logo

Типичные методические ошибки при обучении учащихся Правилам дорожного движения

Типичные методические ошибки при обучении учащихся Правилам дорожного движения

Автор: Щетинкина Светлана Викторовна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО «Центр творчества Заводского района»
г. Кемерово, Кемеровская область

Детская безопасность на дорогах  – составная часть заботы Государства о здоровом и безопасном образе жизни её юных граждан.

Владимир Путин

Введение

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.Обучения детей и подростков правильно Правилам дорожного движения требует особого внимания. Отличное знание Правил дорожного движения само по себе еще не гарантирует безопасности на дороге.

Незнание детьми элементарных правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на улице и дороге приводит к непоправимым ошибкам. Ошибкам, за которыми стоят жизнь и здоровье ребенка. Оградить ребенка от улицы или дороги в наше время уже невозможно. Вместе с тем, научить ребенка Правилам дорожного движения, правильной оценке дорожной обстановки, навыкам безопасного поведения на проезжей части – по силам каждому взрослому человеку.

Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка Правил дорожного движения для них неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной, особенно младшим школьникам, лексике, затрудняет их обучение и воспитание.

Одной из самых актуальных проблем в настоящее время является проблема детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель работы: создание условий для формирования у учащихся теоретически и практически грамотного безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи:

Обучающие:

  1. Способствовать расширению и углублению  знаний по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма,
  2. Обучить особенностям восприятия дорожной обстановки,

Развивающие:

  1. Развивать дорожную грамотность детей,
  2. Развивать внимательность, наблюдательность, воображение через практические занятия и экскурсии;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство ответственности у детей за свое поведение на улицах и дорогах,
  2. Воспитывать законопослушных участников дорожного движения,
  3. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни.

Методические ошибки при обучении учащихся Правилам дорожного движения

Чтобы адаптировать правила дорожного движения к детскому восприятию, некоторые педагоги самостоятельно преломляют их на уровень понимания учащихся. Большинство же педагогов, не обученных данной дисциплине, этого не делают. Не имея соот­ветствующих методик по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах, они читают детям сказки, загадки, стихи, дают задания раскрасить картинки по правилам дорожного движения, проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представ­ления. Такой подход в целом носит познавательный характер, но в полной мере не решает задач обучения и воспитания учащихся.

Акцент при обучении ПДД делается не столько на опас­ное (безопасное) поведение детей на улицах и дорогах, сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией. Например, обустройства дорог, устройства автомобиля, велосипеда, изучения видов перекрестков, дорожной разметки, трудных для осмысления сигналов регулировщика, типов железных дорог, перечня дорожных знаков для водителей и т.д.

Такие знания оседают «мертвым грузом» в сознании ребенка, несмотря на желание педагога заставить детей механически за­учить и запомнить непонятную им информацию.

Особенности возрастных психических процессов ребенка (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, эмоций), как правило, не учитываются. При этом следует иметь в виду, что даже при запоминании и понимании детьми пра­вил дорожного движения наблюдается довольно большое расхождение между полученными знаниями и их фактическим поведе­нием в дорожной среде.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения педагогами целого ряда дидактических методов и приемов.

Образовательный процесс по правилам дорожного движения должен быть построен на основе педагогических принципов: пре­емственности, непрерывности, систематичности, последовательности, развивающего обучения, доступности, наглядности, единства воспитания и обучения.

Основные понятия правил дорожного движения необходимо излагать доступным и понятным детям языком, но не искажать их смысл. Часто неправильно трактуются понятия: «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Не­верно объясняется значение дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход» и др.

Некоторые педагоги объясняют значение дорожного знака «Дети», как переход дороги детьми в месте его установки. Однако, этот знак лишь информирует водителя о том, что он должен снизить скорость, потому что впереди на дороге могут неожиданно по­явиться дети, так как рядом находится общеобразовательное учреждение или другие детские организации.

Педагоги часто перегружают детей информацией о дорожных знаках и заучиванием их названий. В играх по дорожной тематике акцент делается в основном на символах, изображенных на дорожных знаках, без моделирования конкретных дорожных ситуаций и «привязки» к ним дорожных знаков. Детям и подросткам в первую очередь следует знать значение дорожных знаков для пешеходов, и лишь некоторые для водителей.

Особое внимание педагогов следует уделять допускаемым ими грубейшим ошибкам при обучении правилам дорожного движения. Например, детей и подростков учат обходить стоящий безрельсовый транспорт сзади, а рельсовый — спереди. Практи­ка показывает, что такое «обучение», как правило, приводит к ДТП. Детям необходимо разъяснить, что при выходе из маршрутного транспорта (если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части) следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство удалится на безопасное расстояние, и переходить дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Нельзя категорично требовать  при переходе проезжей части смотреть сначала налево, а дойдя до середины — направо. Детям следует внушить, что транспортное средство может появиться неожиданно с любой стороны. Поэтому прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть в обе стороны, затем еще раз налево и только, убедившись в своей безопасно­сти со всех сторон, начинать переход через проезжую часть, постоянно контролируя ситуацию поворотами головы и не останавлива­ясь посередине.

На занятиях, посвященных теме «Светофор» сле­дует рассказать о разных типах светофоров, но особое внима­ние нужно уделить тем светофорам, сигналам которых долж­ны подчиняться пешеходы. Это два типа светофоров — пеше­ходный светофор с сигналами красного и зеленого цветов и трехсекционный транспортный светофор с сигналами красно­го, желтого и зеленого цветов, которым пешеходы и должны руководствоваться (см. п. 4.4.ПДД).

Следует еще раз особо подчеркнуть, что сигналы транспор­тных светофоров не распространяются на пешеходов. Пеше­ходы должны руководствоваться только сигналами пешеходных светофоров, независимо от других одновременно работающих сигналов, и лишь при отсутствии пешеходных светофоров — только сигналами трехсекционного транспортного светофора.

Из года в год на занятиях по ПДД детям закладывается уста­ревшая установка, которой нет в Правилах дорожного дви­жения:

красный — «стой»

желтый — «приготовься»

зеленый — «иди».

В таком изложении, отсутствующем в ПДД, это «правило»    часто звучит в стихах, телепередачах, спектаклях и т.п., потому оно хорошо усваивается и запоминается. Следуя такому «правилу» дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД (см. п. 6.2.ПДД) сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения подтверждает опасность пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности.

Пользоваться разрешением движения по зеленому мигающему сигналу пешеходам при переходе дороги опасно, тем более детям. Этим разрешением допустимо воспользо­ваться, если пешеход видел, когда зеленый сигнал начал ми­гать, и уверен, что ширина проезжей части такова, что он ус­пеет спокойно пересечь ее до включения запрещающего сигна­ла. Детям не следует давать такую рекомендацию! Будет пра­вильным объяснить им, почему опасно переходить дорогу по зеленому мигающему сигналу и дать установку не начинать переход дороги по этому сигналу!

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движе­ние пешеходов и информирует о предстоящем включении зеле­ного сигнала. Следует разъяснять детям опасность перехода дороги по этому сигналу, потому что в этот момент слева и справа могут двигаться транспортные средства, спешащие за­кончить движение до включения для них запрещающего сигнала.

Во многом ошибки в учебно-методических и наглядных пособиях, используемых на занятиях, обусловлены еще и неграмотным изображением художниками дорожной среды. Иллюстрации выполняются некачественно, в неправильных пропорциях и масшта­бах, с нагромождением мелких отвлекающих деталей и лишних предметов. Следует иметь в виду, что вся учебно-методическая лите­ратура, изданная до 2012 года, устарела и действующим правилам дорожного движения не соответствует.

Нецелесообразно использовать и некоторые переводы по правилам дорожного движения из иностранной литературы (Германия, Франция и др.), где детям многое разрешается делать из того, что категорически запрещается российским школьникам.

