logo

Урок в современной школе

Урок в современной школе

Автор: Гладышева Марина Алексеевна,
учитель биологии
МКОУ “Сухогаевская СОШ”,
с. Сухие Гаи, Верхнехавский р-н, Воронежская обл.

«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учитель учит ее находить»
(А. Дистерверг)

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и пути их решения. Первым шагом стало введение федеральных государственных образовательных стандартов.

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования. Стандарт второго поколения меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. ФГОС НОО ставит перед учительством задачу сформирования и внедрения системно-деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии. Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок

Реформа общеобразовательной школы потребовала совершенствования форм, методов и средств обучения, повышения качества образования. И в первую очередь эти требования относятся к уроку – основной форме учебного процесса, от организации которого зависит прочность овладения основными науками.

Подготовка учащихся к жизни, к труду, творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого необходимо в определенном направлении перестроить процесс обучения, организацию и методику занятий так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную познавательную деятельность по усвоению новых знаний и творческому применению на практике. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях

В связи с бурным развитием науки и техники знания быстро устаревают. Поэтому необходимо прививать учащимся умение самостоятельно приобретать и пополнять свои знания. Для организации самостоятельной работы по получению новых знаний из различных источников, следует отвести соответствующее место в структуре и методике урока. Чем старше школьники, тем больше роль самостоятельной работы, тем более сложные задания они выполняют. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения.

Какие же требования жизни вызывают необходимость совершенствования методов обучения? Для формирования у учащихся творческого подхода к решению заданий, приближенных к жизненным,требуется включения в структуру методов обучения творческих заданий, эвристических вопросов, проблемных задач и т.п. Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания требует применения разнообразных приемов работы с учебником, словарями, научными книгами, таблицами, картами, схемами и т.д. , выполнение различных заданий по анализу материалов, сравнение и сопоставлении, раскрытие связей и отношений, обобщение и систематизация.  Все это свидетельствует о необходимости комплексного использования известных в педагогической науке и практике методов, приемов и средств обучения – как традиционных, так и новых.

Можно выделить пять методов, получивших наибольшее распространение в школе.

  1. Объяснительно-иллюстративный.
  1. Репродуктивный.

Их основное назначение состоит в организации усвоения знаний, сообщаемых в разнообразной форме учителем, учебником и т.д. Эти методы не заменимы в школе. При правильном их использовании эти методы позволяют получить прочные знания законов, фактов, явлений, определений. Для получения этих знаний, а также умений и навыков данные методы наиболее рациональны. Они дают возможность наиболее экономно довести до сознания учащихся новые знания, влиять на чувства детей и на их воспитание в процессе обучения. Эмоциональное воздействие на учащихся усиливается, если содержание материала сочетается с художественными средствами слова, изобразительного искусства или музыки.

  1. Развитию познавательного интереса как мотива способствуют различные приемы проблемного обучения.

Для того чтобы этот прием способствовал мотивации обучения, необходимо прежде всего так поставить проблему, чтобы она вызвала у детей удивление, острую заинтересованность и желание принять участие в ее решении. Основными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация, проблема и проблемная задача. Проблемное обучение  представляет собой явно или смутно осознанное школьником затруднение, преодоление которого требует творческого поиска новых знаний, новых способов действий.

Например, при изучении материала об эволюции органического мира, учитель рассказывает о разнообразии живой природы, а затем предлагает учащимся вопросы: Почему, несмотря на разнообразие живых организмов, говорят о единстве органического мира? В чём причина разнообразия живых организмов? Для решения поставленных проблем учащимся необходимо привлечь знания о строении растительных и животных организмов, полученные ими ранее, систематизировать, обобщить их и самостоятельно сформулировать ответы на вопросы, выводы о клеточном строении всех живых организмов, о принципиальном сходстве процессов их жизнедеятельности, об историческом развитии органического мира на Земле. В старших классах, когда изучается юриспруденция, в уроки следует включить примеры из судебной практики. Посмотреть их можно на сайте http://sudpractic.ru/

  1. Назначение исследовательского метода заключается в организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению проблем и проблемных задач.

Подавляющая масса исследовательских заданий должна представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. На своих уроках исследовательский метод я использую при решении творческих биологических задач.

Например: В 1907 году Карл Гагенбек открыл в Германии Штеллингенский зоопарк, где животных содержали с максимальной свободой, в загонах без решеток. Когда проектировали зоопарк, возникла проблема: как обезопасить зрителей от хищных зверей леопардов, львов, тигров? Традиционное решение: выкопать ров. По ряду причин, его ширина должна быть не менее 5 метров. Такой ров, конечно, не украсит зоопарк. Сократить бы ров на метр-полтора, но такое расстояние хищник может перепрыгнуть. Как быть?
Контрольный ответ: К. Гагенбек предложил сделать узкую полоску на внешнем краю загона, как раз в том месте, откуда может прыгнуть хищник. Эта канавка была несколько ниже основного грунта. Теперь у животного, готовящегося прыгнуть, передние лапы расположены ниже, чем задние. Такое неудобное и непривычное положение препятствует длинному прыжку.

  1. Усвоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач обеспечивает эвристический метод.

Эвристические методы – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений. Эвристические методы обычно противопоставляют формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Форма этого метода, состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществление небольшого поиска. Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий:

– дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению;

– сочинить сказку, стихотворение

– составить кроссворд, игру, викторину,

– изготовить поделку, фотографию, видеофильм,  и т. д.

Я стараюсь использовать на уроке самые разнообразные методы обучения. Эпизодическое, случайное использование проблемных ситуаций приносит некоторую пользу, поскольку в процесс обучения вносится оживление. Однако обеспечить развитие творческой самостоятельности учеников может только соответствующая система специально продуманных проблемных ситуаций по каждой теме с учетом индивидуальных возможностей в каждом классе. Причем эта система должна органически сливаться с традиционными методами.

Не в любом классе постановка проблемы оживляет урок. Класс должен быть готов к решению проблем, знания и умения учащихся должны соответствовать применяемым методам. Поставив проблему в слабом классе, учитель вскрывает внутренне противоречия, возникающие при ее решении, рассуждает вслух,высказывает предположения, обсуждает их, доказывает истинность с помощью эксперимента, либо показывает его, либо рассказывает об опыте, проведенном ученым и т.д. Иначе говоря, учитель демонстрирует перед учащимися самый простой путь научного мышления, заставляя учеников за движениями мысли к истине, делая их соучастниками научного поиска.

Правильный путь повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся лежит в разумном сочетании объяснения учителя и самостоятельной работы учащихся, как на уроке, так и вне его. Нельзя идеализировать только один какой-нибудь метод обучения, противопоставлять его хорошо зарекомендовавшим себя, традиционным методам. Каждый метод должен использоваться для конкретных задач урока. Поэтому необходимо заботиться о разумном комплексном сочетании различных методов. Это позволит добиться максимальной эффективности урока и внеурочных форм деятельности, оптимально развивать способности каждого ученика.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт: standart.edu.ru
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2000- 72 c.
  3. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок.// Завуч. 2000. №4. – с. 94-97.
  4. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика преподавания биологии: Пособие для студентов педвузов. – М., 2003.
  5. Тимохин Виктор «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ» 2010 г.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика