logo

Сценарий проекта «Чтобы помнили» посвященный 50-ти летию музея «Бухенвальд»

Автор: Шарудо Ирина Викторовна,

учитель музыки МБОУ СОШ №14,

Россия, Владимирская область, город Ковров.

Сценарий литературно-музыкальной композиции можно использовать для проведения классных часов, торжества ко дню Победы.

Цель: приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям мира и добра через историю концентрационного лагеря «Бухенвальд»

Планируемые результаты:

Личностные:

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях;
  • понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • реализация творческого потенциала.

Метапредметные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач

Предметные :

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха);
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

Ход мероприятия

Чтец 1. Вы думаете, мертвые молчат?
Конечно, ДА, – вы скажите. НЕВЕРНО!
Они кричат, пока еще стучат сердца живых
И осязают нервы.

Музыка «Лунная соната», Л.В. Бетховен

Чтец 2. 11 апреля 1945 года узники одного из самых чудовищных гитлеровских лагерей смерти Бухенвальда с оружием в руках добились своего освобождения. По решению ООН этот день объявлен Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей.

Всего на территории Германии и в оккупированных ею странах действовало более 14 тысяч лагерей, тюрем, гетто, в которых содержались более 20 млн. детей. А сколько лагерей было построено на завоеванных территориях!

Чтец 3. Сколько жить доведется на свете
Бывшим узникам концлагерей?!
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей.

Чтец 4. Треблинка, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду,
Кто попал в лапы дьявола, к немцам
Побывал, прямо скажем, в аду.

Чтец 5. Вся земля содрогалась от горя,

Не щадило зверье и детей.
Пасть чудовищная – Крематорий,
Что ни день – пожирала людей.

Чтец 6. В этом мире безумном, ничтожном
На кострах распинают и жгут
И сдирают безжалостно кожу
На перчатки – «Отлично, зер гуд!»

Чтец 7. И душа леденела от страха
Этот ужас вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху
Разве можно такое забыть?!

Чтец 8. Все же узники сильные духом
И в застенках остались людьми
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем кто выжил – поклон до земля.

Чтец 9. За отцов, матерей наших, дедов
Крик души против всякого зла.
За нелегкую нашу Победу
Боль стихами во мне проросла.

Песня «Ты же выжил, солдат», музыка В. Мигули, сл. М. Агашиной.

Чтец 10. Память, память, ты порой тревожно
Бьешь по нервам, бешено скользя.
Позабыть такое невозможно
Потому что забывать нельзя.

«Во веки Бухенвальд не позабудь.»
Слово об отце.

Сергей Скорый.

1 ведущий. Эта строчка из стихотворения моего отца, Анатолия Скорого, бывшего узника лагеря Бухенвальд, которое я услыхал от него лет 15 назад…… Помню, отец достал маленькую записную книжечку и прочел мне эти строки. У меня в те годы уже публиковались стихи. в различных крымских газетах, и, думаю, отец хотел услышать мое мнение. До этого я не знал, что поэзия ему близка. Позже, после его ухода из жизни, разбирая архивные документы, я обнаружил это стихотворение…..

2 ведущий. «Вот здесь был лагерь смерти».
Вот здесь был лагерь смерти возведен-
Колючий, нескончаемый забор.
В бараках серых мучеников стон.

Сквозь ночь- в глаза прожектор
Бьет в упор.
И виселица-власти смысл и суть…..
О, не забудь фашизма тех времен!

Во веки Бухенвальд не позабудь!
За что, за что сюда сослали нас
Кто лгать не мог, был под сомненье взят….
Завесу лжи с людских срывавший глаз

На пытку шел в угрюмый каземат.
Но не сломили не петля, не штык
Того, в ком жар свободы не угас,
Какая мощь, как человек велик!

И мы пошли наперекор судьбе,
В союз вступив, подпольный, боевой.
Багровый флаг, пылая, звал к борьбе.
Мужайтесь! Верьте! Воздадим с лихвой

За горе, что постигло нас,
И шепот рос, подхваченный молвой:
«Оружье добывайте! Близок час!»
И час настал…..

