logo

Урок обучения грамоте в 1 классе «Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д’]»

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д’]»

Автор: Асланян Анжела Ованесовна,
учитель начальных классов
ФГОУ СОШ №21 МО РФ,
г. Ереван, Республика Армения

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательные: познакомить с буквами Д, д, обозначаемыми ими буквами, учить характеризовать звуки по алгоритму, учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Деятельностные: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление, повышать интерес к чтению.

Воспитательные: воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительного отношения к людям труда и разных профессий.

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А..Виноградская, модели звуков, шаблоны для конструирования букв, демонстрационные карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент. «Психологическая установка на работу»

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов в работе.

Ученики:
Слайд 2

Мы умные, мы дружные,
Мы внимательные, мы старательные,
Мы в первом классе учимся,
Всё у нас получится!

  1. Определение темы и целей урока.

Учитель: О какой букве идёт речь в загадке?
Слайд 3
Буква — домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

Ученица: Буква Д.

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Ученик: Знакомство с буквой Д.
Слайд 4                  

Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки?

Ученик: Гласные и согласные.

Учитель: Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

Ученик: Ударные и безударные.

Учитель: А про согласные звуки?

Ученица: Твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Учитель: Рассмотрите рисунки, что вы видите?
Слайд 5

Ученики: Дом, дятел, дерево, дупло.

Учитель: Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?

Ученики: [Д],[д’])

Учитель: Кто знает, какой буквой они обозначаются?

Ученик: буквой Д д.

  1. Изучение новой темы.

Ученикам предлагаются картинки: дом, арбуз, шар, астра.
Слайд 6

Учитель: Составьте слово по первым звукам слов. Узнали?

Ученик: Это имя девочки — Даша.

Учитель: А это мальчик Дима. Какие звуки слышим в начале слов Даша, Дима?

Ученик: Звуки [Д], [Д‘]

Учитель: Дайте характеристику звуку.

Дети: Согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.
Слайд 7

Учитель: Подумайте и определите тему урока.

Ученик: Знакомство с новой буквой и новыми звуками. Буквы Д, д, звуки [Д], [Д‘].

Учитель: Послушайте меня и скажите, что я произнесла.

— Дала Дина дыню Диме.

Дети: Скороговорка, предложение.

Учитель: Повторите скороговорку, послушайте друг друга.
Что заметили интересного?

Речевая зарядка.

Слайд 8

Да – до – ду – ды
ди — де – дя – дю
Ду – до – да – гудят провода.

Учитель: Произнести 3 раза, меняя логическое ударение:

Дарья дарит Дине дыни.

Работа над новым материалом.

Учитель: Кто больше запомнит слов со звуками [д], [д’]?

Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь. Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки.

Учитель: Откройте  «Азбуку» по закладке. Проведите наблюдение, обсудите в паре вопрос: «Какие цели у нас сегодня на уроке?»

  1. Выделение звука, знакомство с буквой Д.

Учитель: Кто из вас знаком с буквой д?
С какими буквами рядом стоит в алфавите? На что похожа буква Д?

*Д – это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

*Вот стоит дымок пуская,
Буква Д – труба печная. 

Проведём небольшое исследование, ответим на вопрос: «Что это за звук?»

Чтение звукобуквенных моделей, выделение новых звуков. (Работа в парах)

Учитель: Рассмотрите первую картинку. Сделайте звукобуквенный анализ  слова.

Какой первый звук в этом слове? Что вы можете сказать о нём?

Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.

Учитель: Рассмотрите вторую картинку. Сделайте звукобуквенный анализ слова.

Какой первый звук в этом слове? Что вы можете сказать о нём?

Дети: Согласный, звонкий, мягкий.

Какой буквой обозначим звуки [д] [д ‘]?

Дети: Буквой Д.

Слайд 9

На что похожа буква?

Вот домик — буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идёт дымок.
А в окошке кошка.

Учитель: Назовите место буквы в алфавите: перед какими знакомыми буквами находится буква Д?

Дети: А, Б, В, Г.

Динамическая пауза.

Учитель: Рассмотрите рисунок, найдите слова, при произношении которых вы слышите звук [д].

Дети выходят к доске, указывают на предмет и называют слово, интонационно выделяя звук [д] или [д ‘]

«Слоговой» аукцион.

Слайды 10-11

да (дача, дар, дама, Даша, …)

ду (дуб, душа, дуга, …)

ды (дыра, дым, дыня, …)

ди (диван, динозавр, диво, Дима, Диана, …)

до (дом, дочка, дорога, доля, …)

де (девочка, деньги, дети, дерево, декабрь.)

до ди ду
да де ды

Гимнастика для рук

Раз-два – шли утята.

Три-четыре – за водой.

А за  ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался –

Громко – громко запищал:

— Пи-пи — пи – не пищи!

— Мы тут рядом, поищи!

  1. Работа в Прописи.

Учитель: Сравните  печатные и письменные буквы.
Слайд 12

Что необходимо знать, чтобы правильно написать букву?

Дети: Элементы.

Учитель: Выберите письменные элементы для буквы д.

Дети: Линия с петлёй внизу, овал.

Рисование узоров Раскраскина.

Учитель: В каких буквах встречались эти элементы?

Дети: а, о, у.

Конструирование строчной буквы д.

Учитель: Откуда начнём писать букву?

Дети: Чуть выше нижней линии рабочей строки.

Письмо строчной буквы на доске с объяснением учителем.

Учитель: «Пишем правильно  с Машей»

Письмо буквы детьми в воздухе под счёт.

Самостоятельная работа в тетради (1строка)

  1. Работа над словом.
    Слайд 13

Чтение слов (на доске и на экране)

вода

водолаз

водопад

водные

подводные

Учитель: Прочитайте слова столбика. Что вы заметили? Что можете о них сказать?

Дети: Это однокоренные слова.

Учитель: Назовите корень.

Водопад — стремительно падающий с высоты поток воды. Самые знаменитые водопады:

Ниагара и Виктория. Ниагара находится на границе США и Канады. Виктория – в Африке- имеет высоту 107 м. Каждую минуту через этот водопад проносится около 100 млн. л воды.

Водолаз – человек, занимающийся подводными работами в специальной одежде

Учитель: Подберём ещё несколько однокоренных слов.

Водяное растение, служит пищей и убежищем для морских животных

Дети: Водоросли

Учитель: Сказочное существо, живущее в воде .

Дети: Водяной.

Учитель: Составим словосочетания со словом вода. Вода какая?

Дети: Чистая, мутная, газированная, минеральная, солёная, …

Учитель: Что значит выражение «воды в рот набрать»?

Дети: Упорно молчать, ничего не говорить.

  1. Звуко-буквенный анализ слова вода.

Физминутка

Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три –

морская фигура замри.

(Дети имитируют движения)

  1. Работа в «Азбуке» (работа с текстом)

Учитель: Проведите свои наблюдения. Задайте вопросы, на которые  знаете ответы.

  1. Чтение вслух.
  2. Чтение «цепочкой».
  3. Ответы на вопросы, выборочное чтение.

Учитель: Где работают водолазы?

Дети: Водолазы работают на дне реки.

Учитель: О ком это предложение?

Дети: О водолазах.

Учитель: Что делают водолазы?

Дети: Работают.

Учитель: Водолазы работают. Что мы сейчас назвали?

Дети: Основу предложения.

Учитель: Прочитайте предложение, в котором есть имена собственные. Назовите имена собственные. Что вы можете сказать об их правописании?

Учитель: Сколько предложений в тексте?

Учитель: Какие это предложения?

  • Чтение слогов с новыми звуками под моделями.
  • Чтение слогов и слов в столбике.
  • Выполнение заданий:

Учитель: Прочитайте слова, в которых буква «д» обозначает мягкий звук;

Учитель: Прочитайте слова- признаки, слова-действия.

  1. Работа в «Прописях».

Письмо слогов с буквой Д, отработка соединений букв.

Письмо с комментированием «цепочкой»(2,3, 4  строки)

Чтение предложения. Составление модели предложения (индивидуально).

Проверка (составление модели предложения на доске)

  1. Гимнастика для глаз (электронная физминутка «Дельфины»)

Закрепление изученного.

Учитель: Прочитайте слова (на доске).

Дети: Девочка, дятел, дерево, радио, дети, Дима, дудочка.

Учитель:

Какое слово может быть лишним и по какому признаку?

Например: Слово Дима может быть лишним, так как это имя собственное, а остальные нарицательные имена.

Учитель: На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Дети: Одушевлённые и неодушевлённые.

Учитель: Слова, в которых 2 слога и 3 слога.

Учитель: Собственные и нарицательные.

  1. Подведение итогов урока.

Какие звуки мы сегодня изучили?

Какой буквой они обозначаются?
Учитель: Как мы будем читать букву «д» в слогах-слияниях?

Дети: Мягко или твёрдо. Это зависит от гласной, стоящей за ней.

Какое задание понравилось?

Что вызвало затруднение?

  1. Итог урока.

Учитель. Урок окончен. А каким секретом мы бы хотели поделиться со всеми?

Дети:
Тем, кто любит приключенья,

Я открою свой секрет:

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!

Рефлексия.

Самооценка деятельности на уроке.
Слайд

Выберите и подойдите к Смайлику, который выражает ваше настроение на уроке.

Смайлики

Спасибо за урок!

Презентация.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!