logo

Сценарная карта урока химии по теме «Ароматические углеводороды»

Сценарная карта урока химии по теме «Ароматические углеводороды»

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ материала

Образовательные:

  • рассмотреть вопросы, связанные со строением ароматических соединений, их значением для биологических систем, а также свойствами, структурой молекулы бензола;
  • формировать ключевые компетенции обучающихся, такие как работа с разными источниками информации, решение нестандартных логических и творческих задач.

Развивающие:

  • формировать коммуникативные, регулятивные познавательные ууд, такие как
    (работа с информациоными источниками, умения определять цели, находить пути решения проблем, анализировать полученную информацию, выделяя в ней главное;
  • развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, находить пути решения проблем сравнивать, находить взаимосвязи (состава – строения – свойств);
  • развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, выполнения заданий;
  • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний, содействовать профориентации обучающихся.

iS2U2YNWM

 

<

Автор материала (ФИО) Паюдис Т.П.
Должность ( с указанием предмета) Учитель химии
Образовательное учреждение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 им. А.С. Сергеева» г. Курска
Название материала Урок по теме «Ароматические углеводороды. Состав, строение»
Класс (возраст) 10 класс
Учебный предмет Химия
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс УМК Габриеляна О.С. 2010 Дрофа
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и др.) Текстовый документ, два листа с формулами глюкозы и ацетилсалициловой кислоты; презентация, содержащая рисунки молекул хлорофилла и гемоглобина, видеофрагменты: из к/ф «Три мушкетера» — «Перед грозой так пахнут розы…», диск к учебнику 10 класс «Хлорирование бензола», органическая химия д.1 «Свойства бензола»
Цели, задачи материала Цели:
Образовательные:

  • рассмотреть вопросы, связанные со строением ароматических соединений, их значением для биологических систем, а также свойствами, структурой молекулы бензола;
  • формировать ключевые компетенции обучающихся, такие как работа с разными источниками информации, решение нестандартных логических и творческих задач.

Развивающие:

  • формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные ууд, такие как работа с информациоными источниками, умения определять цели, находить пути решения проблем, анализировать полученную информацию, выделяя в ней главное;
  • развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, находить пути решения проблем сравнивать, находить взаимосвязи (состава – строения – свойств);
  • развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, выполнения заданий.
  • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний, содействовать профориентации обучающихся.

 

Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). Данный урок — изучение нового материала по теме «Ароматические углеводороды. Состав, строение». У обучающихся уже имеются определённые теоретические знания из курса химии о предельных, непредельных углеводородах,строении и свойствах, а также некоторые навыки работы с различными источниками информации. Метапередметность (связь с биологией, физикой, математикой), научность, актуальность, самостоятельность в изучении материала – основные черты данного урока. При проведении данного урока используется проблемно-поисковый метод. Приемы работы: мозговой штурм, поиск и решение проблемы, применение теоретических знаний в нестандартных ситуациях.
Список используемой литературы. Ссылки на интернет-источники . 1. Габриелян О.С. Остроумов И.Г. «Настольная книга учителя. 10 класс».2004. М.Дрофа. 480 стр.
2. Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А. Попков «Начала химии». 2010.М. «Экзамен».831стр
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование ууд
Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Приветствие.
Вы знаете классы органических веществ, такие как предельные углеводороды, непредельные.
Актуализация знаний уч–ся:
По каким признакам можно определить принадлежность органического соединения к определенному классу (что учитывать?).
Что нужно знать, чтобы определить принадлежность вещества к опр. классу?
Сегодня на уроке речь пойдет об одном интереснейшем классе органических соединений, широко распространенных в природе. Название этого класса – ароматические углеводороды. Арены. Эпиграфом к этому уроку я выбрала песню из к/ф «Три мушкетера». Попробуйте задать вопросы, связав их с темой урока. Все ли вещества, которые имеют запах, можно назвать ароматическими соединениями?
Пример – уксусная кислота.
Запись темы урока в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся смотрят видеофрагмент (1,5 мин)

Задают вопросы, выдвигают гипотезы о названии класса веществ

 

Ставят цель: какие вещества можно считать ароматическими, предлагают пути решения проблем

Способствует созданию состояния психоэмоциональной стабильности, внешней мотивации.
Личностные УУД:

  • внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу   обучения;
  • мотивация основа учебной деятельности.

