logo

Учебно-исследовательская деятельность на уроке технологии как основной метод развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС

Учебно-исследовательская деятельность на уроке технологии как основной метод развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС

Автор: Лямина Алеся Олеговна,
учитель технологии в средних классах (5-8 классы)
МБОУ “СШ №31 с УИП ХЭП”,
г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ 

«Нужно учить только тому, в чем есть очевидная польза»

Я.А. Коменский

Модернизация образования является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации.Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Государству и обществу необходимы  специалисты, которые умеют ставить и формулировать цели работы, этапы, принимать самостоятельно решения, оценивать специфику конкретной деятельности – исследовательской, творческой, конструкторской, имеют развитое исследовательское мышление.

Это предполагает значительное обновление содержания образования. Так с 2012 года  школы постепенно приступали к реализации ФГОС в школе. Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Лозунг стандартов второго поколения – “Научить – учиться”.  В данных условиях изменяются требования подготовки обучающихся, и одним из возможностей достижения требований является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Кардинально меняется позиция ученика – она становится активной, в которой он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя. В свою очередь учитель меняет свою роль – выступает   организатором деятельности, консультантом и коллегой по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Именно предметная область «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности: планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата. Более того на уроке технологии ребенок в большей степени работает не с абстрактным миром, а с четким представлением создания моделей, конструкций. И с реальным осознанием личностной или социальной значимости работы.На важность подробного факта указывал Я. А. Коменский: «…если ты покажешь назначение всякой вещи, то ты действительно обеспечишь его подлинным знанием и умением действовать. Следовательно, нужно учить только тому, в чем есть очевидная польза».

Основная  задача учителя « Технологии» и моя в частности – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в современной самостоятельной жизни.Для меня важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик не только запоминал известную теорию, которую он сможет использовать в жизни, но и учился его целесообразно преобразовывать. Поэтому, на мой взгляд, одним из результатов правильно организованного образовательного процесса должно явиться развитие способности учащихся к исследовательской деятельности.В свою очередьизучение предметной области «Технология» обеспечивает развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач. Учебники по технологии соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования даёт широкие возможности для организации исследовательской работы. Школьникам предлагается выполнение проектов. Выполняя проекты, школьники проводят мини – исследования.

Организация образовательного процесса на основе исследовательской деятельности включает в себя, прежде всего урок и все его этапы: объяснение нового материала, повторение, закрепление, практические работы, творческие проекты,  фронтальные, демонстрационные и лабораторные эксперименты.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Основные этапы организации исследовательской и работы.

  1. Знакомство с основами исследовательской деятельности:
  • понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
  • методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа);
  • требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.
  1. Выбор и определение темы исследования.

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы – это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.

Работа с литературными источниками.

На этом этапе обучающие составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.

  1. Исследование.

Здесь школьники выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты.

  1. Защита (анализ деятельности).

Целью исследовательской работы обучающихся является создание условий для:

  • развития творческой личности;
  • самореализации;
  • развития авторской позиции юного исследователя.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развитие      познавательных     интересов и исследовательской деятельности учащихся через включение в проектную деятельность;
  • развитие    информационно-технологических    навыков    учащихся, научить работать учащихся с информацией (отбор, классификация,  систематизация);
  • развитие осознания значимости своей работы для получения результата.

В результате применения исследовательского метода обучения обучающие приобретают определённые качества личности, такие как:

  • гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
    приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для
    решения проблем;
  • учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работают с информацией;
  • коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;
  • могут самостоятельно трудиться над развитием собственной
    нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Выдающийся психолог Л.С. Выготский утверждал: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно…»  Основываясь на этом утверждении, можно с уверенностью сказать, что учебно исследовательская деятельность определяет развитие завтрашнего дня. Анализ исследовательской  деятельности учащихся  свидетельствует о развитии познавательных функций школьников, об их умении  накапливать   опыт проектной, конструкторской деятельности и грамотно излагать результаты исследований. Сформирует технологическую культуру, развивает творческий потенциал ребенка, исследовательское мышление,  а полученные знания и опыт пригодятся в профессиональной карьере и помогут  учащимся реализовать их жизненные цели.

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика