logo

Технология развития критического мышления на уроках литературы

Технология развития критического мышления на уроках литературы в 5 – 11 классах в условиях реализации ФГОС

Автор: Крутько Ирина Григорьевна,
педагог русского языка и литературы
в средних и старших классах (5-11 классы),
МАОУ СОШ № 4, г. Новый Уренгой, ЯНАО

  1. Представление опыта работы:

— технологическая карта к уроку «Против чего выступает Владимир Дубровский»;
— проектирование уроков изучения повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»;
— преемственность в преподавании.

  1. Результативность опыта.
  2. Список используемой литературы.

  1. Идея опыта: Базовая модель критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания: вызов, осмысление и размышление.

— Цель: Способствовать формированию самостоятельного мышления, раскрытию творческого потенциала обучаемых; апробируя приёмы ТРКМ, решать проблему изучения больших по объёму художественных произведений в условиях сокращения часов на прохождение программы.

— Актуальность и перспективность опыта.
Вслед за призывом к тому, что главной целью обучения должно стать развитие мышления, возникает проблема – как учить мыслить. Технология РКМЧП готовит к эффективной гражданской жизни в открытом обществе, требует от учащихся развития таких важных навыков, как умение вырабатывать собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определенным умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно.

— Технология опыта.
Под критическим мышлением авторы технологии подразумевают следующее: думать критически — значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Этапы урока в рамках ТРКМ, как правило, следующие:
1 этап. Вызов (актуализация субъектного опыта).
2 этап. Осмысление.
3 этап. “Чтение с пометками”, размышление.
4 этап. Рефлексия.

  1. Представление опыта.
    Мною разработан и применяется на практике подход к изучению больших художественных текстов на уроках литературы в 5–8 классах.

Урок с использованием технологии критического мышления по теме «Против чего выступает Владимир Дубровский?» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Изучение повести А.С. Пушкина “Дубровский”. (Технология РКМ)

Изучение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Первый урок.
Тема: “Историческая основа повести. Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. (Отец и сыновья)”

Акцентное вычитывание первой главы (стадия вызова):

Что не терпится проверить Тарасу при встрече с сыновьями? Какое впечатление произвел Тарас? Какими хотел бы видеть своих сыновей? Что нравится, что вызывает чувство протеста в поведении Тараса? – ответы на вопросы позволяют собрать материал для характеристики “бранного времени”, создать первые впечатления о казачестве.

Чтение с остановками второй главы:
“Описание степи” — характеристика казаков как защитников родной земли (смысловая стадия).

Самостоятельное прочтение третьей и четвёртой главы:
Поиск деталей (ключевых слов), характеризующих нравы казаков.
Заканчивается работой в группах, обсуждением вопроса: что удивило и поразило братьев в Сечи?

Итог урока (стадия размышления):
1) Соотнести полученные впечатления с изображением казаков на картине И.Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.
2) Составить портрет-характеристику казачеству по ключевым словам (кластер). (Работа в группах)

Второй урок. Тема: “Братья – враги”

(Почему братья оказались в противоборствующих станах?) Идёт совместное исследование текста с использованием трёхчастных дневников (домашнее задание):

Характеристика Остапу или Андрею (по выбору ученика). Трёхчастный дневник предполагает собрать материал следующим образом: цитата, характеризующая героя,- авторская позиция в этот момент к герою — комментарий, объяснение учеником.

Ученик вправе выполнить домашнее задание по схеме: цитата – комментарий (вывод), т.е. создать двухчастный дневник. Используя собранный материал, выявляем черты сходства и различий в характерах героев через поведение на протяжении всей повести. Работа идет сначала в группах (совместный поиск), затем выводы, сделанные в группах, обсуждаются, выявляется, кто из братьев истинный казак (перекрёстная дискуссия). Сделать выводы помогает кластер (графическое оформление ключевых слов для определения казачества), созданный на предыдущем уроке.

Кластер “Казачество”: защитники, храбрые воины, товарищи, вольные люди, мужественные, преданные делу, суровые, прямодушные, горячая любовь к Родине, готовы отдать жизнь за Родину, рассудительны, проявляют жестокость к врагу, жизнь проходит в ожидании войны, в мирное время — разгул, веселье, нет ограничений.

Третий урок. Тема: “Три смерти”

Стадия вызова: Чья смерть – Тараса, Андрия или Остапа вызвала более глубокое сочувствие?

Стадия осмысления идёт в группах: ученики должны собрать аргументы (плюсы и минусы) для каждого героя. Ответить на вопрос: кому из героев повести сочувствует автор, а кто вызывает у него осуждение? (Приём “бортовой журнал” — суммирование информации, её запись, подготовка к обсуждению на уроке) В ходе обсуждения выявляем, что автор сочувствует, безусловно, Тарасу, Остапу и даже Андрию (цитаты).

Стадия рефлексии: Кого или что осуждает автор в смерти Андрия? Как говорит о его смерти?

Найти цитаты, дать комментарий (письменно):
1) “Погиб казак”. Положительные качества Андрия: сострадание, любовь, чувства, для него нет врага (не похож на казака, проявляет человеческое участие в судьбе других) Автор осуждает вражду, войну, жестокость.
2) Умирает “бесславно, как подлая собака”. У Андрия нет отечества, понятия родины, дома, настоящей жизни.

Четвертый урок.
Развитие речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения-размышления.
РАФТ (роль, аудитория, форма, тема)

1) “Письмо матери о гибели сыновей и мужа от лица автора или участника событий”.
2) “Дерево Мудрости” (“О чем я думал(а), читая страницы повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”?)

“Дерево Мудрости по повести “Тарас Бульба” создается на уроке в процессе работы в группах или в парах.

Ствол – тема произведения.
Корни – идея (главная мысль) произведения.
Ветви – выводы в ходе прочтения, пословицы, поговорки.
Листья – ключевые слова, отражающие выводы.

Итог: рождение Дерева Мудрости на доске (или компьютерная графика) из собранного в группах материала.

Преемственность в обучении

В необходимости использования на уроках литературы и русского языка приемов ТРКМ убедил меня опыт работы в старших классах. Анализ диагностики умений и навыков коммуникативной и мыслительной деятельности школьников показали следующие результаты:

— ученики пассивны при ответах товарищей;
— не могут помочь однокласснику через вопрос;
— затрудняются отвечать на вопросы учителя, особенно продуктивного характера, применяемого к нестандартным ситуациям;
— не умеют воспринимать критику и учиться на ней.

Знакомство с таблицей “толстых” и “тонких” вопросов (прием ТРКМ) происходит уже в 5-м классе. Уровень сложности вопроса дети учатся определять по вопросам учебника: одни вопросы требуют анализа текста, размышления, монологического высказывания (“толстые” вопросы), на другие вопросы можно ответить одним предложением, проверить содержание текста (“тонкие” вопросы).

“Толстые” и “тонкие” вопросы в дальнейшей работе на уроках помогают оформить таблицу, схему – основу для обмена мнениями, создать письменную работу. Этот прием работает на всех этапах урока, все годы обучения.

На примере фрагментов урока по изучению поэзии М.Ю. Лермонтова (10-й класс) проиллюстрирую данный прием.

Тему “М.Ю. Лермонтов о роли поэта и поэзии в жизни общества” формулирую в виде вопроса: “Как Лермонтов понимает роль поэта в обществе?”. Такая подача темы (“толстый” вопрос) настраивает на урок — исследование (стадия вызова).

Задание проанализировать по ключевым элементам (слова, начальные строки, названия стихотворений), как развивались взгляды М.Ю. Лермонтова на роль поэта в обществе (стадия осмысления, ученики работают в парах).

Предложены стихотворения, в ходе обсуждения выстраивается таблица.

Стихи Ключевые элементы
“Поэт” (1828 г.) Описание вдохновения Рафаэля – поэзия вдохновения
“Нет, я не Байрон” (1832 г.) Свой путь
“О, полно извинять разврат” (1832 г.) Эмоциональное восприятие жизни, нравственная позиция в первых строках
“Я жить хочу, хочу печали” (1832 г.) Оксюморон: понять страдания, через страдания понять жизнь
“Журналист, читатель, писатель” (1840 г.) Публицистика, гражданская позиция

Обратив внимание учащихся на годы написания стихотворений, подводим к выводу: от понимания поэзии как вдохновения, Лермонтов приходит к определению гражданской позиции поэта. Ученики размышляют о взрослении не только лирического героя, но и самого поэта. Выбор ключевого понятия как элемента художественной выразительности подводит учащихся к идейно – художественному анализу следующих стихотворений, раскрывающих тему урока (“Поэт” 1938 г., “Пророк” 1941 г.), к стихотворениям, где позиция выражена четко и убедительно: служить народу. Обращаю внимание на название стихотворений. Какие вопросы можно сформулировать в связи с ними?

— В творчестве какого поэта мы встречали стихотворения с такими же названиями? (А.С. Пушкин)
— Одну ли тему раскрывают эти стихотворения?
— Есть ли связь между этими стихотворениями?
— Почему не совпадают мысли поэтов в стихотворениях с одинаковыми названиями? (“толстый вопрос”)?

Итог урока: оформить письменно ответ на последний вопрос или сформулировать свои вопросы, которые позволяют сравнить позиции двух поэтов по теме урока. 

3. Результативность опыта.
Данная технология способствует не только качественному усвоению материала и его критическому осмыслению, но и развитию социальных навыков. Это отражают сочинения обучаемых. Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, перенапряжение. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность для самовыражения и творчества обучаемых. В то же время технологию РКМ можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и развивает умения самостоятельной работы.

4. Список используемой литературы:

  • Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критический. – СПб, 2003
  • Душина И.В. Методика и технологии обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.-203с.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование», 1998.
  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  • Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.
  • Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.
  • Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во азанского университета, 1998. – 318с.
  • Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. №4
  • Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 200 – 272с.
  • Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.-203с.
  • Утёмов В.В., Зиновкина М.М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
  • http://refbd.ru/look/2500790.html


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!