  1. О «языке» Правил дорожного движения

Правила дорожного движения являются основным норма­тивным актом, регулирующим поведение участников дорожно­го движения. Естественно, что они написаны соответствующим такого рода документам сухим  языком. Правда, нельзя не высказать сожаления о том, что и такой документ мог бы быть написан не столь  запутанно. Однако, принимать текст ПДД приходится таким, какой он есть. И задача педагога — донести содержа­ние ПДД до учащихся, сохранив суть их содержания.

Первое, что в этом отношении должен сделать педагог — это обратить серьезное внимание на используемые в Прави­лах основные понятия и термины (пункт 1.2 ПДД). При обучении учащихся следует употреблять только указанные в этом пунк­те ПДД понятия и термины и не употреблять ни их синонимы, ни архаизмы. К сожалению, на практике и педагоги, и авторы многих учебных пособий по ПДД употребляют термины и по­нятия уже десятки лет тому назад изъятые из ПДД.

Например:

«улица» вместо «дорога»;

«машина» вместо «автомобиль», «автобус», «троллейбус» или «транспортное средство»;

«мостовая» вместо «проезжая часть»;

«постовой» вместо «регулировщик»;

«шофер» вместо «водитель»;

«ряд» вместо «полоса движения».

А также  несуществующий уже давно «островок безопаснос­ти».

Иногда употребляют «Пешеходная дорожка» вмес­то «Пешеходный переход», имеющие самостоятельное значе­ние, «стоянка» вместо «остановка» или наоборот, «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал» и т. д.

Употребление не существующих терминов и понятий, также как и использование одних вместо других, не только противо­речит Правилам дорожного движения, но и приводит к размы­ванию и искажению правильных понятий, что в свою очередь чревато существенными ошибками в понимании требований ПДД и в практике их применения.

Что касается используемых в ПДД терминов, которые вхо­дят в перечень пункта 1.2, то  расширенные их поясне­ния, чем в самих Правилах, имеются в «Комментарии к Пра­вилам дорожного движения РФ».

Разумеется, педагог не только сам должен быть аккуратен и точен в использовании в своей речи терминов, применяемых в ПДД, но и должен требовать того же от учащихся, которые должны не только их знать, но понимать их значение.

В стремлении донести до­ходчиво до детей их содержание, некоторые педагоги и авторы многих учебных пособий обращаются к детям (иногда даже не только к младшим, но и к школьникам средних классов) так называемым «детским» языком, состоящим из уменьшитель­ных существительных и других ласкающих слух слов и выра­жений. Эти благие намерения не только не делают язык более доступным и понятным, но и искажают реальную картину до­рожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомо­били, а не автомобильчики. Обращаться к детям, даже к ма­леньким, надо нормальным, обычным языком.

В одном из комплектов плакатов по ПДД читаем: «Главная опасность на улице — стоящая машина!».

Возникают вопросы: А движущееся транспортное средство не предоставляет опасности? Что такое «главная» опасность?

В том же комплекте имеется вопрос: «Что самое опасное на дороге?»

Что значит «самое опасное», и чем эта опасность отличает­ся от «главной»?

Обра­тим внимание на правомерность самой такой постановки воп­роса. Акцентировать внимание детей на чем-то конкретном, как наиболее опасном по сравнению с чем-то другим, менее опас­ным, нельзя! В разных ситуациях одно и то же нарушение ПДД (допустим, пересечение проезжей части по запрещенно­му сигналу) может оказаться по-разному опасным. Во-первых, в этом вопросе заключена провокация: такая его постановка отвлекает внимание от объективно существующих других опасностей, выведенный такой его постановкой из сферы вни­мания пешехода, а во-вторых, как раз именно они могут ока­заться более опасными для пешехода, чем те опасности, на которые обращено его внимание.

Прежде, чем задавать учащимся тот или иной вопрос, надо оценить его по крайней мере по двум критериям:

  1. Содержание вопроса должно носить явно выраженный обучающий и конкретный характер, а его формулировка дол­жна быть логичной и понятной.
  2. Вопрос должен предполагать однозначный, конкретный и исчерпывающий ответ, не противоречащий Правилам дорожно­го движения и требованиям безопасного поведения на дороге.

