logo

Урок литературы в 11 классе «Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»

Урок литературы в 11 классе «Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»

Автор: Калинина Лариса Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы, замдиректора по УВР
МБОУ СОШ № 34, г. Тверь

Тема урока: Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка».

Цель урока:

  1. Познакомиться со стихотворением А.Блока «Незнакомка», произвести его анализ
  2. Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во II книге стихотворений на примере стихотворения “Незнакомка”.
  3. Развить навыки анализа лирического произведения.
  4. Привить любовь к русской поэзии, развить эстетический вкус.

Оборудование урока:

      • Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихо­творений.

Ход урока 

      1. Организационный момент.
      2. Вступительное слово учителя

— «Стоит произнести имя А. Блока — и тотчас же в сознании возникают егостроки: «И каждый вечер в час назначенный…»

И это не случайно. «Незнакомка» не только одно из лучших стихотворенийпоэта, но и одно из совершеннейших созданий всей русской лирики».

Обладающее какой-то удивительной музыкальностью, стихотворение с первогоже прочтения завораживает, околдовывает. «Незнакомка» пленяет читателя,но плен этот становится добровольным и сладким. Сегодняшний урок мы посвятим этому поэтическому  шедевру. Цель урока – знакомство и анализ стихотворения «Незнакомка» (Слайд № 1, 2) 

3. История создания стихотворения «Незнакомка»

Первая книга «Стихов о Прекрасной Даме» была признана выдающимся явлением искусства, потому что выразила страстное стремление к утверждению красоты. Но как позже признается сам Блок, в ней была растерянность перед жизнью. “Стихи о Прекрасной Даме” – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему–то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах.

Стихотворение «Незнакомка» появилось на свет в 1906 году. Это было время, тяжелое для поэта. «Вероятно, революция дохнула в меня и что-то раздробила внутри души, так что разлетелись кругом неровные осколки, иногда, может быть, случайные», — писал Блок. В это время поэт говорит о «растерзанной мечте». Его стихи пронизаны ощущением наступившего перелома, рубежа. Крушение прежних мистических иллюзий влекло за собой трагическую, все развенчивающую иронию и более трезвый взгляд на жизнь, признание земной, реальной действительности. На певца Прекрасной Дамы глянула пустота, и он заметался в великом смущении, в поисках чего-то нового, достоверного. Поэт с неожиданной вершины глянул на мир и увидел, что, кроме Прекрасной Дамы, есть и «согнутые спины» («Фабрика»), и ненавистные ему «сытые».

Та высота чувств и ожиданий, каким жил блоковский герой стихов о Прекрасной Даме, утрачена, цельность исчезла, мечта не выдержала столкновения с пошлостью и прозой реального мира. Г. Чулков, тесно общавшийся с поэтом в годы первой революции, подчеркивал в своих воспоминаниях, что Блок, «необыкновенно точный и аккуратный, безупречный в своих манерах и жизни, гордо-вежливый, загадочно-красивый, был для людей, близко знавших его, самым растревоженным, измученным…человеком».

— Послушаем историю создания стихотворения «Незнакомка» (индивидуальное задание ученика)

Ученик. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки — дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повел его к озеру, где “скрипят уключины” и “визг женский”, где все — убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидной становилась необходимость того, чтобы помимо этой “дачной жизни в мире происходило еще и нечто иное.

“Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”. Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне “Незнакомки”.

Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную — но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.

— Образ таинственной незнакомой девушки притягивал внимание не только писателей, но и художников. Перед вами несколько вариантов таких произведений. У каждого художника свое представление об этом образе, своя идея его воплощения. (Слайд № 3)

      1. Анализ стихотворения

— Познакомимся с самим стихотворением А.Блока в актерском исполнении. (Слайд № 3, значок «звук»)

— Проблемный вопрос нашего урока: “Незнакомка” — реальная женщина или мечта поэта.

— Выясним значения некоторых слов и словосочетаний с помощью контекста других произведений (Слайд №3 гиперссылки в тексте)

— Попытаемся разобраться в замысле автора.

— Обратите внимание на композицию стихотворения. Сколько частей вы бы выделили? Как они соотносятся друг с другом?

(Ученик. В стихотворении две части, оно построено на контрасте картин и образов, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление.)  

Анализ первой части стихотворения 

— Каковы образы первой части? Что мы видим, что  осязаем? Отметим ключевые слова в первой части стихотворения.   (Слайд № 4)

(Ученик. Удивительно, но мы попадаем за город в прекрасный весенний вечер. Однако мы не чувствуем радости обновления природы. Все пропитано «тлетворным» духом. Осязаем «горячий воздух …» Самые серые и скучные краски понадобились бы художнику, чтобы изобразить «пыль переулочную», канавы и шлагбаумы.

