logo

Урок развития речи в 6 классе по картине Т.Н. Яблонской “Утро”

Урок развития речи в 6 классе по картине Т.Н. Яблонской “Утро”

Автор: Комиссарова Элеонора Владимировна 
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 12» г. Североморска

Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

Цели:
1. Обучать умению составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
2. Развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся.
3. Воспитывать интерес к прекрасному, стремление к самосовершенствованию, физическому, духовному (нравственно-эстетическое, валеологическое воспитание).
4. Развивать навыки работы с интерактивной доской.

Оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, раздаточный материал (репродукции картины, конспекты с опорными словами), проектор, интерактивная доска, аудиозапись утренней зарядки.

Ход урока

 1. Оргмомент.

Доброе утро!
Ребята, как вы думаете, почему я начала наш урок не с обычного приветствия (“здравствуйте”)? Во-вторых, сегодняшний урок развития речи мы посвятим подготовке к написанию сочинения по картине Татьяны Ниловны Яблонской “Утро”. Но прежде, чем мы начнём работать с репродукцией картины, я предлагаю вам пофантазировать.

2. Работа над составлением словесного описания картины по ассоциациям.

Давайте представим, что должно быть изображено на картине с названием “Утро”, а чтобы вам было легче это сделать, составьте на листочке “ассоциативное солнышко”:
На экране появляется рисунок: (слайд 1)

Утро

Слова какой части речи у вас преобладают? (сущ., прилаг., глаг.)

Используя своё “ассоциативное солнышко”, попробуйте описать картину под названием “Утро” (заслушиваются описания 1-2 учеников (по желанию)).

3. Работа над репродукцией картины Т.Н. Яблонской “Утро”. (слайд 2)

Что вы добавите в своё “солнышко” после того, как увидели репродукцию картины? (зарядка, завтрак и т.д.)

Что нарисовано на картине? (перечислить неодуш. предметы: комната, мебель, цветы, утро и т.д.)

Подберите эпитеты (прилагательные) к слову “утро”. Какое утро запечатлела на своём полотне художница? Запишите слова.

На интерактивной доске записываются примеры эпитетов (по одному слову  каждый  ученик):

Утро2

Как удаётся автору показать, что утро яркое, тёплое, осеннее? (обратить внимание на колорит картины, “говорящие” детали: школьная форма, дверь на балкон открыта)

Кто является главным героем картины? Как вы определили? (девочка в центре, на переднем плане картины)

О чём говорит поза девочки? (делает зарядку, упражнение “ласточка”)

Словарно-семантическая работа.

Подберите однокоренные слова к слову “зарядка” (заряд, зарядиться) Чем можно зарядиться? (энергией здоровья, хорошим настроением, улыбкой).

А вам не захотелось, глядя на картину, тоже сделать это физическое упражнение? Попробуйте выполнить его прямо сейчас.

“Валеологическая минутка” (аудиозапись звука горна, позывных утренней зарядки). Встали и подтянулись, руки  вытянули в стороны, назад, вверх, вперед, делаем махи руками, еще сделаем по 3 приседания. Как вы себя чувствуете?

Прибодрились? Молодцы! Садитесь, работаем дальше.

Какие ещё упражнения могла выполнять героиня картины? (1-2 упр.)

Подготовка к написанию сочинения по картине.

Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине? На слайде отдельно прожектором выделяется изображение девочки, ученик выходит к доске и записывают прилагательные, характеризующие ее.

(аккуратная, подтянутая, спортивного телосложения, стройная, школьница (ученица)

Почему же художница назвала свою картину “Утро”, а не “Девочка, выполняющая утреннюю зарядку”? ( Утро – обновление жизни, радость пробуждения, ожидания новых открытий, встреч, новых дел. Чтобы чувствовать себя бодрым, здоровым, нужно начинать новый день с зарядки.)

Какую мысль хотела донести до зрителей Т.Н. Яблонская, создавая своё произведение? ( Если хочешь добиться высоких результатов в жизни, то нужно с детства думать о своём здоровье, начинать утро с зарядки.)

На картине есть ещё одна “говорящая деталь” – красный пионерский галстук.

(слайд 3):  пионерский значок, портрет Ленина. Это говорит о том, что девочка является членом Всесоюзной пионерской организации, которая была образована 19 мая 1922 года и носила имя В.И. Ленина. Право стать пионером и носить на груди кумачовый галстук представлялось лучшим из лучших учащихся в возрасте от 9 до 14 лет. Пионер в переводе означает “первый”, всем пример.

(слайд 4):  портрет Т.Н. Яблонской.

Примером может стать жизнь самой Татьяны Ниловны, матери трёх детей, которая смогла многого достичь в жизни: стала известным художником, лауреатом Государственной премии, депутатом Верховного Совета Украины. Но самые светлые воспоминания в памяти художницы оставило детство. Потому-то главные герои её картин – дети.

Что ещё свидетельствует о том, что героиня заботится о своём здоровье? (свежий воздух – проветривание, чистота в комнате, цветы, лёгкий завтрак на столе)

Какие ещё утренние процедуры необходимо выполнять каждому человеку, чтобы поддерживать своё физическое здоровье? Что осталось “за кадром”?

(умыться, почистить, зубы, причесаться, позавтракать, заправить постель и т.д.)

Постановка задачи:

  • Дома вам предстоит написать сочинение, в основе которого будут ваши впечатления о картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

(слайд 5) Возможные варианты начала вашего сочинения, шторка открывается

Передо мной картина Т.Н. Яблонской “Утро”.

Раннее осеннее утро. Звучит музыка, и девочка застыла в позе “ласточки”.

В помощь ребятам даются опорные слова и выражения, которые позволят им избежать повтора одинаковых слов, следовательно, и речевых ошибок.

Раздаточный материал – слова для справок [1]: “Художник, мастер кисти, автор картины, живописец.

Изобразила, показала, передала, запечатлела, создала, написала.

Девочка, героиня, главный персонаж картины.

Просторная солнечная комната. Много света и воздуха. Блестящий паркетный пол. Обыкновенный круглый стол. Кувшин. Деревянная кровать. Белоснежное постельное бельё. Чистота и уют. Пышная зелень цветов”.

В качестве эпиграфа (эпиграф — слова, передающие основную мысль сочинения) предлагается взять пословицу “В здоровом теле – здоровый дух”.

(слайд 6) Оформление записи темы и эпиграфа сочинения.

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

В здоровом теле – здоровый дух.

Пословица.

Запись домашнего задания.

Написать сочинение-описание на основе личных впечатлений по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!