logo

Урок русского языка по теме «Предложение»

Урок русского языка по теме «Предложение»

Автор:  Верхотурова Елена Васильевна,
учитель начальных классов
ГБОУ «Гимназия № 1619», г. Москва

Ход урока 

  1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

– Начнём наш необычный урок.

(Звучит фонограмма песни “Спят усталые игрушки”.)

– Какая передача начинается с этой мелодии? По какому каналу её транслируют? В какое время она начинается? С помощью какого технического средства мы можем наблюдать за её героями? (С помощью телевизора.)

Модель телевизора вывешивается заранее.

  1. Сообщение темы урока

– Из слогов, которые рассыпались по экрану телевизора, составьте слово. (Предложение).

– Верно, сегодня мы повторим всё, что изучили в разделе “Предложение”. (Дети отвечают на вопросы учителя по теме “Предложение”).

  1. Минутка чистописания

Тетрадь наклонно положи,
Ручку правильно возьми,
Сядь ты прямо, не согнись,
За работу вмиг возьмись!

Определение буквы.

– Рассмотрите таблицу, наша буква встречается в каждой строке.

м н с о
к ж п с
с н ю я
г э с ы

– Верно, это буква “эс”. Расскажите, что вы о ней знаете.

(Проводится работа по правописанию заглавной и строчной букв. Слогов и слов с этой буквой.)

  1. Работа с предложениями

– Имя какого героя передачи начинается с буквы С(Степашка).

– Он приготовил для вас задание: собери предложение.

В мяч Степашка любит играть

– Степашка любит играть в мяч.

Дети записывают его в тетради, находят и подчёркивают главные члены. После отвечают на вопросы учителя и делают вывод.

  1. Работа в группах

– Ребята, Степашка принёс для каждого ряда письма, но непростые. В них находятся карточки со словами, из которых нужно составить предложения. Затем их прочитать с правильной интонацией, чтобы другие команды смогли определить их вид по целее высказывания.

  1. В наш город приехал цирк.
  2. Кто любит ходить в цирк?
  3. Нам нравится ходить в цирк!

Это задание выполняется устно. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно составит предложение, прочитает с нужной интонацией, отгадает задание другой команды.

– Послушайте загадку:

Я весёлый поросёнок,
Люблю шутки, игры, смех.
Каждый день я на экране,
И люблю, конечно, всех!

– Это Хрюша. Расскажите об этом герои.

– Он приглашает нас в цирк. Что вы знаете о цирке? Какие номера вам нравятся больше?

– Как называют человека, который смешит людей в цирке? (Клоун.)

– Составьте предложение о клоуне, в котором будет 3–4 слова. Подчеркните главные члены. Определите вид по целее высказывания. Распространите его так, чтобы стало 5, 6, 7 слов. Лучшие предложения записываются, и дети сами подчёркивают главные члены.

  1. Физкультминутка

Дети повторяют за учителем.

Утром бабочка проснулась,
Подтянулась, улыбнулась.
Раз, росой она умылась,
Два, изящно покружилась.
Три, нагнулась и присела.
На четыре, улетела.

– Пока мы отдыхали, к нам окно залетел гость.

(Учитель показывает рисунок Каркуши.)

– Давайте посмотрим, что у неё в клюве (телеграмма). Что такое телеграмма?

  1. Работа в парах

У детей на партах лежат по 2 телеграммы.

Задание телеграммы № 1: закончи предложение

В цирке медведи ездят на… (лошадях, велосипедах, людях).

Правильный ответ записывается, проводится работа с его структурой. Затем взаимопроверка.

Задание телеграммы № 2: вставить пропущенное слово, выписать и подчеркнуть только главные члены.

Акробаты… трюки. (Один ученик у доски с пояснениями).

Задание телеграммы № 3 вынесено на доску: подбери подходящие по смыслу слова и закончи предложение.

Львы прыгают… гири
Дети идут… через кольцо
Силачи поднимают… в цирк
  1. Работа по рядам

Работа проводится с предыдущими предложениями. Выписать из предложений только главные члены.

I ряд – из первого предложения.
II ряд – из второго предложения.
III ряд – из третьего предложения.

По одному ученику проверяют у доски. Делается вывод о предложении.

  1. Итог урока. Обобщение

Итог подводится в форме игра “Ромашка”, на лепестках которой с одной стороны вопросы по теме, с обратной стороны слово (конец!) поделено на буквы. Дети отрывают по одному лепестку, устно отвечают на вопрос, лепесток вывешивают на доску.

Примеры вопросов на лепестках:

  • Оно состоит из предложений и означает законченную мысль?
  • Какой главный член предложения отвечает на вопросы: кто? что?
  • Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения?

Приложения

Паук.
Наступила осень. Серебристая нитка опускалась на землю. Там сидел паук. Наш паук собрался в путь. Выглянуло солнышко. Маленький паучок спрыгнул на лист. А дальше куда?
Пушок.
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки  и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

1. В 4 и 5 предложениях подчеркнуть основу предложения.
2. Обозначь части речи в первом предложении



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!