logo

Сопровождение ученика – один из способов реализации ФГОС

Сопровождение ученика – один из способов реализации ФГОС

Автор: Федосеева Елена Васильевна,
учитель математики МКОУ “Заковряшинская СОШ”,
с. Заковряшино, Алтайский край

Мы постоянно говорим об изменяющихся условиях – социальных, политических, экономических… Образовательная область, являясь адаптивной системой, чутко реагирует на эти изменения, совершенствуя содержание, методы, организацию образовательного процесса, побуждая педагогов работать в режиме непрерывного обновления системы и перестройки ее на различных уровнях
Одним из актуальных вопросов преподавания в современной школе является не только собственно организация самого урока, но и активное его сопровождение. Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет систему различных отношений ребёнка со сверстниками, школьниками другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. Ребенок, в различные периоды своего обучения, оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон школьной жизни: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к требованиям и нормам. Перед школьником много путей и дорог, по которым можно идти и развиваться. Помочь осуществить выбор – задача школы.

Представляемая программа может рассматриваться как один из элементов комплекса средств, направленных на профилактику различных психологических проблем школьного общества, на создание условий для развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.

Программа реализуется педагогическим коллективом через систему диагностических и развивающих занятий, через индивидуальное консультирование учащихся, через групповую работу с учащимися, имеющими особые образовательные способности, через различные формы взаимодействия с родителями, что позволяет каждому ребёнку совершенствовать систему отношений с миром и самим собой, определить личностно значимые жизненные выборы и нравственные ценности. А учителю успешно решать проблемы обучения. Девиз работы с детьми: «Изучай себя, познавай себя, найди общий язык с окружающими и достойно пронести имя «человек» через свою жизнь, ведь она не повторяется», найдены оптимальные формы взаимодействия с учащимися: одна из них – часы психолого-педагогического общения и просвещения.

Так, в младшем школьном возрасте важно помочь ребенку осознать себя школьником, усвоить требования системы «ребенок-школа», учить взаимодействию со сверстниками. Уже на этом этапе важно сориентировать учащихся в знаниях об эмоциях и чувствах человека, развивать принятие себя как индивидуального и неповторимого, формировать адекватную самооценку.

Работая с учащимися среднего звена школы,следует формировать у них представление о способах преодоления трудностей, строить планы достижения результатов. В подростковом возрасте почти всегда наблюдается трудное понимание и принятие личностных изменений, связанных с взрослением. Именно педагог, сотрудничая с узкими специалистами, помогает расширить ученику свои представления об обществе и увидеть возможности личной адаптации. В тренинговой деятельности ребятам прививаются навыки культурного общения, развиваются умения понимать и поддерживать друг друга в трудных ситуациях.

Подготовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых – такая сложная задача стоит в работе со старшими подростками. Формировать культуру самопознания, способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны, формировать готовность к профессиональному самоопределению.

Если говорить непосредственно об учебном процессе, то само понятие качества образования сегодня неразрывно связано с учетом образовательных потребностей ребенка и его семьи. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школьного обучения, а также работа с детьми особых образовательных возможностей – это общая забота завуча, педагогов и психолога. Реализация данной программы – попытка создания модели психолого-педагогического сопровождения, отражающей его ход и содержание. Чаще всего на консилиуме или малом педсовете обсуждаются и учитываются индивидуальные возможности отдельных учеников, что позволяет не только обеспечить его знаниями на доступном уровне, но и, самое главное, сохранить психоэмоциональное и физическое здоровье.

Работая в, безусловно напряжённом ритме, важно помнить о сохранении как соматического, так и психологического здоровья всего коллектива, педагогов в том числе. Осознание важности этой проблемы и формирование личностных компетенций происходит при общении педагогов по вопросам «Стрессы в педдеятельности и саморегуляция при стрессах», «Профилактика эмоционального выгорания», «Конфликты и способы их разрешения».

Без сотрудничества с родителями трудно рассчитывать на успех. Чтобы повысить взаимную ответственность используем различные формы, начиная от общешкольных родительских собраний, но более эффективны – личные встречи, многие учителя владеют методикой рефлексивных вопросов консультирования родителей.

Задачи, реализуемые в ходе психолого-педагогического сопровождения чрезвычайно важны и актуальны по своей сути, и если они решаются в комплексе и удерживают единую линию по созданию условий для развития ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, такое сопровождение можно считать эффективным.

Известно, что системность является одним из основных факторов, обеспечивающих успешность любой организации. Но на сегодняшний день многие сельские школы, оптимизируя свои расходы, лишились педагогов-психологов, вместе с этим утрачивается и позитивный накопленный опыт по сопровождению.

Приложение.

Sch1
Sch2
Реализация программы на различных ступенях образования
Sch4
Sch3
Sch6
Sch5
Модель психолого-педагогического сопровождения
Sch7
Sch8
Список литературы
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.Как преодолеть трудности в обучении детей.– 4-е изд.,стер.–М.: Издательство «Ось89», 2006. –272с.
2. Битянова М.Р. От выбора не уйдешь./ Школьный психолог, 2008.-№24, с.15
3. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя – М., 2008
4. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 2008
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 2009
7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб.пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
8. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16
9. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.— (Психол. наука—школе)
10. Резапкина Г.Я. Я и моя профессия / Школьный психолог, 2010.- №14

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика