logo

Урок математики в 3 классе «Решение составных уравнений»

Урок математики в 3 классе «Решение составных уравнений»

Автор: Лукина Елена Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №6»,
г. Ижевск, Удмуртская Республика

Цель: Систематизация  знаний по теме «Уравнения».

Задачи:

  1. Учить осознанно применять алгоритм решения составных уравнений, математически грамотно читать составные уравнения, видеть, в какой части находиться, и каким компонентом действия является неизвестное.
  2. Способствовать развитию когнитивного мышления, речи, внимания, познавательной активности; умения рассуждать, анализировать и решать задачи алгебраическим способом-уравнением.
  3. Прививать  интерес к предмету, к поисковой и исследовательской работе;  воспитывать коммуникативные навыки, умение сотрудничать.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

— Я задумала число, если его умножить на 8, а затем вычесть 30, и разделить на 2, и прибавить 12, то получиться 17. Какое число я задумала?

х
 .8
-30
:2
+12
17

 

***Работа в парах по опорной схеме, методом обратной операции, учащиеся находят ответ.

 

***Да, это число 5! Я думаю, все сегодня получат оценку «5».

 

У нас урок математики – царицы всех наук. Без нее не обходиться ни один человек независимо от возраста и профессии.

— Прочитайте   в группах высказывания мудрых выдающихся людей о математике.

«Мир построен на силе чисел» Пифагор

«Природа формирует свои законы языком математики» Галилей

«Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры» Галилей

«Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению»

«Математика – гимнастика ума» Калинин

Математика принадлежит к числу наук, имеющих громадное значение для выработки умения логически мыслить, делать обобщение» Крупская

«Математика – царица наук» Гаусс

«В сущности же это наука, требующая наибольшей фантазии,… Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе» Ковалевская

«Математика – царица всех наук.

Ее возлюбленный – истина.

Ее наряд – простота и ясность.

Дворец  этой владычицы открывается лишь разуму».

II. Актуализация ранее изученного материала.

— Расшифруйте имя великого музыканта, который имел блестящие математические знания, расположив числа в порядке возрастания:

  1. Индивидуальная работа:
* + 250=400 150-М
340 — * =180 160-А
* — 245 =155 400-Р
* . 6 = 300 50-М
210 : * = 3 70-О
* : 50 = 9 450-Т
  1. Проверка:

150, 160, 400, 50, 70, 450———-50, 70, 150, 160, 400, 450.

Ц А Р М О Т

— Это  композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

Что общего заметили в примерах? Как называются данные высказывания? Как найти неизвестные компоненты?

III. Постановка темы урока.

Как вы думаете, какая тема урока? Чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель поставим?  (Решение уравнений, решение задач уравнением)

Какие понятия, ассоциации у вас возникают со словом «уравнение»?

-равенство -переменная
-корень уравнения -проверка
-неизвестный компонент -правило
-простые -алгоритм
-сложные, составные -действие

Что  значить решить уравнение? Найти значение корня.

Что  мы называем уравнением?  Уравнение- это равенство с переменной, значение которой надо найти.

Какие виды уравнений мы изучали?  Простые и составные.

IV. Работа по теме урока.

Операционно-исполнительный этап:

  1. Решить уравнения
4 . х + 90 =154 (18 + х) . 3 =72
х : 4 +144 = 160 62 – х .2 = 38
  1. Алгоритм решения уравнений:

— найти последнее действие
— выделить неизвестный компонент
— применить правило
— упростить
— корень уравнения найден?
— проверка

Ответы: 16, 64, 6, 12.

  1. Исследование по решению задач.

1) Что это за фигура? Необходимо найти длину неизвестной стороны, зная периметр. Что такое периметр? Как его найти?

а) Длина прямоугольника 12 см. Периметр прямоугольника равен 36 см. Найди ширину.

б) Периметр прямоугольника равен 68 дм, ширина – 16 см. Найдите длину.

в) Длина одной стороны треугольника-12дм, другой-9 дм. Р=29 см. Найдите длину третьей стороны.

г) Периметр треугольника равен 45 см. Найди длину одной стороны, если две другие равны 20 и 9 см.

2) Задача: Школьники ехали на экскурсию в трех автобусах. Всего 78 человек. Во втором автобусе на 2 человека больше, чем в первом, а в третьем – на 4 человека больше, чем в первом автобусе. Сколько человек ехало в каждом автобусе?

— Исследуйте текст  задачи. Что известно, неизвестно? Можно ли сразу найти? Как решить задачу?  Какой способ является рациональным? Почему?

Как называется данный способ решения?

Самостоятельно составляют уравнение к решению задачи.

Что приняли за неизвестное? Достаточно ли только решить уравнение?

(Пусть Х-количество человек в первом автобусе, тогда х+2 – во втором, а х +4 – в третьем)

Выносится на доску:

х+х+2+х+4=78

х . 3 + 6 = 78

х . 3 = 78-6

х . 3 = 72

х = 72: 3

х = 24 (чел.) — в 1 автобусе

— А во 2 автобусе? В 3 автобусе? 24+2=26; 24+4=28

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Подведение итогов урока

  • Чему научился?
  • Что хочу узнать?
  • В чем я еще затрудняюсь?

Домашнее задание:

Творческое: Объявляется конкурс на самую  интересную  задачу, в которую  можно будет решить уравнением.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!