logo

Технология сотрудничества: личностно-ориентированное обучение

Технология сотрудничества: личностно-ориентированное обучение

Автор: Замудрякова Наталья Валентиновна,
учитель музыки, английского языка
МБОУ-ООШ с. Любимово, Саратовская обл.

Антуан де Сент-Экзюпери  писал, что Человек – это узел отношений и только отношения важны для него.

В каждом слове, в каждой интонации, в каждом маленьком поступке отражаются все наши убеждения. Учителю надо иметь очень чуткое сердце. У нас должно хватать способностей, сил и времени на каждого ребёнка, надо добиваться лишь того, чего мы можем добиться от ученика,  не посягая на него.

Для того чтобы сотрудничать,  необходимо ставить общие цели, которые объединяют,  побуждают работать дружно и  во имя достижения успеха. Отношения сотрудничества нельзя установить в один день и в одну неделю. К этому нужно идти постепенно и последовательно.

Музыка-это тот предмет, на уроке которого без взаимодействия и сотрудничества просто невозможно обойтись.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Из своей практики я могу сказать, что ученики становятся друзьями не только во время выполнения общих заданий на уроке, их доброжелательное отношение друг к другу, заинтересованность в успехах других становятся качествами их личности. Помочь другу, вместе решить проблемы, разделить радость успеха или горечь неудач – естественно.

Выделяют следующие варианты сотрудничества: сотрудничество на основе ИКТ- один из методов сотрудничества, главным преимуществом которого является применение компьютерных технологий в совместной работе. Обучение на основе методов сотрудничества с использованием технологий помогает ученикам развивать навыки мышления высокого уровня, повышает удовлетворенность учеников и их результативность.

Обучение в сотрудничестве предлагает модель групповой работы, которая имеет четкую структуру и проводится под руководством учителя. Обычно каждый участник группы имеет определенную роль, которая зависит от текущего задания. Каждый участник группы вовлечен в процесс обучения, и успех группы напрямую зависит от успеха каждого.

А что же представляет собой модель сотрудничества.

Модель сотрудничества: цель, объем сотрудничества, участники совместной деятельности, цифровые инструменты.

Прежде всего – цель.

Цель- это мотивы для внедрения метода сотрудничества. Я размышляю о том, какие результаты привнесут методы сотрудничества в учебный процесс. Я обдумываю такие вопросы, что даст моим ученикам опыт совместной деятельности, поможет ли им это усвоить лучше материал.

Объем сотрудничества – это продолжительность и интенсивность непрерывного сотрудничества. Задание для совместной работы могут сильно варьироваться по объему. Обдумывая объем сотрудничества, я решаю, какой частью проекта или задания будет совместная деятельность и сколько она продлится.

Кто же является участниками совместной деятельности. Это отдельные ученики или группы, принимающие участие в совместной деятельности. Принятие вопроса о том, с кем будут сотрудничать ученики, очень важно.

Одна из составляющих модели сотрудничества – это Цифровые инструменты, которая подразумевает работу детей на страницах Вики. В данный момент я занимаюсь освоением и обучением учащихся работе в этом направлении.

Используя во время общения с ребятами различные методы, способы организации взаимодействия и сотрудничества можно разрешить самые сложные ситуации, связанные как с образовательным процессом, так и во внеурочной деятельности.

Приемы, используемые в технологии сотрудничества. 

«Обучение в команде». 

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной  оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

На уроке во 2 классе учащиеся  получают творческое  задание «Мой музыкальный инструмент»

Я сообщаю о том, что предстоит необычная работа, выполнять которую нужно будет, разделившись на группы. Первым делом я делаю акцент на важность того продукта, который дети должны сделать: придумать и изготовить из подручных материалов (баночек, крышечек, крупы, пуговиц, столовых принадлежностей) шумовые инструменты для того, чтобы пользоваться ими на уроке для исполнения сопровождения музыкальных произведений. Но не только! Нужно сделать такие рекомендации, по которым и другие ребята смогут сделать точно такие же инструменты. 

Один из приемов, который нравится учащимся, это прием  «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем, ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. 

Еще один прием нацеленный на этот же процесс, «Лови ошибку».  И сейчас я вам предлагаю  из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.

а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон (инстр. сим. оркестра)

б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано (инстр. нар. оркестра)

в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист (исполнители)

г) вальс, полька, менуэт, фокстрот, марш (танец) 

«Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой – либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Приведу пример использования методики «Учимся вместе», с  применением  ИКТ на уроке в 5 классе  «Музыка на экране»

 «Создание видео клипа к песне»

Работа представляет собой видео клип, состоящий из рисунков, созданных обучающимися на тему музыкального произведения (песня «Смешной человечек»).  Детям в группах дается задание нарисовать или найти картинку к определенному куплету песенки, в группах дети обсуждают, кто, что будет готовить, чтобы  рисунки не повторялись.

«Исследовательская работа учащихся в группах».

Успех всей группы зависит от вклада каждого ученика. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу  собственных возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими.

На уроке в 6 классе «Экскурсия  – путешествие в оркестр русских народных инструментов» Мы продолжаем знакомство  с  оркестром русских народных инструментов.

Группа детей готовят небольшие сообщения об инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другая группа  выступают в роли музыкантов и исполняют небольшую импровизацию на простейших инструментах (ложки, рубель, бубен, свистульки).  В результате  дети знакомятся с русскими народными инструментами  не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают самого лучшего экскурсовода, а так же играют на инструментах, которые приносят из дома.

Таким образом, основные принципы всех вариантов метода обучение в сотрудничестве – это одно задание на группу, одно поощрение на группу,  распределение ролей.

Заключение

Обучение в сотрудничестве   обеспечивает не только успешное освоение учебного материала всеми учениками за счет увеличения времени устно-речевой  практики каждого ученика группы, но и способствует интеллектуальному развитию детей, их   активности и самостоятельности в достижении поставленной задачи. Со временем я заметила, что учащиеся стали более дружелюбны друг с другом, их симпатии и заинтересованность  в успехах других переходят на их жизнь вне школы.

Организуя обучение, стараюсь обеспечить каждому ребёнку чувство радости познания,    развитие его способностей, чувство психологической защищённости. В непринуждённой обстановке дети смело высказывают свои мысли, принимают участие в  обсуждении рассматриваемого вопроса. А если ошиблись, то  ищем правильный ответ все вместе.

Используя технологию сотрудничества я придерживаюсь правил «Трех П»

«Принимай» – сначала внимательно надо изучить все правила и инструкции

«Применяй» – начни применять эту технологию

«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки

Спасибо за сотрудничество!

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика