logo

Урок русского языка в 5 классе. Подготовка к написанию сочинения по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Урок русского языка в 5 классе. Подготовка к написанию сочинения по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Истомина Любовь Владимировна
учитель русского языка и литературы
ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска

Цель урока: научить детей составлять сочинение-описание по картине.

Задачи:

1) научить воспринимать изображенное на картине и анализировать свои ощущения;
2) пополнить словарь детей прилагательными, обозначающими цвет и оценку увиденного;
3) совершенствовать умение пользоваться художественным стилем речи;
4) предупреждать неуместные повторы в сочинениях.

Ход урока.

Демонстрация слайдов с репродукциями картин П.П. Кончаловского: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень у окна», «Сирень, хрустальная ваза и корзина», «Сирень в плетенке», «Сирень на полу» и прослушивание пьесы С. Рахманинова «Сирень».

С помощью аромалампы и эфирного масла распространяется легкий аромат сирени.

Обсуждение впечатлений: сразу вспомнилось лето…; кажется, что вместе с художником побывали в саду, среди цветущих кустов сирени, вдохнули ее аромат…

Формулировка задачи: Вот нам и предстоит описать букет сирени, изображенный на картине «Сирень в корзине».

Слово учителя: Петр Петрович Кончаловский писал картины в самых разных жанрах. Это и пейзажи, и портреты, и жанровые картины. Но среди них особое место занимают натюрморты с изображением цветов. Одно перечисление их может удивить: это и пионы, и гладиолусы, и дельфиниум, и бегонии, и мальвы, и полевые цветы, и сирень в самых разных видах: в вазах, корзинах, просто на полу – целыми охапками. Почему художник так любил цветы?

Кончаловский писал: «В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».

Мы с вами сегодня попробуем разобраться в каждом цветке, разгадать тайну притягательности сирени, изображенной художником.

Беседа по картине:

Когда вы смотрите на картину, какие ощущения она вызывает, какое настроение? (радость, восхищение, спокойствие).
Подумайте, почему? (яркие краски: сиреневые, лиловые, бледно-розовые, фиолетовые, белые; зелень листьев подчеркивает разные цвета сирени).

Представьте, что вы берете букет в руки. Как вы можете описать ветки сирени? Каковы они на ощупь? (это крупные, свежие, тяжелые, роскошные, богатые кисти).
Как пахнет сирень на картине? (запах свежести и тонкий аромат сирени). А вы знаете, что сирень обладает успокаивающим действием, снимает усталость и тревожность. Также эфирное масло данного растение дарит ощущение умиротворения, разум настраивает на полное расслабление. Поэтому вы и говорили о том, что картина дарит ощущение умиротворения, спокойствия.

Запись заголовка:

Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Обсуждение плана-схемы и запись его в тетради.

76303_or

План может выглядеть так:

1. Какие чувства вызвала у меня картина?
2. Роскошный букет в корзине.
3. Фон картины.
4. «В этом букете все живет, цветет и радуется» (П. Кончаловский).

О чем можно сказать в начале сочинения? (Можно начать с того, что художнику очень нравилась сирень и он посвятил ей несколько картин. Он словно приглашает и нас разделить эти чувства. Можно сразу выразить свое отношение к картине. А можно вспомнить, как вы сами любовались этими цветами, где и когда это было.)

Какими словами мы опишем букет (пункт 2)? Вспоминаем и записываем на доске и в тетрадях:

букет: душистый, ароматный, благоухающий, роскошный, праздничный; грозди: свежие, тяжелые, пышные; оттенки цвета: лиловые, нежно-розовые, фиолетовые, сиреневые, красноватые;
корзина: плетеная, из ивовых прутьев;

фон: желтовато-коричневый; не отвлекает внимание от букета, а оттеняет его краски.

Поскольку сочинение пишем в художественном стиле, постарайтесь найти свои выразительные слова для описания картины.

Как закончим сочинение?

Речевая и правописная подготовка: чтобы избежать неоправданных повторов в сочинениях, подберем разные слова для обозначения некоторых понятий:

художник – П.П. Кончаловский, живописец, он;
сирень – цветы, букет;
рисует, изображает, показывает.

Обратим внимание на трудные по правописанию слова: неяркий, ощущается, плетеная корзина, оттенки, лепестки.

Работа над собственным текстом.

Главные слова для описания сирени уже записаны, но это не означает, что их все нужно употребить в сочинении. Из перечня выбираем то, что считаем наиболее подходящим. Ищем свои собственные слова, художественные образы, грамматические конструкции, соответствующие предмету и содержанию работы.

Написание черновика сочинения.

проводится его правка, затем текст переписывается в тетрадь. Если не хватит времени, работу дети могут закончить дома.

Домашнее задание:

закончить написания сочинения на черновике, отредактировать сочинение и записать в тетрадь для работ по развитию речи.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!