1 ведущий. Отец не очень любил касаться темы его пребывания в лагере. Конечно, он иногда рассказывал отдельные эпизоды из той «Жизни», но лишь выборочно и скупо. по настоящему разговорить его удалось только профессиональному журналисту Николаю Плясову. Так появился рассказ «Дорого на Эттерберг»

Без всяких громких слов скажу: отец для меня был и остается высоким эталоном человека и мужчины. Он так высоко поднял эту планку, что и сейчас по прошествии лет, я отчетливо понимаю: мне никогда до этого уровня не дотянуться. Вернувшись после Бухенвальда на родину, почти мальчишкой, с изуродованным детством и частично юностью, без родителей, он, по сути, «сделал» себя сам: окончил школу, техникум, два вуза, и много чего достиг в жизни…Мало того, он чрезвычайно многим помог мне в жизни. Когда-то отец произнес: «После лагеря я ничего и никого не боюсь…..»И это были не пустые слова. С начала 2000-х годов я стал интересоваться историей Бухенвальда. В конечном итоге появился цикл стихотворений «Этюды букового леса». Чрезвычайно рад тому обстоятельству, что отец имел возможность ознакомиться с тем, что я написал.. Стихи были написаны мной зимой 2007 года, а летом отца не стало. В последнее время он все вспоминал свою молодость, Бухенвальд и друзей, которые не дожили до освобождения лагеря. Война не оставляла его до последних минут…. На мой взгляд, сама смерть его 21 июня, накануне начала той страшной войны – не случайна… Я сделал все, чтобы похоронить его 22 июня…

Будь проклят фашизм, что принес неисчислимые жертвы и обрек на страдания миллионы людей! Давайте будем помнить, какой ценой досталась нам та Великая Победа и тех светлых людей, сделавших все для того, чтобы она была! Я горд, что в когорте лучших был мой отец…

ЭТЮДЫ БУКОВОГО ЛЕСА

Бывшему узнику Бухенвальда, участнику

подполья и восстания 11 апреля 1945 г.,

моему отцу Анатолию Скорому

 

«Здесь чувствуешь себя большим свободным»

И.В.Гёте (воспоминая о горе Эттерсберг),

26 сентября 1827г.

ПРОЛОГ

Чтец 1. Вы в Тюрингии всей
Лучше буков, чем здесь не найдете –
Каждый ствол в пол-обхвата
И корона ,летящая вверх…
Вдохновение здесь
Обретал Иоганн Вольфганг Гёте,
По тропе поднимаясь
К вершине горы Эттерсберг.

Чтец 2. Сонный Веймар не знал-
Эти скучные герры и фрау,
Что средь этой тиши,
Где лишь листьев,
Волнуется вальс,
Повстречался поэту
Его удивительный Фауст,
Этот Буковый лес
По-немецки звучит «Бухенвальд»…

Чтец 3. …Гуманизм был убит
В первой трети двадцатого века.

Ловкой Гитлера фразой
Что Дойчланд-
Превыше всего.
Ныне трудно понять,

Был ли н вообще человеком,
Но часть немцев, бесспорно,
Увидела богом его.

Чтец 4. А для части иной,
Что идеи его ужаснули,
А «Майн Каипф» ведь писалась
Адольфом, поверьте, не зря
Уготованы были, конечно,
И петли, и пули,
И подспорьем в борьбе
Стали первые концлагеря.

Чтец 5. Сонный Веймар не знал,
Да и знать ему было не надо,
Что средь этой тиши,
Где лишь листьев
Волнуется вальс,
Зачадит крематорий
Земного фашистского ада
И синонимом мук
Станет слово само – «Бухенвальд»…

ЛАГЕРЬ

Чтец 6. Здесь страдания – море,
Жизнь горька, как полынь…
Ток – в колючем заборе,
А на вышках – стволы.

Здесь застыли бараки
Мрачной серой стеной
И зверюги-собаки
По ночам тянут вой.

А в бараках на нарах –
Голых три этажа –
Молодой ли ты, старый?
Полулюди лежат.

В их лице только малость –
Лишь глаза из всего,
А от тела осталось
Ну, почти ничего…

Подъем, построение всех на плаце для проверки,
Выход коменданта лагеря Коха.

КОМЕНДАНТ КОХ

Чтец 8. В Бухенвальде царь и бог-
Оберштурманфрюрер Кох
Кох – собой совсем не плох,
но при этом крайне строг.

Замер многих тысяч строй,
Резко: шапки все долой!
в окруженье свиты всей
И огромных верных псов
Входит он на аппельплац,

Скрип ремней и блеск сапог,
в Бухенвальде – царь и бог
Оберштурманфрюрер Кох.

Мановением руки
Кох вершит твою судьбу;
То ль тебе пожить еще,
То ли вылететь в трубу …

На объектах, где работали заключенные,
Любила появляться жена коменданта Эльза.

ЭЛЬЗА КОХ

Чтец 9. Белокурая Эльза

Симпатичная донельзя…
И глаза голубые,
И чувственный рот,
И кудряшки к лицу ей,
И лошадкой гарцуя,
Эта фрау к мужчинам –
Заключенным идет.

У ней тяга к искусству…
Улыбаясь искусно,
Всем гуманная Эльза
Повторяет: «Пора

Вам раздеться по пояс,
Вы трудились на совесть,
А сегодня безумно
Какая жара!»

Полосатая роба
Давит крышкою гроба…
Это добрая фея,
Что ли к ним снизошла?
Вот какая забота,
Легче стало работать!
Но глядит Эльза цепко
На мужские тела.

Жизни стоило скольким
Голубые наколки…
На груди одессита
По волнам мчит корвет.

Ей рисунок по нраву,
Он волнует так фрау –
Одессита под вечер
Пригласят в лазарет.

Белокурая Эльза
Симпатичная донельзя…
Ей глаза голубы,
Не травмирует свет,
Эльза книгу читает,
Над романом страдает…
Абажур украшает
Одессита корвет.

1 ведущий. За различного рода провинности узников подвергались наказаниям, в том числе – пыткам. Особенно жестокостью отличался лагерный садист Мартин Зоммер. Умерших в бараках, и лазарете, от мучений в камерах пыток нередко доставляли к крематорию на повозках, в которые впрягались иные узники. При этом эсэсовцы заставляли их петь, глумливо называя «поющими лошадьми».

КРЕМАТОРИЙ

Чтец 10. Эту «быль» назвать бы лучше «небыль»,
Но дымит граненая труба,
И взлетает каждый миг на небо
Чья-то безутешная судьба…

Здесь – все за пределом человечьим,
Потому бессильны все слова…
Дышат жаром, раскалились печи,
Трупы поглощая, как дрова.

А они как будто бы от порчи
Танец жуткий исполняют в корчах.
Вместе с ними пляшет Смерть сама,
А вокруг – сошедшие с ума.

На фоне муз. А.Шнитке «Кончерто Гроссо» показаны фотографии лагеря Бухенвальд

Звучит песня «Бухенвальдский набат», музыка В. Мураделли, сл. А. Соболева.

ВОССТАВШЕЕ ПОДПОЛЬЕ

Чтец 11. И вот в этом аду,
Где царили лишь смерть и побои,
И где узника жизнь
Контролировал с вышки прицел,
В это трудно поверить,
Но создано было подполье,
Подготовка восстанья –
Была его главная цель.

И пришел светлый миг
В тот апрель сорок пятого года,
Взяты штурмом все вышки
И смолк пулемет, наконец…
Среди тех, кто добыл
Долгожданную эту свободу
Был и будущий мой,
(А тогда – очень юный) отец.

ЭПИЛОГ

Чтец 12. Может, скажет мне кто-то
Сегодня, ну, так, ненароком,
Все, мол, в прошлом далеком.
И немцы нам ныне друзья…
Это так, но урок был
Излишне жестоким,
Потому забывать нам
Об этом, поверьте, нельзя…

Вы в Тюрингии всей
Лучше буков, чем здесь не найдете –
Каждый ствол в пол-обхвата
И корона, летящая вверх…
Вдохновение здесь
Обретал Иоганн Вольфган Гете,
По тропе поднимаясь
К вершине горы Эттерсберг…

Дети войны – веет холодом
Дети войны и пахнет голодом
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими
Какая разница где был под немцами
В Дахау, Лидице иль Освенциме?
Их кровь алеет на пальцах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаяния
И сколько надо им минут молчания?

Минута молчания

 

ФИНАЛ.

Чтец 1. Как надоели войны на свете.
Гибнут солдаты и малые дети.
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.

Чтец 2. Война – это боль, это смерть, это слезы.
На братских могилах тюльпаны и розы.
Над миром, где правит время лихое,
Где правит война, никому нет покоя.

Чтец 3. Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба.
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А воин никогда и нигде не бывает.

Чтец 4. Мы дети 21 века! Мы понимаем все,
Мы память бережно храним.
И мы гордимся подвигами дедов,
Их мужество, победу свято чтим.

Чтец 5. Мы понимаем, на большой планете
Нам этот мир завещано беречь,
Чтоб на огромной солнечной планете,
Как можно больше было добрых встреч.

 

 

 

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика