logo

Урок в 4 классе «Математическая ярмарка»

Урок в 4 классе «Математическая ярмарка»

Автор: Хадипаш Асиет Адамовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 15», п. Яблоновский,
Тахтамукайский р-н, Республика Адыгея   

Цели и задачи:

  • Повторение, закрепление, обобщение изученного материала
  • Отрабатывать навыки решения задач разного вида
  • Учить работать самостоятельно
  • Формирование представлений о русской ярмарке и первоначальных представлений о разных видах народных промыслов 
  • Развитие у школьников эстетического вкуса на примерах произведений живописи. 
  • Расширение словарного запаса и кругозора учащихся.

Оборудование:

  1. Проектор, ноутбук с презентацией «Русская ярмарка», (репродукции картин русских художников).
  2. Запись песни «С ярмарки ехал Ухарь — купец»
  3. Раздаточный материал для учащихся
  4. Карусель, матрешка, самовар с бубликами  

Звучит музыка «С ярмарки ехал Ухарь — купец», коробейники зазывают

  1. Ух-ты! Ох-ты! Тара-рар!
    Все спешите на базар!
    Все спешите на базар!
    Тута есть для всех товар.
  2. Как у нас ли, тары-бары,
    Всяки разные товары!
    Покупальщики, идите
    Да товар у нас берите!
  3. Только чтоб товар наш взять
    Надо цену разгадать!
    Надо цену разгадать
    Без неё товар не взять!
  4. При товаре есть задача,
    Коль решишь – твоя удача!
    Цену ты узнаешь тут
    И товар тебе дадут!
  5. Ошибёшься коль в задаче,
    Не получишь ты ни сдачу,
    Ни, тем более, товар
    Зря пришёл, знать, на базар!
  6. Покупатель, же давай
    На базар скорей валяй!
    Разбегайся-ка по лавкам
    Там задачи по прилавкам.

Учитель: Сегодня мы пришли на ярмарку, да не простую, а математическую. Товара разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, что же такое ярмарка? (Высказывания детей.)

Учитель: Давайте попробуем подобрать синонимы к слову ярмарка, чтобы более широко понять его смысл.

На доске появляется: ЯРМАРКА, ТОРГ, РЫНОК, БАЗАР.

Учитель: В старину говорили так: «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Как понимаете смысл этой пословицы?

Презентация «Русская ярмарка»

  1. Ярмарка – временный, широко открытый торг, который устраивали ежегодно, в определенное время, в одном и том же месте. Сюда съезжались из разных сел и деревень ремесленники со своим товаром. Длилась ярмарка от одного дня до нескольких месяцев. Слайд 1
  2. Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла из себя толпу торгующих, покупающих  различные товары и просто гуляющих людей. Слайд 2
  3. Ярмарки, помимо своей главной функции (места торговли), играли важную роль в обмене информацией, знаниями и опытом людей. А вот многие торговцы продавали свой товар прямо с телег или раскладывая его прямо на земле. Слайд 3
  4. На ярмарке совершались крупные сделки по продаже хлеба и соли. Благодаря ярмаркам на Руси расцветали народные промыслы. Слайд 4-6
  5. Ярмарка предлагала много развлечений: карусели, русские горки. Особый интерес вызывали балаганы, кукольный и передвижной театры. Скоморохи  потешали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая, нахваливали их товар. Слайд 7
  6. Большую радость доставляла народная забава – лазанье по столбу. Высоко на гладком – гладком столбе подвешивались призы. Желающих достать себе подарок было много, но не всем это удавалось. Слайд 8  

Учитель: Продаю, продаю, почти задаром отдаю:

Уравнения, выражения, задачи на движение, задачи на мышление. 

На карусели висят цветные конверты с подписями, ученики выбирают и выполняется задание

Конверт 1. Устная разминка  «Сундучок знаний»

Учитель: Покупаю любые математические знания (каждому отвечающему – денежка-жетон)

Конверт 2.  Найдите  значение выражения — работа по вариантам (2 ученика у доски) 

5212036 – (28175 : 35 + 403 208)=   980081+ (341640 – 1263 109)= 

Конверт 3.  Решение  уравнений — с самопроверкой (2 ученика у доски)

(показ  карточек    725 + х   и       725 + х = 1000)

— Сравните данные записи. Что вы можете сказать об этих выражениях? Уравнение содержит неизвестное число и наша цель найти это неизвестное число.