Регулятивные ууд:

  • умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу;
  • определять цели, поиск путей решения проблемы
Изучение нового материала
Немного из истории. Ведь надо с чего-то начать.
В 1825г. М. Фарадей (физик) сделал интересное открытие: на дне железных баллонов со светильным газом он обнаружил желтоватую, тяжелую жидкость и исследовав ее состав, получил следующие данные: плотность паров 3,48г/л, процентная концентрация углерода=92,3% и водорода=7,7% и назвал ее карбюрированный водород.
Почти сорок лет понадобилось химикам, чтобы, изучив химические свойства этого вещества, вывести его структурную формулу.
Обучающиеся вспоминают о работах М. Фарадея в области физики)

 

Решение задачи (ответ в середине доски). Обучающиеся делают вывод, что это бензол. Отмечают его высокую непредельность.

1. Какими свойствами обладают непредельные углеводороды?

Познавательные УУД:

  • поиск путей решения проблемы, анализ получаемых сведений, умения оппонировать, формирование речевых навыков, работа с разными видами знаково-символических систем;
  • поиск информации, операции с информацией
Изучение свойств бензола.
Бензол токсичен, поэтому используются видеофрагменты.
Ответ на эти вопросы ученые искали долгих сорок лет.
В 1865г Кеккуле попытался разрешить неразрешимое, нарисовав структурную формулу бензола.
Опять проблема:длина связей: если верить рисунку – она разная. Найдите данные о длине свзязи стр.127.
Просмотр видеофрагмента об отсутствии реакций с перманганатом калия и бромной водой. Диалоговый метод (столкновение взглядов). Делается вывод о схожести с предельными углеводородами.
Работа с параграфом учебника: реакции замещения для бензола и реакции присоединения) записи в тетрадях и на доске. Обучающиеся рисуют формулу, исходя из материала пар. Учебника. Таким образом в бензоле нет одинарных и двойных связей: есть единая п–электронная система, равномерно распределенная по всей молекуле.
Познавательные УУД:

  • выделение опоры, значимой для построения цепочки мыслительных операций.

Познавательные УУД:

  • мотивация к исследовательской работе, изучению биохимии.

Коммуникативные ууд:

  • умения работать в коллективе, слушать собеседника;

Личностные ууд

Вывод: рассматривание модели молекулы бензолазакрепление Так что же такое ароматичность? – Показываются два листа с формулой аспирина и глюкозы. Какое из двух веществ относится к ароматич.соед? Значит, ароматичность — совокупность свойств веществ, имеющих в строении молекул бензольное кольцо (6п–электронную делокализованную систему в цикле). Коммуникативные ууд, личностные:

  • управление поведением партнёра;
  • формирование умения рациональной работы в группе, формирование самооценки, уровня собственных знаний
Рефлексия
Посмотрите на слайд. Это вещество вам известно из курса биологии. Можно ли его отнести к ароматическим? Демонстрирутся слайды молекулы хлорофилла и гемоглобина. Как вы считаете, если ионы магния и железа поменять местами в этих молекулах, то что будет?
Школьники отвечают на вопросы. Ребята фантазируют. познавательные, регулятивные УУД :

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Д/з пар.16.
С пом. интернет-источников найдите интересную информацию о веществах, принадлежащих к классу ароматических углеводородов, строение бензола. Урок заканчивается видеофрагментом «Перед грозой так пахнут розы». Так все–таки, почему розы пахнут?


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!