Мы видим, кто населяет этот мир: пошлые женщины и мужчины, играющие в любовь, «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи», плачущие дети и визжащие женщины. Единственное развлечение для жителей этого городка — катание на лодках по озеру и посещение местного «духовного» центра — ресторана.

И вдруг глаз замечает что-то золотящееся. Что же? Оказывается, здесь принимают за золото блестящую вывеску над дверью магазинчика — «крендель булочной». А как же луна, покровительница влюбленных, воспетая поэтами? Но в этом мире нет даже небесного светила, просто есть диск, который «бессмысленно кривится». Ну что ж, в мире, где золотом играют лишь вывески, а луна скучающе взирает на людское мельтешение, и влюбленные под стать: «среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». Нет высокого чувства, нет возвышенных отношений, а следовательно, исчезает Поэзия. Если раньше в «Стихах о Прекрасной Даме» Блок вообще не замечал примет внешнего мира, то теперь он больно ранен ими. От этого мира никуда не деться, он проникает даже в стихи о женщине, таинственной незнакомке. В страшном бездуховном мире даже природа теряет свою красоту: она осквернена бытом. Здесь нечем дышать: «горячий воздух дик и глух».)

— Где происходит действие?

(Ученик. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. «Горячий воздух дик и глух» — это не только о воздухе, может быть, и не только о нем, потому что логически с ним связан только первый эпитет. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Последующие три строфы еще более усиливают этот мотив, подчеркивая дисгармонию мира:

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.)

— Какой лексики больше в первой части стиха, “высокой” или “низкой”? Приведите примеры. (Слайд № 5)

(Ученик. В первой части стихотворения преобладает «низкая» лексика: «окриками пьяными», «тлетворный», «пыль», «крендель», «заламывая» и т.д. Лексика пятой строфы “И каждый вечер друг единственный…” высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика шестой строфы “А рядом у соседних столиков” снова «низкая» — “лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”. Эти две строфы и связывают части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования.

— Какую роль играет в первой части стихотворения анафора?

(Ученик. Повтор начальных строк в первой части создает ощущение однообразия, надоевшей повторяемости)

— Какое стилистическое средство  помогает автору усилить атмосферу пошлости и дисгармонии окружающего мира? (Слайд № 6)

(Ученик. Ухо воспринимает дисгармонию звуков: «детский плач», «окрики пьяных», скрип уключин, «женский визг». Накопление резких согласных, визжащих и скребущих (неповторимая блоковская аллитерация), помогает читателю почувствовать дисгармонию самой жизни (скрип, визг, диск, глух, дик, пыль). Звукопись Блока утрачивает здесь свою нежность, плавность, музыкальность. Слова, употребленные поэтом для оценки русского захолустья, передают уродливость, грубость, примитивность этого самого захолустья (то ли географического, то ли духовного): шлагбаумы, уключины, переулки, лакеи, пьяницы, кролики и т. д. В «Стихах о Прекрасной Даме» они были бы просто невозможны.)

Анализ второй части стихотворения

— Какие образы появляются во второй части стихотворения? Какой лексикой сопровождается это появление? Какие приемы звукописи используются автором?) (Слайд №7,8)

(Ученик. Во второй части появляется заглавная героиня — прекрасная незнакомка. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее  аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н] и ассонансами [а], [ю], [у]: «девичий стАн, шелкАми схвАчен ный, в тумАнном движется окне…», «и веЮт древними поверьями её УпрУгие шелка» подчеркивают воздушность, утонченность героини.

— Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты? Докажите примерами из текста.

(Ученик. На первый взгляд героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Незнакомка полна поэтической прелести, отгорожена от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

— Как выразительные средства помогают подчеркнуть черты прекрасной внешности героини? На что они указывают?

(Ученик. Эпитеты: «шляпа с траурными перьями», метафоры: «девичий стан, шелками схваченный»,.. К тому же эти романтические уточнения лишний раз указывают на «нездешность» героини, пришедшей откуда-то из туманных далей и иных времен, решительно отгораживают, отчуждают её от мира «испытанных остряков», «пьяниц с глазами кроликов», естественно, не годящихся ей в спутники.)

— Появление Незнакомки тоже сопровождается анафорой: «И каждый вечер… И медленно… И веют:». Почему же в этом случае не возникает ощущения однообразия, надоевшей повторяемости, как это чувствуется в первой части стихотворения?

(Ученик. Потому что до сих пор мы » работали» не зрением, а слухом: «окрики», «плач», «скрип», «визг» сопровождают загородный пейзаж. Незнакомка же, по контрасту, заставляет нас » включить» зрение и воображение.)

— Чем близок, находясь “среди пьяных”, лирический герой таинственной незнакомке?

(Ученик. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже “всегда без спутников, одна”. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

И странной близостью закованный
Смотрю на темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

— Попытайтесь показать, что «миражная» образность, сопровождающая Незнакомку, не статична. Какие художественные средства способствуют созданию ощущения нереальности?

(Ученик. Здесь достаточно посмотреть на глаголы: «движется», «веют», «цветут», «качаются». Прелесть даже в том, как они плавно «перетекают» друг в друга: медленно, спокойно и :тихо. Множество эпитетов и метафор во второй части «древними поверьями», «близостью закованный», «берег очарованный», «траурными перьями» создают ощущение нереальности, лёгкого оцепенения, прекрасной безысходности образа.  )

— Что, по -вашему, является “очарованной далью” для лирического героя?

(Ученик. Вероятно, “очарованная даль” -это прекрасное будущее, без пошлости, грязи окружающего мира, но пока эта “ даль” недосягаема для лирического героя. Рассеется сказочный туман, и все прекрасное уплывет. Поэт очарован Незнакомкой, на несколько мгновений весь окружающий мир будто бы отодвинулся на второй план.
— Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя?

(Ученик. Изменится сознание героя, так как он гордится посвящённостью в чужие тайны, воспринимая их, как “чье-то солнце”, как дар, который нужно бережно хранить.

Глухие тайны мне поручены
Мне чье-то солнце вручено.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне.

(Ученик. В сознании героя угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни, вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное “сокровище”.)

— Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: “Я знаю: истина в вине”? Что он имеет в виду?

(Ученик. Эта фраза звучит в стихотворении дважды. Первый раз звучит из уст пьяниц, как лозунг дисгармоничного мира. Второй раз звучит во время пробуждения лирического героя от грез. Пробуждение это трагическое. Снова встает образ душного мира, встает в тот самый момент, когда счастье, казалось, обретено.

Кроме того, ребята, вино — и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

      1. Самостоятельная работа.

— Решите самостоятельно спор между критиками Долгополовым и Терновским, определите, кто же из них прав в своих выводах.  (Слайд № 9)

Критик Л. К. Долгополов утверждает, что Незнакомка — «лишь смутное видение, возникшее в пьяном мозгу поэта, призрак, созданный хмельным воображением. И именно поэтому, в отличие от Прекрасной Дамы, образ Незнакомки уже не несет в себе никаких очистительных и «освободительных» функций».

Критик  А. В. Терновский заявляет: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это — его «сокровище» — единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям»

      1. Вывод. Решение проблемного вопроса.

— Незнакомка — кто она? Реальная женщина или мечта поэта?

(Ученик. С одной стороны – реальность. Незнакомая девушка может появиться среди ресторанных столиков, среди пьяных; и это реальные женские глаза, полные тайны и очарования, описание стройного стана. Но с другой стороны — сон, мечта: “дыша духами и туманами”,это символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города. Прекрасная Незнакомка — явь это или видение, пришедшее из иных миров,- уже не имеет особого значения. Важно , что человеческая душа на миг соприкоснулась с миром прекрасного.

— Большей частью образ Незнакомки рожден конфликтом с пошлостью, буржуазным дачным бытом. А. Блок писал: “Передо мной возникло, наконец, то, что я называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка — это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…” (Слайд № 10)

— Мы видим эволюцию женского образа в творчестве Блока. Незнакомка оделась в траур, она «спустилась с небес на землю», утратила ореол святости, который характерен был для Прекрасной Дамы. При этом замечаем приближение образа к действительности, к реальному миру, стремление поэта найти что-то неземное в обстановке земного, вознести до небес обыкновенную женщину. Так возвеличена была Любовь Дмитриевна Менделеева, занявшая сердце не только Блока, но и других литераторов, близких его кругу, которой в буквальном смысле слова целовали ноги и исполняли каждую её прихоть.

      1. Итог урока.

— О чем мы поговорили?

(Ученик. Проанализировали стихотворение А. Блока “Незнакомка”…)

— Что выяснили?

(Ученик. Выяснили, что Незнакомка –это и реальность его (блоковского) мироощущения, и мечта поэта о прекрасном будущем.

— Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз, чтобы уже по-новому насладиться его звучанием и глубиной смысла.

    1. Домашнее задание. ( Слайд № 11)
    1. Сравнить стихотворение «Незнакомка» со стихотворением «В ресторане» (Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер:).
    2. Написать сочинение на тему: » Стихотворение А.Блока «Незнакомка». (Восприятие, истолкование, оценка.)


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!