4428  а = 50354 +7210          15   (х +56) = 45060  

Конверт 4.  Музыкальная физминутка  (проектор, презентация)

Конверт 5.  Решение задач (задачи на карточках (с обратной стороны разукрашка — ярмарка)  – уч-ся самостоятельно выбирают задачу)

а) На молочной ферме за один год от каждой из 15 коров было надоено по 5410 литров молока и от каждой из 60 коров по 5300 литров молока. Из одной третьей части всего молока сделали масло и привезли на ярмарку. Сколько молока было использовано для получения масла?  (задача на нахождение части от  целого числа)

б)  Из двух городов, расстояние между которыми 1116 км, одновременно навстречу друг другу выехали два поезда  на ярмарку. Скорость первого поезда 56 км/ч, скорость второго поезда 68 км/ч. Через сколько часов  они встретились? (задача на движение)

в) В кузнице изготовили 16250 подков для ярмарки. Один кузнец сделал 4450 подков, второй – 5050 подков, а третий – остальные. Сколько подков сделал третий кузнец? (задача на нахождение неизвестного числа – с помощью уравнения)

  1. Рефлексия. Выставление оценок.

Сюрпризный момент – сладкие петушки из Матрешки

Ух-ты! Ох-ты! Тара-рар!
Вот и кончился базар!

Вот и кончился базар!
Распродали весь товар!

Коль задачи б не решили,
Не купили бы товар. 

Не купили бы товар,
Зря пришли бы на базар!

  • Для подготовки к уроку были использованы интернет-ресурсы: стихотворения; танцевальная разминка; репродукции картин русских художников

Приложение

f01

f02

f03

f04

f05

f07

f08

 

 а) На молочной ферме за один год от каждой из 15 коров было надоено по 5410 литров молока и от каждой из 60 коров по 5300 литров молока. Из одной третьей части всего молока сделали масло и привезли на ярмарку. Сколько молока было использовано для получения масла?

 б)  Из двух городов, расстояние между которыми 1116 км, одновременно навстречу друг другу выехали два поезда  на ярмарку. Скорость первого поезда 56 км/ч, скорость второго поезда 68 км/ч. Через сколько часов  они встретились?

 в) В кузнице изготовили 16250 подков для ярмарки. Один кузнец сделал 4450 подков, второй – 5050 подков, а третий – остальные. Сколько подков сделал третий кузнец? (с помощью уравнения)

 

 а) На молочной ферме за один год от каждой из 15 коров было надоено по 5410 литров молока и от каждой из 60 коров по 5300 литров молока. Из одной третьей части всего молока сделали масло и привезли на ярмарку. Сколько молока было использовано для получения масла?

 б)  Из двух городов, расстояние между которыми 1116 км, одновременно навстречу друг другу выехали два поезда  на ярмарку. Скорость первого поезда 56 км/ч, скорость второго поезда 68 км/ч. Через сколько часов  они встретились?

 в) В кузнице изготовили 16250 подков для ярмарки. Один кузнец сделал 4450 подков, второй – 5050 подков, а третий – остальные. Сколько подков сделал третий кузнец? (с помощью уравнения)

 а) На молочной ферме за один год от каждой из 15 коров было надоено по 5410 литров молока и от каждой из 60 коров по 5300 литров молока. Из одной третьей части всего молока сделали масло и привезли на ярмарку. Сколько молока было использовано для получения масла?

 б)  Из двух городов, расстояние между которыми 1116 км, одновременно навстречу друг другу выехали два поезда  на ярмарку. Скорость первого поезда 56 км/ч, скорость второго поезда 68 км/ч. Через сколько часов  они встретились?

 в) В кузнице изготовили 16250 подков для ярмарки. Один кузнец сделал 4450 подков, второй – 5050 подков, а третий – остальные. Сколько подков сделал третий кузнец? (с помощью уравнения) 

 а) На молочной ферме за один год от каждой из 15 коров было надоено по 5410 литров молока и от каждой из 60 коров по 5300 литров молока. Из одной третьей части всего молока сделали масло и привезли на ярмарку. Сколько молока было использовано для получения масла?

 б)  Из двух городов, расстояние между которыми 1116 км, одновременно навстречу друг другу выехали два поезда  на ярмарку. Скорость первого поезда 56 км/ч, скорость второго поезда 68 км/ч. Через сколько часов  они встретились?

 в) В кузнице изготовили 16250 подков для ярмарки. Один кузнец сделал 4450 подков, второй – 5050 подков, а третий – остальные. Сколько подков сделал третий кузнец? (с помощью уравнения) 

 

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!