logo

Современные требования к применению мультимедийных презентаций студентами на уроках информатики

Современные требования к применению мультимедийных презентаций студентами на уроках информатики

Автор: Бурдыгина Елена Викторовна,
преподаватель информатики и ИКТ,
информационных систем и технологий
ГБУ “Высшая банковская школа”

Современный этап развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых задач, среди которых особо выделена необходимость повышения качества и доступности образования. Модернизация системы СПО должна создать условия для подготовки конкурентоспособных специалистов к профессиональной деятельности в информационно-технологическом обществе XXI века, где определяющим фактором становится уровень образованности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал. Большую роль в его реализации будет играть активная информатизация образования.

Сегодня нужны такие методы обучения, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний учащимся, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с учебным материалом, повышали эффективность работы учащегося и педагога.

Преподаватель является ключевой фигурой информационно-образовательной среды, он должен соответствовать современным требованиям, обеспечивая высокий научно-методический уровень проведения учебных занятий. Поэтому подготовка учителя к работе с информационными технологиями – важная задача реформы современного отечественного образования.

В современной философии появилось новое понятие, названное ими инфосредой. Она виртуальна. Но существование ее неоспоримо. Эта среда должна быть заполнена под руководством опытных преподавателей и взрослых, которые могли бы научить студентов находить ориентиры в бесконечном потоке информации. Позитив этой среды в том, если она образовывается собственными проектами учащихся в виде презентаций, рефератов и выступлений, печатными и электронными учебными пособиями, компьютерными программами и базами данных, а также полезными информативными ресурсами сети Internet.

Активизация учебного процесса на уроках через применение современных технических средств обучения (компьютер, видеопроектор, и т.д.) позволяет добиться желаемого результата. А именно, выполнять одно из условий успешного обучения на уроках – это использование качественных аудио- и видеоматериалов. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Студенты, изучая предмет и реализуя полученные компетенции на практике, добиваются нового, более высокого качества своих уроков. Во время прохождения курса студент получает навыки работы с компьютером, с современными мультимедийными технологиями, развивает свои творческие способности.

Принимая во внимание традиционные методы и средства обучения, классическую структуру учебного процесса, а также используя знания, получаемые на уроках информатики, мои студенты  стараются создать свою мультимедийную мини-лабораторию. Это открывает перед ними немало возможностей сделать урок более эффективным и интересным. Демонстрация презентаций со вставкой мультимедийных объектов, разработанных самими студентами к изучаемым темам, позволяют им почувствовать себя взрослыми и нужными. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению качества обучения. Эта лаборатория позволяет разглядеть каждого ученика, активизировав его деятельность, делает его сотворцом урока. Как следствие, появляются новые формы взаимодействия учителя и ученика. Изменение содержания их деятельности приводит к субъект – субъектным связям в процессе обучения. У ученика появляется мотивация – одно из важнейших составляющих успешного обучения.

В рамках самостоятельной деятельности учащиеся осуществляют работу по созданию презентационных документов.

Создание и применение электронных презентаций на уроках на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Мультимедийное оборудование помогает разнообразить уроки, активизировать мышление учащихся, показать возможности мультимедийных средств, повысить интерес учащихся к использованию компьютерных технологий в целом.

Электронные презентации предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, когда одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (~80%), и органами слуха (~15%). Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами

В пакет офисных программ MS Office фирмы Microsoft, наиболее популярный среди пользователей, входит программа создания презентаций MS PowerPoint, позволяющая достойно подготовиться к выступлению. С ее помощью можно создавать презентации различных типов: на экране, на слайдах и на бумаге. С момента своего появления в 1987 году программы Power Point положила начало новому подходу к работе с компьютерными презентациями. Была предложена концепция, в которой презентация рассматривается как единое целое, а не просто как набор отдельных слайдов. Каждая следующая версия программы вносила свой вклад в развитие этой идеи, а также в совершенствовании средств работы с презентациями.

Электронная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Это не место для справочных данных и детального анализа. Каждый слайд должен быть понятным, кратким и содержать ёмкие, короткие фразы.

Ничто так не оживляет презентацию, как добавление в слайд объектов мультимедиа, которое осуществляется очень просто и производит поистине потрясающий эффект. Мультимедийная презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Мультимедийные ресурсы являются перспективным и высокоэффективным инструментом в образовательной области.

Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны человека. Следовательно, мультимедиа технологии позволяют представлять информацию в максимально эффективном виде.

В отличие от видео, мультимедиа технологии позволяют управлять потоком информации, т.е. могут быть интерактивны. Мультимедиа презентации дают прямой доступ к информации.

Таким образом, опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения: последовательность изложения. При помощи сменяющихся слайдов легко удержать внимание аудитории; возможность воспользоваться финальными шпаргалками. Презентация это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего – как расставить акценты, о чем не забыть; мультимедийные эффекты. Слайд презентации – это не просто изображение, в нем могут быть элементы анимации, аудио, видеофрагменты; транспортабельность. Флэшка с презентацией гораздо компактнее рулона плакатов, при этом файл презентации можно легко переслать по электронной почте или опубликовать в Интернете; одновременно является источником информации и средством привлечения внимания слушателей.

Конструирование урока с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

Однако, для того, чтобы презентация достигала учебных целей, кроме традиционных методических требований, при создании и использовании презентации в учебном процессе необходимо соблюдать ряд специфических (относящихся именно к электронному продукту) правил ее построения и оформления. Опыт достаточно широкого использования электронных презентаций в современном образовательном процессе показывает, что далеко не всегда выполняются даже самые важные из них. Это – единство дизайна всей презентации и обоснованность его выбора; выбор цвета макета должен быть оптимальным, на его фоне текст должен быть легко читаемым; важно в программе подготовки презентации – это не число необычных возможностей, а простота выполнения и степень автоматизации тех операций, которые приходится выполнять чаще всего; единство стиля включаемых в презентацию рисунков грамотность изложения; презентация должна быть, по возможности, короткой; обоснованное использование эффектов мультимедиа: графики, анимации, видео, звука.

Несколько советов по созданию и использованию презентаций в учебных целях:

  • Ваши слайды должны быть просты, а произносимая речь понятна, как в документальном кино. Ученики должны понимать ваш рассказ и делать какие-то заметки, если что-то оказалось для них особенно важным.
  • Обратите внимание на титульный лист, заголовок презентации. Ученики должны сразу понять о чем пойдет речь. Если вам понадобиться, можно создать содержание для презентации, как у книги, и всякий раз возвращаться к нему, тем самым давая понять ученикам, на какой стадии вы сейчас находитесь.
  • Используйте простой фон для слайдов. Обычный градиент – самое лучший выбор.
  • Упрощайте слайды. Остерегайтесь таблиц и многоуровневых списков. Если вы хотите обратить внимание на себя или хотите, чтобы ученики сконцентрировались на вашей речи, создайте слайд с одной надписью, ключевой и большим шрифтом. Фокус сразу перейдет к вам.
  • Заканчивайте презентацию, резюмируя все то, о чем говорили ранее.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика