правовой культуры гражданина Российской Федерации. А как следствие – повышение электоральной активности молодежи.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика