logo

Создание развивающей среды через активные методы обучения

Создание развивающей среды через активные методы обучения

Автор: Андюкова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ-СОШ с. Орловское

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.  Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Я предлагаю вам рассмотреть некоторые активные методы обучения.

Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения  — это система методов, обеспечивающих активность  и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

  1. Методы знакомства
  2. Методы выяснения ожиданий и опасений
  3. Методы презентации учебного материала
  4. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой  и  самостоятельной работы детей
  5. Методы подведения итогов работы в ходе образовательного мероприятия

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Методы знакомства — Нетрадиционное начало традиционного урока;

«Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Методы выяснения ожиданий и опасений

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Фруктовый сад» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные заготовки и  предлагается попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)  от  сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как   «Инфо-угадайка», «Мозговой штурм», «Ажурная пила»  позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

«Мозговой штурм»  — на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные,  но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации  способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей,  учитель дает ответы на них.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» — обсуждение в группах,  «На линии огня» — каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как   «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

«Автобусная остановка» — Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке   расположен лист с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В  группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят к следующей автобусной остановке. Знакомятся с новым вопросам ,  имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой  остановке.   Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Хочется более подробно остановиться на работе в группе и парах.

Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер

межличностных отношений.

Преимущества  работы в парах и группах постоянного состава:

  • детям легче и приятнее работать общаясь;
  • присутствует этап внешней речевой  интериоризации знаний.

Недостатки:

  • возможна несовместимость партнёров по стилю и уровню общения

Преимущества работы в парах и группах сменного состава:

  • проработка большого количества однородных заданий в индивидуальном режиме с высокой степенью мотивации;
  • знакомство с разными способами общения и мышления;
  • самоорганизация и самоконтроль.

Недостатки

  • высокие энергозатраты труда педагога;
  • учителю необходимы новые организационные навыки.

Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг»

 «Ромашка» — участники разных групп задают вопросы друг другу  написав их на лепестках  ромашки, а затем на них отвечают.

Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке.

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому — не могут совладать со своими эмоциями, и  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, создание развивающей среды через активные методы обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса  и решает главную задачу преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

Закончить своё выступление я хочу словами  Г.А. Цукермана:

«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления»

Литература:

  1. Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение), 12.11.2009 г.
  2. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», 
  3. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.
  4. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество, России, 2000 г.
  5. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!