На занятиях по ПДД следует обязательно уделять особое внима­ние умению учащихся ясно и четко выражать свои мысли, до­биваться точных формулировок в ответах на вопросы, в объяс­нениях своих действий, связанных с безопасным поведением на дороге.

  1. Ошибки в учебных пособиях по правилам дорожного движения

«Детские» картинки, выполненные в стиле веселых и смешных мультиков и комиксов, совершенно неприемлемы в качестве иллюстраций учебных пособий.

Забавные картинки привлекают внимание детей, радуют и развлекают их, достигая при этом результата прямо противо­положного требуемому. Ведь задача иллюстрирования отдель­ных пунктов, требований и установок ПДД — сделать их бо­лее доступными и понятными детям, облегчить им восприятие текста, разъяснить опасность нарушений ПДД.

Смешные картинки по определению этого сделать не могут. Более того, они работают на разрушение авторитета Правил, на подрыв доверия к ним.

Детей нельзя запугивать опасностями на дороге, нельзя допускать, чтобы разумное чувство осторожности пере­растало в панический страх, но не следует, и преуменьшать возможные последствия. Полезнее все же разъяснять и пока­зывать реальные опасности и их последствия.

Особо следует обратить внимание на то, как в учебных пособиях изображены сотрудники поли­ции, и в том числе ГИБДД. Это не блюстители порядка на дорогах, не строгие и добрые друзья-наставники детей, которые воспитывают культуру и безопасное поведение. Это же какие-то глу­пые весельчаки.

Могут такие картиночки воспитывать детей, вызвать дове­рие к сотрудникам ГИБДД, поддерживать их авторитет? Ответ однозначен – «НЕТ!»

Заключение

Не каждый педагог, преподающий ПДД, может оценить качество учебной литературы и пособий, которыми ему приходится пользоваться. Чтобы избежать возможных ошибок при проведении занятий рекомендую следующее:

  1. Ни одно занятие не проводите без сверки подготовленного к нему материала с текстом правил дорожного движения, как бы вы не уверены были в его достоверности.
  2. Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ ПДД. Поэтому каждому педагогу, работающему по данному направлению деятельности надо иметь официальное издание ПДД. Определить качество книги можно лишь при условии хороших знаний ПДД.
  3. Получить рекомендации или посоветоваться о качестве, какой- либо конкретной книги можно с опытными педагогами, методистами или компетентными сотрудниками ГИБДД.
  4. Имеющиеся в книгах ссылки на то, что данная книга допущена или рекомендована в качестве учебника, а также имеет консультанта от ГИБДД, далеко не всегда являются гарантией качества ее содержания.
  5. Необходимо иметь в виду, что все методические разработки, изданные до 2014 года, устарели и действующим правилам дорожного движения не соответствуют.

Литература

  1. Вострекова, М. Психолого-педагогические условия безопасного поведения на дорогах: особенности поведения младших школьников на дороге [Текст] /М. Вострекова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2003. – №5. – С. 27 – 29.
  2. Обучение детей правилам дорожного движения. Методическое пособие [Текст] / Составители: Е.Г. Сахновская, Л.Ю. Пахтусова– Екатеринбург, 2003. – 148 с.
  3. Поддубная, Л. Б. Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении [Текст] /Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», – С.58-76
  4. Правила дорожного движения Российской Федерации [Текст]. – М:Атберг, 2014.-61с.
  5. Федеральный закон от 10.12.95 N 196-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу 30.07.2012) “О безопасности дорожного движения”
  6. Форштат, М. Л. О некоторых ошибках в печатных работах по ПДД [Текст] /М. Л.Форштат// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – № 1. – С.38-41.
  7. Форштат, М. Л. О некоторых ошибках в преподавании правил дорожного движения [Текст] /М. Л.Форштат.– С.-Пб., 2001. – 44 с.
  8. Форштат, М. Л. Опасная тенденция. Детский дорожно-транспортный травматизм: вчера и сегодня [Текст] /М. Л.Форштат // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2006. – № 3. – С.38-42.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика