logo

Театральная студия как средство экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Театральная студия как средство экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Автор: Москарова Анна Васильевна,
cтарший воспитатель МБОУ “Ботулинская СОШ”,
 с. Ботулу, Верхневилюйский улус, Республика Саха (Якутия)

В нынешних условиях экологического кризиса, только преодоление отчуждения природы,  может обеспечить сохранение человечества на планете. Исходя из этого, основой нравственного воспитания и образования человека становятся, прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы. В этой связи экологическое  образование и воспитание школьников приобретает важное значение.

Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, использование возможностей внеурочной деятельности являются недостаточно разработанной областью. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы внеклассной работы по экологическому воспитанию посредством театральной студии для младших школьников.

Организация экологического воспитания младших школьников в театральной студии «Кустук»

Идея: организация детского экологического театра при партнерстве народного театра и школы, театральной студии школьников и экологического лагеря «Травник»:

  • сохранение и продолжение традиции школы по эстетическому воспитанию;
  • поиск нового пути повышения экологической культуры населения.

Объект: Экологическое образование, экологическое воспитание с захватом всего сельского социума.

Цели:

  • сотрудничество, партнерство культурно-творческого и образовательного учреждения для организации перспективного, творческого детского экологического театра с устойчивыми традициями;
  • улучшение природной и социальной среды, повышение экологической грамотности, культуры личности для оздоровления жизни населения посредством театра.

База: помещение СДК, народный театр Ботулу, МОУ «Ботулинская средняя общеобразовательная школа». Экологическое воспитание, образование через деятельность детского коллектива. С 1997 года при Ботулинской школе каждое лето работает летний лагерь школьников «Травник» экологического направления.

В процессе работы в театральной студии с детьми была поставлена следующая цель.

Цель: вызвать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников, развития эмоциональности у детей.

Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:

  1. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимики, выразительных движений и интонации.
  2. Развитие творческих способностей детей, средствами театрализованной деятельности.
  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизацию на детских музыкальных инструментах.

Этапы работы

1-й этап – “Открытие”

Открытие ребенка в театрализованной деятельности для педагога, и открытие для ребенка радости общения с театром.

Задачи первого этапа:

  1. Выявить уровень эмоционального развития.
  2. Определить основные направления развития эмоциональной сферы ребенка.
  3. Подобрать драматический материал, с учётом полученных данных.

Для решения поставленных задач на первом этапе, использовала набор многофункциональных упражнений, которые помогают “раскрепостить” детей, помочь обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. Эти упражнения строятся согласно нескольким принципам игрового самочувствия, от простого к сложному. От элементарного фантазирования к созданию образа, большинство этих упражнений выполняется коллективно, часто в кругу.  Например: “Знакомство-дразнилка”, “Крэо-крау”, “Поводырь”, “Зеркало”, “Звучащие игрушки”.

На основе результатов диагностики, участников театральной студии и анкетирования родителей, производится подбор драматического репертуара.

Драматический репертуар должен соответствовать следующим основным формам: создание новой оригинальной пьесы; инсценировка литературного произведения; адаптация готовой пьесы к условиям конкретного театрального коллектива, спектакли должны быть недлинные (не более 40–45 мин.). Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но и, в то же время, обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

2-й этап – “Развитие”

Второй этап – самый длительный и продуктивный. Непосредственно развивающая работа, как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Основная задача этого этапа – это воспитание свободных людей, т.е. помочь ребенку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному.

На данном этапе используются упражнения – тренинги на развитие: внимания, воображения, силы голоса, речевого дыхания, выразительности речи, мимики и жестов, коммуникативных способностей.

3-й этап – “Творчество”

Это важнейший этап. Его основное содержание – создание и участие    в спектакле (инсценировке).

Задачи:

  1. Развивать потребность в активной театральной деятельности
  2. Развивать индивидуальные особенности детей в театральной деятельности
  3. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать следующие правила: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям, вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных детей.

Основные этапы работы со школьниками над спектаклем:

1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми.

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.

5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.

6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.

7  этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией. Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны.

8  этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями,  а главное     с детьми.

Театральная студия «Кустук» – это новый путь экологического образования, повышения экологической культуры населения через деятельность детского коллектива. Создание экологической студии экологического направления – это закономерное явление, результат слияния творчески работающих коллективов: народного театра (Григорьева О.В.), театральной студии учащихся при школе (Москарова А.В.) и экологического летнего лагеря «Кустук».

Учащиеся сами назвали театральную студию «Кустук», потому что это     и радостно, и красиво и означает перемену погоды.

Первой нашей работой стала сказка о жизни насекомых. В ходе работы мы узнали много интересного о жизни этих наших маленьких соседей,   о борьбе за выживание, об их сложных взаимоотношениях. Это интересно и увлекательно. С нами работали художественный руководитель: заслуженная артистка РС (Я) Ольга Васильевна Григорьева, Анна Васильевна Москарова (постановка танцев) кропотливо и терпеливо. Музыкальное оформление сделали Альберт Яковлевич, Семен Семенович Долгуновы. Эскизы костюмов, декорация сделаны Анатолием Титовичем Ивановым. Реквизиты смастерили Евгений Иванович Иванов, Данил Федорович Данилов. Костюмы шили родители под руководством Риммы Павловны Ивановой. Работали и старались многие взрослые, и мы старались оправдать их труд и заботу. Спонсором является наша школа, директор Боескоров И.С. обеспечил нас материалами, транспортом.

Наша главная цель достигнута, мы хотели этой сказкой показать, что под каждой кочкой, под каждым пнем, в каждом цветке существует любовь, радость, жизнь, что надо быть внимательным к каждой букашке, любить, беречь каждый клочок своей земли. И эта цель достигнута, если люди обращают внимание к жизни и смерти каждого паучка, бабочки.

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания младших школьников в рамках экологической театральной студии «Кустук». Программа составлена из расчета проведения занятия один раз в неделю.

При построении авторской программы студийной работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

  • познавательное;
  • познавательно-развлекательное;
  • практическое;
  • исследовательское.

Программа экологической театральной студии «Кустук»

Срок Познавательные мероприятия Познавательно-развлекательные мероприятия Практические мероприятия Исследовательские мероприятия
Сентябрь Утренник «Мир вокруг нас» Подготовка театрализованного представления на экологическую тему: «О5олоор олох уустук» День урожая

Выставка и конкурс овощей, блюд из овощей.

Подготовка материалов для доклада «Лекарственные растения    флоры Ботулу».
Октябрь Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет.  

 

Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления».
Ноябрь Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. Подготовка     театрализованного представления «О5олоор олох уустук». Опыт «Волшебница вода».
Декабрь Спектакль-сказка «О5олоор, олох уустук». Утренник «Новый год» Подготовка материалов для экологических докладов. Конкурс рисунков «Снежные узоры». Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?»
Январь Беседа «Факторы здоровья». Викторина «Что растет в моем краю». Работа над докладом «Экологический лагерь «Травник»». Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).
Февраль Беседа «Охраняемые животные Якутии». Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму». Участие в НПК с докладом «Лекарственные растения флоры Ботулу». Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения».
Март Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН».  

 

Участие в региональной экологической конференции
Апрель Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране». Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». Операция «Муравей». Подготовка спектакля-сказки «Ким хаьаайыный?»
Май Турнир-викторина «Охраняемые растения Якутии». Подготовка спектакля-сказки «Ким хаьаайыный?». Операция «Чистое озеро» (рейд в пойму  озер). Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.

 

Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы экологически-театральной студии)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление    в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, её уровень, как правило, остается достаточно низким.

Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимому в рамках экологической театральной студии «Кустук», способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

Заключение 

Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой.

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

  • знание экологических проблем и способов их разрешения;
  • развитие системы интеллектуальных, практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  • стремление в активной практической деятельности по охране природы.

Контакты с природой, систематическое общение с ней является важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения детей младшего школьного возраста к её объектам и явлениям. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей чувства природы, пониманию ее многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения, созданию образов окружающего мира. Известно, что природа дарит человеку прекрасные, незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья.

Экологическая театральная студия – это  форма внеклассной деятельности, направленная на формирование экологической образованности.   Ребенку, особенно в начальных классах, более свойственно общение с конкретным объектом, в частности, с природой, чем общение  с книгой.

В методике организации и проведения театральной деятельности выделяют следующие этапы: планирование, подготовка учителя к проведению занятия, подготовка учащихся, проведение занятия, подведение итогов.

Исходя из всего сказанного в данной работе, можно говорить о больших возможностях использования экологической театральной студии как формы экологического образования.

Театральная студия формируют у детей систему знаний о природе, открывают доступные детскому пониманию связи между отдельными предметами и явлениями природы, дают возможность на ярких примерах показать, как человек использует и изменяет природу для практических целей.

Театральная студия формирует у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.

Проведенное исследование учащихся показало, что использование экологической театральной студии  способствует расширении  и систематизации представления младших школьников об экологии как науке и формированию навыков заботливого отношения к природе.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

  1. Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
  2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
  3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах,  ее уровень, как правило, остается  достаточно низким.
  4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
  5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
  6. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимому в рамках экологической театральной студии «Кустук», способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

Наша работа  убедила нас в большой важности разработки специальной программы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов сельских школ.

Использованная литература 

  1. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. – №1. – С.30-32.
  2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. – №2. – С.32-33.
  3. Белавина И.Г. Экологическое воспитание. Дети и педагоги //Школа духовности. – 1998. – №3.- С.21-23.
  4. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С.77-83.
  5. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. – №3. – С. 57-59.
  6. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991. – №1. – С.9-11.
  7. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 2000. – 230 с.
  8. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10.
  9. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М.:1993. – 560 с.
  10. Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30.
  11. Тебенева М.С. Ким хаЬаайыный? – 2007.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика