logo

Урок русского языка в 9 классе «Бессоюзные сложные предложения»

Урок русского языка в 9 классе.
Обобщение изученного по теме: «Бессоюзное сложное предложение»

Автор: Гераськова Вера Кондратьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Красносельская СОШ
имени Героя Советского Союза М.Д. Цыкина
Выгоничского района Брянской области

Цели:

  • обобщить знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
  • развивать умение различать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного;
  • воспитывать доброту, милосердие.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Орфоэпическая разминка:

новорождЁнный, кУхонный, обеспЕчение, квартАл, пулОвер, принЯть, ракУшка, столЯр, танцОвщица, украИнский, фенОмен, фОрзац, тОрты, позвонИм, газопровОд.

  1. Работа с текстом.

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души – как топоры…

Слишком многих мы словом ранили,

Позабыв, что слова остры.

Андрей Дементьев

1) Определить

  • тему;
  • основную мысль.

2) Работа со словами милосердие, сострадание.

  • Определение лексического значения по этимологическому словарю.
  • Словообразовательный анализ слова сострадание.

3) Изобразительно-выразительные средства. (Синтаксический параллелизм, лексический повтор, метафора, сравнение, многозначные слова);

4) Найти в тексте стихотворения бессоюзное сложное предложение, охарактеризовать его.

  1. Объяснение постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях:

Выбивают из жизни не пулей –

Ложью бьют, как хлыстом по спине.

Важно только одно: любить народ и родину, служить им сердцем и душою.

Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу.

  1. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, объяснить.
Книга подобна воде дорогу проб..ёт везде.
Нет умного соседа с книгой б..седуй.
Я уверен, вы полюбите нас вы всех притеснё…ых любите.
Героем уп..дёшь поднимут; трусом уп..дёшь раздавят.
Люди разд..ляются на два рода одни прежде думают, а потом говорят и делают, другие прежде говорят и делают, а потом думают.
 Мелких чувств на свете не бывает мелкими  бывают только души.
Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой пута..ице мыслей, она научит вас уважать человека.
  1. Самопроверка.

Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.

Нет умного соседа – с книгой беседуй.

Я уверен, вы полюбите нас: вы всех притеснённых любите.

Героем упадёшь – поднимут; трусом упадёшь – раздавят.

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, другие прежде говорят и делают, а потом думают.

Мелких чувств на свете не бывает — мелкими  бывают только души.

  1. Самостоятельная творческая работа.

Дописать предложения :

1) В моей жизни меня всё устраивает: ___________________________________

_____________________________________________________________________

В этой жизни меня многое не устраивает: ______________________________

_____________________________________________________________________

2) __________________________________________________ – я был бы гораздо добрее.

Иногда я страдаю – __________________________________________________ .

3) Я с удовольствием хожу в школу: _____________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________ – я  буду с удовольствием ходить в школу.

4) Я упорно готовлюсь к ГИА : ________________________________________

_____________________________________________________________________

Я никак не могу заставить себя серьёзно заняться подготовкой к ГИА: _____

_____________________________________________________________________

  1. Проверка (выборочно, можно по желанию).
  2. Обобщение, выводы, итоги.

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Хочу ли я быть вполне хорошим»



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!