logo

Урок русского языка в 6 классе «В гостях у слов»

Урок русского языка в 6 классе «В гостях у слов»

Автор: Озерова Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа»,
Курская обл., Поныровский р-н, с. Горяйново

Цели урока: обобщение изученного материала;

формирование умений свободно пользоваться словарями различных типов, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её в разных формах;
обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку;
формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству.

Межпредметные связи: история (День народного единства)

Ход урока: 

  1. Звучит запись песни И. Николаева «Маленькая страна» (припев).

Учитель: Сегодня, ребята, мы собрались на необычный урок. С привычным школьным звонком вас позвала на урок музыка. Это не  случайно.  Мы отправляемся в удивительное путешествие:   из города перенесемся в деревню, из настоящего в прошлое. А поможет нам в этом   « Терем – теремок»

Рис_1

В  чистом поле теремок, теремок.
Он не низок,  не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто,  кто в невысоком живет?

Учитель: А ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку:

Не мед, а ко всему липнут. (слова)

или

Рис_2

  1. Слова близкие по лексическому значению.
  2. Словарный состав языка.
  3. Слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.
  4. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке.
  5. Новые слова в языке.

Учитель: — А кто скажет, как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика или Лексикология).

Учитель: — Для чего служат слова в языке? (ответы уч-ся)

Задание написано на доске, и дети выполняют его письменно:

Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в  горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.

— объясните орфограммы и пунктограммы.
— найдите слова, которые служат для обозначения предметов (сущест.), признаков (прилаг.), действий (глаголов).
— определите лексическое значение  слов   почта и почтальон.

— С помощью  какого словаря можно  это выяснить? (Толкового)
— Кто является первым составителем  толкового словаря и как он назывался?
(В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.) — учитель показывает словарь.

Рис_3

Рис_4

(на доске появляется высказывание К. Паустовского)

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и  шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский).

Учитель: — Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет Паустовский? Как вы думаете, сколько слов в русском языке? (ученые считают, что в русском языке более 500 тысяч слов).

— Где же они хранятся? ( В словарях).

Запишем предложение. Словари – наши добрые спутники.

Давайте вспомним, с какими словарями мы уже знакомы. Дальше следуют выступления учащихся от имени словарей: (Толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словообразовательный словарь, этимологический словарь, орфографический словарь, фразеологический словарь, словарь заимствованных слов, орфоэпический словарь).

Рис_5

Чтец:
Всегда я под рукою их имел,
За словарями отводил я душу.
Как музыку Бетховена я слышал,
Как вслушиваться в слово я умел.

Слова – бойцы, слова – богатыри,
Слова для мира и слова для сечи…
Безбрежен океан славянской речи,
Читать часами надо словари.

Учитель: — А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Узнай слово».
а) Наука о развитии человеческого общества;
б) прошлое, сохраняющееся в памяти человечества;
в) происшествие, обычно неприятное.
— правильно, вы догадались, что это слово ИСТОРИЯ. А это однозначное или многозначное слово? Приведите ещё примеры многозначных и однозначных слов.

И слово это ИСТОРИЯ нам сегодня нужно, чтобы непосредственно к празднику, который наша страна отмечает 4 ноябряДень народного единства. А уходит он своими конями в далёкое прошлое нашей Родины. Конец 16 начало 17 веков – один из наиболее тяжёлых периодов в истории Русского государства. Страна была разорена опричниками и Ливонской войной. Опустели многие густонаселенные места; жители погибли или бежали на окраины государства. В стране был голод, не утихали крестьянские волнения. Осенью 1609 года польские войска вторглись на территории. Древнего Кремля. Захватчики топтали посевы, вырезали скот, сжигали дотла деревни и города, угоняли людей в плен, глумились над русскими обычаями. В стране началось широкое освободительное движение, которое возглавили торговец, уважаемый в городе староста Кузьма Захарович Минин и опытный военачальник – князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Интервенты потерпели полное поражение. Русские захватили весь обоз, пушки, шатры, а предводитель поляков Ходсевич с остатками войск отступил, а на другой день бежал « браду свою кусая». Москва была освобождена. Вскоре и вся Русская земля была очищена от отрядов польских панов. Русский народ, тесно сплотившийся для борьбы с врагом, спас свою Родину от иностранного порабощения. Теперь мы знаем, почему этот день стал Днём народного единства.

Учитель: — А причем здесь наш теремок со словами? А вот при чем… Пока мы с вами побывали в далеком прошлом, к нам в класс пришла странная корреспонденция. Кстати, а что это слово обозначает? (проводится работа с Толковым словарем).
— Так, пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (синонимы). Приведите синонимы к слову корреспонденция (почта, депеша).

1. Люди из прошлого прислали нам своего брата Смелого (фигурка человечка появляется на доске), чтобы он рассказал, как сражались москвичи с поляками. Да вот незадача. Пока он к нам добирался, его привалило поваленным деревом, и он многое забыл. Давайте, ребята, ему поможем. Подберем синонимы (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, стойкий), ведь такими были защитники Москвы, они защищали свою Родину (отечество, отчизну).

2. А вот ещё письмо… Странно, кому оно адресовано и кто его прислал?
Дорогие ребята!
Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых. С ними не выиграть сраженье. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…….
Ваш князь Дмитрий Пожарский.

Учитель: Ребята, вы уже догадались, что письмо от князя-победителя шло через века, через года, и его немного размыло дождём. Давайте попробуем восстановить смысл письма князя.
Вот что получилось (смелыми, добрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми). Да, я думаю, что князь теперь доволен, что письмо наконец-то дошло до адресата (т.е. до нас с вами, его потомков).

3. А что же содержится в 3 конверте? Интересно нам это узнать?
Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Я, Кузьма Минин – я принёс вам слово МИР.

Учитель: А давайте объясним значение этого слова и подберем к нему слова-омонимы (работа со словарем омонимов). Приведите примеры слов-омонимов (ключ, бор, вал).

Учитель: Ой, что-то терем наш задымился. Я вижу клубы дыма. Уж, не пожар ли это? (учитель открывает нужную картинку на лингвистическом тренажере).
Нет, к счастью, просто здесь идёт заседание «Общества любителей образного слова». Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие. Что это за слова? (слова, используемые в переносном значении). Они предназначены для любителей поэзии:
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На самой березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
( А. Громова)

• Найдите слова, используемые в переносном значении (проводится работа).
— А как вы думаете, ребята, как вели себя защитники Москвы?
— Объясните, что означает указанный « металл» в людях:
Стальная воля,
Железные мускулы,
Бронзовый загар,
Золотое сердце.

• Составьте словосочетания, используемые в прямом и переносном значении слова:
Горький, тяжелый, холодный, дышит.

Учитель: наш языковой состав не является неизменным. Он постоянно пополняется новыми словами и расстается со старыми. Так ушли из употребления слова (показывается музейная витрина). Почему они ушли? Приведите ещё примеры таких слов. Во времена Минина и Пожарского это слова: колчаны, шатры, палица и др.

Чтец:
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные забытые слова.
«Долонь», «десница», « выя», «рамена»
Как некогда в иные времена.

• Что перепутал художник на картинке? (показывается картинка)
Несколько слов об архаизмах:

Чтец:
Когда-то много лет назад,
Называли город – град.
Руку правую – десницей,
Красну девушку – девицей,
Лоб – челом, а рот – устами,
Перст был палец, перси – грудь…
В наше время перестали
Говорить так, но остались
Корни этих слов чуть-чуть.

Чтец 2:
В те былые времена
Были плечи – ремена,
А глаза звались очами…
Этих слов не перечесть
Но вы можете и сами
В старых книгах их прочесть.
За старинными словами –
Жизнь, история Руси,
Что написано не нами,
Знайте их по мере сил!

— в чем отличие устаревших слов от архаизмов? В каком словаре мы можем узнать происхождение слова?
Учитель: русский язык очень богат заимствованными словами (дайте определение).

Чтец:
Был затуманен и задымлен
Их тайный путь, которым встарь,
Они от персов или римлян
Пришли когда – то в наш словарь.
Всегда имели в русской речи
Неущемленные права.
И находясь при славном деле,
Перед другими не в тени,
Давным-давно как обрусели
Усыновленные они. (Л. Козловский)

• Игра: Небо, галстук, бежать, синий, библиотека, телеграмма, телевизор, пейзаж, белый, бежать, мольберт (подчеркните заимствованные слова, проверьте себя по словарю). Приведите свои примеры.

Учитель: Но не стоит забывать о необходимости изучения народных говоров о внимании и уважении, которых заслуживает живое русское слово и сельские жители – носители диалектной речи. Помните, как у С. Есенина:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко.
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
• Назовите диалектные слова в стихотворении.
• Приведите примеры диалектных слов своей местности (рушник, рукомойник, чепок, сени, хата, бурак и т.д.)

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на наш плакат. О каких словах мы еще не говорили? Правильно, о словах-профессионализмах. И коль речь зашла о защите родного Отечества, есть такая профессия – Родину защищать. Скажите, как Минин и Пожарский, по вашему мнению, защищали Москву? А какие слова, связанные с профессией воина- защитника, подобрали бы вы? Среди них прозвучали и новые слова (ракета – носитель, космодром, компьютер и др.)

Учитель: А как называются устойчивые сочетания слов в нашем языке? (фразеологизмы).
• Объясните значение:
В ежовых рукавицах – строго
Засучив рукава – усердно
В поте лица – усердно
Биться день и ночь – сражаться постоянно
Можно ли сказать, что воины, защищавшие Москву от врагов во все времена, сражались именно так? Приведите свои примеры фразеологизмов.

Учитель: слово единство имеет много собратьев и друзей. Подберите к нему однокоренные слова (единение, единый, единственный, соединить, объединить и др.)
Вот и закончилось наше путешествие по домику, в котором так хорошо и дружно живут разные слова, между ними царят мир, согласие и единение.
Так и мы, люди, давайте так жить! В памяти сразу всплывает русская пословица Пока мы едины, мы непобедимы.

Звучит запись песни «Живи, страна!» (припев)
— Всем спасибо. Урок окончен.
Приложение (фото с урока):

Урок ведет учитель русского языка и литературы Озерова Наталья Викторовна

Учащиеся 6-го класса

Учащиеся 6-го класса

Оборудование:
1. Репродукция картины К.Е. Маковского «Минин на Нижегородской площади».
2. Лингвистический тренажер «Лексика».
3. Музыкальное оформление:
Музыка И. Николаева «Маленькая страна»
Музыка А. Морозова «Живи, страна!»
4. Лингвистические словари:
В.И. Даль «Толковый словарь…..»;
А.А. Семенок Школьный толковый словарь;
В.П. Жуков Школьный фразеологический словарь;
Г.А. Крылов Словарь антонимов, синонимов русского языка;
В.В. Львов Школьный орфоэпический словарь;
Этимологический словарь русского языка;
Д.Н. Ушаков Орфографический словарь;
В.В. Одинцов Школьный словарь иностранных слов.
5. Учебник Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов «Русский язык» 6 класс.
6. Конверты с заданиями.
7. Доска, кроссворд.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!