logo

Совершенствование системы работы с молодыми преподавателями в образовательном учреждении

Совершенствование системы работы с молодыми преподавателями в образовательном учреждении

Автор: Мартыненко Наталья Юрьевна,
учитель физики МБОУ Гимназия “Лаборатория Салахова”,
г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл.

В современных условиях молодые люди выражают свое стремление к самовыражению и комфортности в реальном укладе жизни и труда. Современная школа нуждается в самостоятельно мыслящих, профессионально компетентных молодых педагогах, психически и технологически способных к реализации гуманистических ценностей на практике, готовых к осмысленному включению в инновационные процессы, обеспечивающих качественное обучение школьников.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» среди пяти приоритетных направлений развития образования выдвигает идею организации работы по повышению квалификации педагогов силами образовательного учреждения. Особое внимание при реализации этой идеи уделяется профессиональному становлению молодого педагога.

Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более высокооплачиваемой работы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет. Несколько лучше ситуация складывается в гимназиях, лицеях, колледжах, но и там вопросы привлечения и обучения грамотных специалистов актуальны.

Окончание вуза и получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации – «вживания» в профессию. Между тем, молодой учитель сразу начинает работать наравне со своими опытными коллегами, потому особенно значима проблема сокращения адаптационного периода, определение адекватного направления его обучения, создание условий для проявления каждого молодого преподавателя как целостного феномена – субъекта своей жизненной стратегии, субъекта избранной сферы труда и субъекта социально-ценностных отношений.

Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных механизмов для управления процессом профессионального становления молодых преподавателей, формирования уверенности в себе как субъекте собственной активной деятельности, ускорения процесса адаптации и сближения интересов работников с интересами учреждения.

Современное общество и государство предъявляет высокие требования к качеству профессиональной деятельности молодых учителей, хотя отсутствуют управленческие технологии, позволяющей снизить риски и оказать должную поддержку педагогу в период его профессионального становления и адаптации.

Основной проблемой является неэффективность традиционно существующих систем работы с молодыми преподавателями, в частности, управленческих механизмов и средств призванных обеспечить эффективное личностно-профессиональное развитие молодых учителей в период профессионального становления и адаптации.

Анализ литературы, свидетельствует, что системе профессионального становления молодого преподавателя, уделено достаточно внимания. Однако на практике преобладает традиционный подход к шефству у опытных учителей и формализация наставничества, а недостаточная разработанность содержательного и методического аспектов системы работы с молодыми учителями усугубляет ситуацию.

В ходе исследования отразились возможности повышении результативности и эффективности управления системой работы с молодыми преподавателями.

Исследования показали, что в теоретическом плане проблема создания целостной системы работы с молодыми педагогами достаточно проработана. Однако, на практике преобладает традиционный подход к шефству у опытных учителей и формализация наставничества, а недостаточная разработанность содержательного и методического аспектов системы работы с молодыми учителями усугубляет ситуацию.

В ходе исследования изучены собенности подготовки молодых преподавателей в российских и зарубежных вузах. Проанализированы существующие модели сопровождения молодых специалистов и их эффективность.

Модель профессионально-личностного становления и развития молодого преподавателя состоит из трех модулей:

  • целеполагающий;
  • проектировочно-формирующий;
  • аналитико-результативный.

На различных этапах внедрения модели для её коррекции следует проводить диагностику эмоционального состояния субъектов сопровождения, изучить изменение социально-психологического климата в образовательном учреждении, поскольку любые нововведения сопровождаются повышением уровня тревожности, дискомфортом, обострением отношений.

Успешное функционирование модели обеспечивается совокупностью педагогических условий: активизация потребности в личностно-профессиональном саморазвитии, фиксирование результатов сопровождения молодого педагога, целенаправленное личностно-профессиональное самообразование молодого педагога, мониторинг развития компонентов профессиональной компетентности молодого педагога.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика