logo

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Канищева Светлана Владимировна,
старший воспитатель
МБДОУ № 12 «Ладушка» г. Тихорецка

Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми. Физическое и психическое здоровье — это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств, поэтому вырастить здорового ребенка – самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. В этом нам помогут здоровьесберегающие технологии.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи    сохранения, поддержания и обогащения здоровья  субъектов воспитательно-образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  1. Обеспечение условий для поддержания высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание у них валеологической культуры.
  2. Содействие становлению здорового образа жизни, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ.
  3. Валеологическое просвещение родителей.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные  режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.  

Виды здоровьесберегающих технологий ДОУ:

  1. медико-профилактические;
  2. физкультурно-оздоровительные;
  3. здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
  4. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
  5. здоровьесбережения педагогов дошкольного образования;
  6. валеологического просвещения родителей.  

 Медико-профилактические  технологии

 обеспечивают сохранение и стабильное состояние здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:

  • профилактика заболеваний;
  • медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;
  • отслеживание характера течения хронических заболеваний (дети с 3-5 группой здоровья);
  • реабилитация соматического состояния здоровья;
  • противоэпидемическая профилактическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;
  • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты);
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка и становление физической культуры дошкольников:

  • утренняя гимнастика;
  • подвижные игры;
  • динамические паузы (физкультминутки);
  • гимнастика пробуждения;
  • ритмопластика;
  • закаливание КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

направлены на  воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Утренняя гимнастика; ритмопластика; динамические паузы (физкультминутки); релаксация; пальчиковые игры; дыхательные упражнения; зарядка для глаз; гимнастика пробуждения; коммуникативные игры; самомассаж и т.д.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

  • направлены на сохранение, укрепление или коррекцию психического здоровья дошкольников:
  • наличие в групповой комнате «уголков для уединения» для детей; сказкотерапия; музыкотерапия; пескотерапия;
  • игротерапия; индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с педагогом-психологом.  

Технологии здоровьесбережения педагогов

направлены на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни:

  • тренинги «Психологическое здоровье педагогов», «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» и т.п.;
  • консультации  о приобщении к здоровому образу жизни;
  • обучающие практикумы  о приёмах релаксации, снятия напряжения.  

Валеологическое просвещение родителей

направлено на обеспечение валеологической образованности, компетентности всех членов семьи:

  • индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения;
  • информационные стенды для родителей, освещающие вопросы здоровьесбережения (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры и т.д.);
  • родительские собрания;
  • памятки, буклеты, сайт ДОУ освещающие вопросы здоровьесбережения;
  • участие родителей в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!