logo

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Деепричастие как особая форма глагола»

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Деепричастие как особая форма глагола»

Автор: Губайдуллина Анна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 132», г. Казань 

ЦЕЛИ: 

  1. Обучающие:  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Деепричастие»;  закрепить умения находить деепричастие в тексте, определять вид деепричастия, правильно выделять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты, правильно писать НЕ с деепричастием.
  2. Развивающие:  совершенствовать навык правильного употребления деепричастий в речи, развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

ХРОНОМЕТРАЖ.

Организационный момент – 2-3 минуты.

Вступительное слово учителя – 3 минуты.

Повторение изученной темы – 30 минут.

Подведение итогов урока – 5 минут.

Домашнее задание – 5 минут.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке русского языка. Как вы помните, на предыдущих уроках мы познакомились с темой «Деепричастие» и подробно рассмотрели основные признаки и особенности этой части речи. Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить всё, что нам известно о деепричастии, обобщить и прочно закрепить эти знания. Мы постараемся сделать урок не только полезным, но и интересным и для этого отправимся в путешествие по городу «Деепричастие». Руководствуясь картой, мы посетим главные достопримечательности этого необычного города (слайд №2).

Мы начнем путешествие с самого известного места этого города – Теоретического проспекта. Здесь мы вспомним самые важные теоретические сведения о деепричастии. Зайдем на площадь Словообразования, где вспомним, как образуются деепричастия. Пройдем по главным улицам Орфографическая и Пунктуационная, вспомнив необходимые правила. А последний пункт нашего путешествия – площадь Стилистическая. Здесь мы закрепим умение правильно употреблять деепричастия в речи.

Ну что ж, в добрый путь!

  1. Основная часть урока.

Учитель: Итак, наша первая остановка – проспект Теоретический (слайд №3). Здесь нам предстоит вспомнить все теоретические сведения о деепричастии, которые нам известны. Для этого вам предстоит ответить на несколько моих вопросов о деепричастии.

Фронтальный опрос.

— Какая часть речи называется деепричастием?

Ученик: деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

— Признаки каких частей речи сочетает в себе деепричастие?

Ученик: признаки глагола и наречия.

— Какие признаки деепричастие заимствует у глагола?

Ученик: вид, возвратность, значение действия (добавочного).

— А какие грамматические признаки наречия свойственны деепричастию?

Ученик: неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства, вопросы: как? что делая? что сделав?

— Что называется деепричастным оборотом?

Ученик: деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. На письме он всегда выделяется запятыми.

— Как пишется частица не с деепричастием?

Ученик: Частица не пишется с деепричастиями раздельно. Если деепричастие без «не» не употребляется, то частица «не» с деепричастием пишется слитно.

Хорошо, ребята. С этим вы справились. Теперь обратите внимание на следующий слайд (слайд №4). Ваше задание – продолжить (абсолютно самостоятельно) эти утверждения о деепричастии.

Слайд №4:

  • Деепричастие обозначает …… действие
  • Деепричастие отвечает на вопросы …
  • Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью …
  • Деепричастия совершенного вида образуются с помощью …
  • В предложении деепричастие является …
  • Деепричастия совмещает в себе признаки …. и ….
  • Деепричастие с зависимыми словами называется…..
  • Деепричастный оборот на письме выделяется….

Учитель: Молодцы. Теорию вы знаете хорошо, а вот умеет ли применять знания на практике?

Перед вами – текст (слайд №5). Задание: прочитать текст, найти деепричастия, доказать, что найденные вами слова относятся к данной части речи. Выпишите предложения с деепричастиями к себе в тетрадь.

Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Ночевали мы в палатке. Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался из палатки на лесную поляну.

Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе, в траве. Между двумя ёлками висела паутина. На её ниточках, переливаясь, сияло что-то разноцветное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках. Тронув его пальцем, я увидел, что он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки запрыгали, заскользили по паутине к земле.

Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!

Ученики: В тексте есть следующие деепричастия: надев, переливаясь, замерев, тронув. Все эти слова обозначают добавочное действие, отвечают на вопросы – что сделав? что делая? (выбрался (что сделав?) надев резиновые сапоги, сияло (что делая?) переливаясь), смотрел (что сделав? как?) замерев от восторга, увидел (что сделав?) тронув). В предложении являются обстоятельством.

Учитель: Хорошо, ребята. Наша следующая остановка – Словообразовательная площадь. Сегодня на уроке мы уже говорили о том, как, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного и несовершенного видов. Давайте проверим, как вы это усвоили. Следующее задание для вас – от данных глаголов образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида (слайд №8 и слайд №9).

От данных глаголов образуйте деепричастия совершенного вида

  • Занять
  • Посмотреть
  • Нанять
  • Разобраться
  • Поднять
  • Невзлюбить

От данных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида

  • Читать
  • Участвовать
  • Баловаться
  • Завидовать
  • Играть
  • Смеяться

Ученики: 1) заняв, посмотрев, наняв, разобравшись, подняв, невзлюбив.

2) читая, участвуя, балуясь, завидуя, играя, смеясь.

Следующее задание — распределительный диктант (слайд №10). Ваша задача – распределить данные деепричастия в две колонки: в правую колонку записать деепричастия несовершенного вида, в левую – совершенного вида. Выделить суффиксы деепричастий.

  • отражаясь в воде
  • пригорюнившись
  • качая вершинами
  • убежав от всех
  • устремив взгляд
  • облетая с деревьев,
  • ощущая тревогу
  • прислушиваясь к шорохам
  • погрузившись в раздумья
Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида
 пригорюнившись  отражаясь
 убежав  качая
 устремив  облетая
 погрузившись  ощущая
 прислушиваясь

Марат, прочитай, пожалуйста, какие деепричастия совершенного вида ты выписал в таблицу. Игорь, прочти деепричастия несовершенного вида, которые ты записал.

Учитель: Молодцы. Мы продолжаем путешествие. Следующая достопримечательность города Деепричастие  — улица Орфографическая. Здесь Вам предстоит вспомнить, как пишется частица не с деепричастиями. Это правило мы с вами повторяли в начале урока.

Для вас на доске следующее задание: спишите деепричастия, раскрыв скобки. Сабина, как ты выполнила это упражнение? Прочитай, пожалуйста.

(Не) заметив

(Не) годуя

(Не) говоря

(Не) доумевая

(Не) ожидая

(Не) навидя

(Не) сверкая

(Не) стуча

Учитель: Хорошо, ребята. А наше путешествие тем временем продолжается. Мы прибываем на предпоследнюю остановку – улицу Пунктуационную. Как вы думаете, что вам необходимо знать, чтобы успешно выполнить здесь все задания?

Ученики: Знать правила обособления деепричастий и деепричастных оборотов.

Учитель: Верно. Давайте приступим к заданию.

Расставьте запятые в данных предложениях. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. Софья, прочитай, как ты выполнила это упражнение.

  • Выйдя из дома человек направился к машине.
  • Я открыл окно и залюбовался прекрасным видом.
  • Я забыл обо всем залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
  • Лебеди плавали не замечая меня.
  • Изогнув длинные шеи птицы поднимаются вверх.
  • Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней.

  • Выйдя из дома, человек направился к машине.
  • Я открыл окно и залюбовался прекрасным видом.
  • Я забыл обо всем, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
  • Лебеди плавали, не замечая меня.
  • Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
  • Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней.

Учитель: Хорошо, молодцы. А мы тем временем прибыли на Стилистическую площадь. Здесь мы вспомним, как правильно употреблять деепричастия в речи. Давайте на некоторое время станем редакторами и исправим речевые ошибки, допущенные в этих предложениях. Тот, кто знает, как можно исправить предложение, поднимает руку

  • Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
  • Распахнув сквозняком окно, моя шляпа улетела.
  • Заходя в магазин, дверь должна быть закрыта.
  • Неаккуратно проходя мимо витрины, стекло может разбиться.
  • Дойдя до реки, усталость овладела нами
  • Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.

Учитель: Молодцы, ребята. Наша путешествие подходит к концу, но прежде, чем мы попрощаемся с городом Деепричастие, я предлагаю вам сыграть в небольшую игру «Вставь словечко». Обратите внимание на карточки на ваших столах.

В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место, обозначьте вид деепричастий.

Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот море кругом ……………, (обежавши)
………. язык, мордку ………., (высунув, поднявши)
Прибежал бесёнок, …………., (задыхаясь)
Весь мокрёхонек, лапкой ……, (утираясь)
………..: дело с Балдою сладит. (мысля)
Глядь, а Балда братца гладит,    (приговаривая)
………..: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!”

(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, мысля, утираясь, приговаривая)

Учитель: И в завершении давайте выполним небольшой тест, чтобы проверить, насколько полезным было наше сегодняшнее путешествие. Для этого мы разделимся по вариантам. Тест – на экране перед вами (слайд № 19)

1 вариант.

1)  Какое из слов НЕ является деепричастием:

а) даря б) гиря в) жаря.

2)  На месте каких цифр должны стоять запятые. Опустив голову (1) он шел по дороге (2) не видя ничего (3) перед собой.

а) 1  б) 1, 2 в) 1, 2, 3

3) Найдите деепричастие совершенного вида.

а) балуясь, б) черпая, в) углубившись

4) Выберите правильное продолжение предложения.

Сидя у костра,

а) внезапно налетел ветер, б) мы заворожено смотрели на огонь, в) мне вспомнилась ночь на Днепре.

5) Подбери синоним к фразеологизму

А) сломя голову

Б) засучив рукава

2 вариант

1)  Какое из слов НЕ является деепричастием:

а) доля, б) деля, в) пиля

2)  На месте каких цифр должны стоять запятые. Он бросил писать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его.

а) 1,2,3    б) 2,3   в) 3

3)  Найдите деепричастие совершенного вида:

а) облегчив, б) придумывая, в) интересуясь

4)  Выберите правильное продолжение предложения

Подходя к лесу,

а) ветер стал сильнее б) уже чувствуется осенняя свежесть в) мы посмотрели на компас

5) Подбери синоним к фразеологизму:

а) не разгибая спины б) положа руку на сердце

  1. Итоги урока. Оценивание.

Учитель: Итак, ребята, на этом наше путешествие в город «Деепричастие» окончено. Сегодня мы хорошо потрудились.

Давайте подведем итоги урока, продолжая предложения, которые вы видите на слайде:

«Сегодня на уроке я усвоил…»

«Мне удалось закрепить знания о..»

Ученики подводят итоги урока.
Учитель озвучивает оценки за урок

  1. Домашнее задание.

Учитель:

Домашнее задание на следующий урок будет следующее: найти и выписать 5 предложений с деепричастными оборотами из произведений русской классической литературы. Вы можете выбрать как те произведения, которые уже нами изучены, так и те, которые, возможно, вы читали самостоятельно, по желанию. На следующем уроке мы послушаем, какие примеры нашел каждый из вас.

Спасибо за внимание, ребята.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!