logo

Школьный учитель истории и противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны

Школьный учитель истории и противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны

Автор: Королёв Пётр Иванович,
педагог истории и обществознания
ОБОУ ЦДО «Новые технологии»,
г. Курск, Курская обл.

Донецк в огне!
Как давно не видел тишины
Белый лес, снегами припорошенный!
Над Донецком горький дым войны,
Вдребезги дома окрест покрошены.

Церковь, где сгорел иконостас,
Детский сад, разрушенный снарядами.
Целый мир идет теперь на нас
С танками, ракетами и «градами».

Смотришь на руины, в сердце грусть,
Как в войну с фашистами, немецкую.
Мы сегодня защищаем Русь –
Землю нашу славную, Донецкую…

Лариса Кудряшова


Строчки, приведённые выше, написаны совсем недавно — в марте 2015 года. Именно эти строчки вынесены в пролог статьи, и выбор их очевиден… Уже полтора года (с ноября 2013 года) в соседней братской Украине идёт гражданская война! Сначала она шла скрытно в форме Майдана (проплаченного Западом совсем не народного протеста — ведь Майдан и подлинно народные революции, совершенно разные вещи![1]), а после января 2014 года и вовсе переродилась в фашистский, умело дирижируемый Атлантическими хозяевами, военный путч. Так что стихотворение, помещённое в эпиграфе, лишний раз подчёркивает характер тех событий, что происходят в соседнем государстве. Говорить лишний раз о том, как опасно бывает придавать забвению уроки Второй мировой и Великой Отечественной войны, как преступно подходить к итогом Второй мировой войны с позиции реваншистского пересмотра — в нашей стране долгие годы считалось моветоном. Время Перестройки и гласности, наоборот как бы поощряло исследователей к новым прочтениям давно и хорошо изученных явлений и фактов[2]

К чему это привело? Достаточно вспомнить, что с 1989 года на бывшей территории СССР разгорелись (и не утихают до сих пор!) межнациональные, кровавые конфликты, уносящие каждый год сотни и тысячи мирных человеческих жизней! Вслед за Прибалтикой, и Украина в 21 веке смотрела на парады ветеранов СС, закрыв глаза, а во время президентства Виктора Ющенко, и во все — хлопая в ладоши, и млея от восторга[3].

Именно Украина, отчётливо показала, что случается, когда память об истинных героях — вымарывается, а кровавых палачей и мерзавцев ставят на иконостас. В год Большого Юбилея НАШЕЙ ПОБЕДЫ, как никогда прежде нам, школьным учителям истории становится ясно, что достаточно лишь на какие-то 10 лет (что это время — просто песчинка для нашей цивилизации!) перестать говорит детям правду о Великой победе — и всё! Сразу же на место правдивых, официальных, консервативных, классических основанных на воспоминаниях очевидцах и неоспоримых фактах книг и фильмов о войне — появится другие, несущие в себе яд фальсификации, морально-грязные сомнительные продукты ТВ и Интернета, главный посыл которых зародить в юном сердце сомнение в самом факте величия и честности НАШЕЙ ПОБЕДЫ.

Что стало с Украиной, по прошествии 25ти лет реваншистского насаждения  новой, не чем не обоснованной ревизионистской истории, к чему привели фальсификации истории Великой Отечественной войны, и пересмотр её итогов — всё это мы можем видеть своими глазами… Смерть, голод, хаос, разруха, страх, и самое страшное, и печальное это то, что в юных сердцах поселилась ненависть! Вот к чему приводят ошибки в изучении истории вообще, и в изучении Второй мировой войны в частности[4].

Великая Отечественная война принесла нашей Родине самое большое горе и страдание в её истории, но именно Священная победа в этой страшной войне — является предметом особой гордости нашего народа.

Однако величайшее мужество и неимоверные жертвы нашего народа нынче, накануне 70летия Великой победы, не которыми «либеральными» историками ставятся под сомнение…

И не надо далеко ходить за примером, достаточно только посмотреть или послушать такого телевизионного кита, как актёра, играющий в историка — Николя Сванидзе! Все его передачи — будь то «Суд времени», «Исторические хроники» или «10 проклятий Сталину», все лишены сколько-нибудь здравого смысла в отношении подвигов советских солдат и прошлой истории нашего родного Отечества! Величайший историкус ВСЯ РУСИ Сванидзе не стесняется марать Священную память советского солдата — в прямом эфире ТВ заявляя, что, дескать, советскому воину было глубоко фиолетово на Родину, Сталина, партию и какой бы, то не было патриотизм вообще… А шёл в бой он, лишь потому, что сзади были роты автоматчиков, да еще очень уж не хотелось терять ему свой собственный, видишь ли, дом[5]! Хочется расстроить (или уж порадовать — ведь у него-то хоромы есть и притом явно не маленькие!) господина Николя и сказать, что многие воевавшие на фронте, и угла-то своего не имели, представьте себе, господин барин, что не малая честь ребят совсем юными вступили в безжалостный огонь войны — из детских домов, из общежитий, где кроме ложки всё было казённое, но все, включая мебель и кров, бесплатно дало им великое советское государство! Так что защищали они не только Русь и православную веру, русский язык (хотя и это в первую очередь!), но прежде всего все завоевания социализма[6], ту командо-хозяйственную административную систему, которая, не смотря на наличие минусов, давала всем равные шансы на реализацию, веру в человеческий социальный и социалистический прогресс, и наконец, что греха таить, и Сталина, или вы думаете, людей искренне не поддерживающих советскую экономику, и мораль, не было и в помине?

Именно наличие в отечественных и зарубежных СМИ мощного потока фальсификации и страшной, ужасающей лжи о Второй мировой войне, и регулярный выброс в массы, по средствам ТВ и Интернета особенно нелепой грязи и выдумок о Великой Отечественной войне — и побудило нас к написанию данной статьи!

На наш взгляд, именно школьный учитель имеет полное моральное право, да и по совести говоря, просто обязан честно, храбро и уверенно противостоять на своём месте потоку этой НСДАПовский ереси.

Даже официальная правительственная «Российская газета», ссылаясь на сайт Кремля, как на источник — заметила, что в период с 2007 по 2011 год (как раз в канун 65ти летнего Юбилея Великой победы) вышло более 200 публикаций, так или иначе искажающих и принижающих, а, следовательно, фальсифицирующих историю Великой Отечественной войны…

Обратимся к первоисточнику, вот, что было сказано, еще в августе 2009 года на заседании комиссии, состоявшемся в Кремле под председательством Руководителя Администрации Президента Сергея Нарышкина, где обсуждались вопросы преподавания истории в России: «В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с фактами предвзятого и циничного отношения к истории России, Европы и мира, отметил Сергей Нарышкин. России, как историческому наследнику Советского Союза, провокационно навязывается вина за события Второй мировой войны и тем самым создаётся база для предъявления претензий нашей стране: политических, финансовых, территориальных. Сергей Нарышкин подчеркнул: целью ревизии истории Второй мировой войны является пересмотр её геополитических итогов.»[7]. Действительно, трудно не согласится с такой поставкой вопроса. Цель всех таких статей пересмотр итогов, хода и причин Великой Отечественной и Второй мировой войны, и здесь учащиеся старших (а зачастую и не только старших) классов часто задают своим педагогам вопрос: «А кому будут выгодны эти ревизии нашей Священной победы? Кому выгодно очернить Россию, являющуюся законной и полной правопреемницей Советского Союза?». Ведь даже ученики 9-х классов понимают, что очерняя весь советский период истории без разбора, эти люди уничтожают позитивный имидж истории России в целом! Так кому это нужно?

Данные, которые были опубликованы в майском номере военно-исторического журнала за 2010 год — накануне очередного большого юбилея Великой победы, показали, что не только ученики, но и, учащиеся военных вузов, считают, что пересмотр итогов Второй мировой войны выгоден в первую очередь — англо-саконскому миру, как главному антагонисту и сопернику русского мира (в большом, советском, евразийском смысле этого слова)[8]

Однако структурный анализ многих отечественных фильмов, спектаклей и сериалов, передач, книг, статей и публикаций, как в прессе, так и в СМИ посвящённых Великой Отечественной войне, вышедших за последние 10 лет — даёт нам совсем другой ответ!

Прежде всего, учитель истории, и как школьный работник, то есть, как педагог, отвечающий за интеллектуальное, а также духовное развитие детей, и как исследователь, обязан всеми законными способами разрушать чёрные вражеские мифы о Великой войне и Великой победе, тем более те, которые вредят, как юношеству, так и государству…

Анализ (даже поверхностный) многих российских (и до декабря 1991 года — советских) книг и статей, написанных после 1987 года, особенно после 1994 года, говорит нам о том, что ложь и подлая кривда о нашей Великой победе и о ходе, а главное об итогах и значении для народов мира и СССР, Свящённой Отечественной войны — искажается, прежде всего, отечественными либералами-западниками с целью угодит заокеанским хозяевам, а не историками Европы. К примеру, в той же проигравшей войны Германии, до 1999 года не было написано не одной реваншистской статьи… А ведь именно Германия породила такое чудовище, как НСДАП!

Однако прежде чем осуждать целую плеяду молодых «слишком креативных» историков ФРГ (а среди них и создатели сценария к нашумевшему немецкому ревизионистскому сериалу «Наши матери, наши отцы» – который показывает всех немецких солдат исключительно, как ангелочков, а русского воина, как пьяного хама и психологически закомплексованного насильника![9]), которых мёдом не корми, а лишь дай всю вину переложить с больной головы на здоровую, надо обратиться к отечественному кинематографу и родной (не родной для нас по духу, но написанной на русском языке) современной литературе…

Что же мы видим? Среди англосаксонских обезумевших от русофобии и советофобии имён, вроде британского писателя и историка Пола Эддисона; печально знаменитого своей не любовью к России американца Брюса Рассета — профессора политологии Йельского Университета; хлипкого Сэра (интересно, не за грязные ли статьи против СССР и клевету на Россию, он получил своей титул?) Бэзила Лиддела Харта; непримиримого, как и Валерия Ильинична Наводворская — супер антисталиниста, одиозного магистра истории Роберта Конквеста (этот толоконный лоб, утверждал, что Сталин выиграл победу ценой более 20 миллионов солдатских жертв, так ведь получается, что советских солдат погибло в три раза больше, чем участвовало в самой Свящённой войне!!![10]) и плохого мальчишки из Орегона (этакого мелкого агитационного пакостника при Буше старшем) историка Марка Вебера, заядлого ревизиониста и по совместительству директора Института пересмотра истории — есть и имена деятелей российской культуры, причём не самых последних. Да что там последних, наипервейших! Что в таком случае, должен говорить подросткам на уроке школьный учитель, если своим гротескным фильмом Великую победу порочит сын героя, советский моряк, славный режиссер и блестящий советский комсомолец Никита Михалков? Как объяснить детям, что режиссер блестящих фильмов «Родня», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Пять вечеров», снял такой идиотский фильм о войне? Как противостоять тому потоку дикой лжи, которой нас потчуют в фильме «Предстояние»? Ответ один — дать им не только исторические знание, но и мнение важного для них, так сказать модного человека. И вот мнение об это кино, самого известного российского кинокритика 21 века Дмитрия Пучкова: «Какие задачи стояли перед данным фильмом? Судя по всему, задача была ровно одна: десакрализация памяти о Великой Отечественной войне. Вы считаете, что ваши предки одержали великую победу? Да нет же, поглядите – они метались как скоты, они боялись всего на свете, дрожа от ужаса в грязи и в г…е. Г…о ваша война, и предки ваши – г…о. Могут ли наши режиссёры снимать хорошее кино? Давно уже очевидно, что не могут. До недавнего времени разве что Никита Михалков в нашем кино вздымался как утёс среди моря вяло плещущегося г…а. И вот – финал. И ты спросишь: так смотреть или не смотреть? Если ты либеральный чужак, ненавидишь своих предков и считаешь, что немцев завалили трупами – беги бегом, это твой фильм. Если же уважаешь своих предков, отдавших жизни за Родину – мой тебе совет, не ходи.[11]».

Наверное, только такие грубые, но простые, правдивые и современные рецензии на такие вот лжефильмы, на такие подлые кликушества о войне, и могут возыметь действия на старшие классы… Действительно многие школьники в 2010 году, были в недоумение (даже они, а что тогда говорить о доживших до этой светлой дате, в тёмных реалиях современности, ветеранов?) — это и есть «ВЕЛИКИЙ ФИЛЬМ, О ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ» (как скромно и без самолюбия презентовал своё кино граф Михалков)? Человек, честно сделавший успешную карьеру в кино, сыгравший в таких потрясающих фильмах, как «А, я иду, шагаю по Москве», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих» и «Инспектор ГАИ» — показывает в своей киноработе, снятой, между прочим, за десятки миллионов долларов на деньги налогоплательщиков, на всю страну голую ж… . И этот фильм для ветеранов в канун Юбилея Великой победы? Как это объяснить? Как? В этом кино все немцы представлены честными  и нежными, такими вот лапушками, которые неукоснительно соблюдают правила Красного креста! А наши офицеры и солдаты, в столь ЭПИЧЕСКОЙ киноленте — сплошь униженные, нервные слабаки, а совсем не герои-богатыри…

Разрешите узнать, дорогой и честный барин, почему наши деды в фильме «Предстояние» изображены, как подлые крысы и последние трусами, мега-паникёры и маразматики, а кто же тогда выиграл войну?! И если немцы, такие ладушки голубоглазые и завзятые добряки, позвольте любезнейший Никита Сергеевич, а кто же тогда устроил расстрелы в посёлках Моква и Искра, урочищах-парках Солянка и Клюква, кто сжёг дотла деревни Ажово, Трояново и Большой дуб, а города Курск, Рыльск, Льгов, и Дмитриев подверг авиа- и артиллерийским ударам — и это только на территории Соловьиного края!

Контрмерой мерой школьного учителя истории против такой, художественной попытки фальсификации истории и итогов Великой отечественной войны — должны стать следующие мероприятия:

  1. Просмотр с ребятами в классе и задание просмотреть на каникулы следующих фильмов о Великой Отечественной войне, где данное величайшее историческое событие показано объективно и исторически грамотно, где нет и малейшего намёка на ревизионистский пересмотр итогов Священной победы — это такие работы, как советские картины «Освобождение», «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Летят журавли», «Баллада о солдате» и другие. Кстати о необходимости просмотров советских кинокартин и прочтения советских книг о Великой войне, не раз заявлял президент РФ Владимир Путин[12]. Также можно посмотреть с ребятами и современное российское кино, заслуживающее особого внимание — цель которого не только помочь учителю в патриотическом и гражданском воспитании ребят, но и оказать существенное влияние на противодействие фальсификации истории Великой Отечественной в нашей стране вообще, и конкретно в школе. Среди российских фильмов своей правдивостью и патриотизмом выделяются: «Брестская крепость», «Звезда», «В августе 44-го», «Сильнее огня» и «1943».
  1. Чтение на уроках и в виде домашней работы отрывков из мемуаров советских генералов и офицеров (речь идёт о старших классах!), в чьих воспоминаниях учащиеся смогли бы увидеть весь драматизм и беспредельный накал той борьбы, что вёл весь советский народ на фронте, в тылу и в оккупации. Мемуарная литература о Великой Отечественной войне воистину безгранична! Наиболее привлекательными и информированными являются воспоминания советских маршалов и генералов — Жукова Георгия Константиновича, Баграмяна Ивана Христофоровича, Василевского Александра Михайловича, Тюленева Ивана Владимировича, Еременко Андрея Ивановича, Рокоссовского Константина Константиновича и Конева Александра Степановича[13].
  1. Просмотр на уроке вместе со школьниками отрывков из документальных фильмов о войне, таких как «Обыкновенный фашизм», «план Барбаросса», «Курск — возвращение», «Битва за Москву», «Нюрнбергский процесс» и других. Именно такие фильмы необходимы учащимся и учителю истории, как весомый, объективный и многофакторный инструмент борьбы против  повсеместной, тотальной фальсификации истории Великой Отечественной войны и попыток пересмотра итогов Священной победы. Здесь можно обратить внимание ребят, что не всегда в передачах, выходящих, даже на основных федеральных каналах говорят правду… Так за последние 25 лет целая плеяда европеоидных и свободных журналистов, и теле-историков оценивала начало, ход войны и её итоги, несколько по другому, чем правительство РФ, ветераны, классическая литературы и все мы с вами вместе взятые!  Чего только стоят, одни бредовые заявление о Великой Отечественной войне, господина Николая Сванидзе, который смеет утверждать, что Сталин готовил первый агрессию на границе с Германией, что мы хотели покорить штыком всю Европу, и что мы несли народом Запада не освобождение, а кровь, страх и ужас[14]… А выступления на радио, ТВ и в Интернете таких бандитов от истории, как Радзиховский, Радзинский, Млечин, Познер, Сорокина, Доренко, Венедиктов и Пивоваров? Чту тут можно возразить, какой поставить диагноз этиv веселым ребятам? Только привести слова историка Олега Козинкина: «Неистребимо племя «разоблачителей» сталинизма. На смену «резунам» приходят их ученики и последователи. Разумней вроде бы просто не обращать внимания на их «сенсационные» разоблачения то «зверств сталинизма», то «агрессивных планов Сталина», усатого и коварного, по нападению на просвещённый Запад. Мало ли кто и что пишет, каждый имеет право на свою точку зрения, мало ли книжного мусора на полках магазинов. Вроде и тираж у них не очень велик, и разбирают их не шибко. Но вдруг как завопит с экрана телевизора какой-нибудь из телеисториков про эти «сенсации», или заявится кто из авторов книг на TV, и тираж этих «разоблачений» подскакивает до миллионов. И вдалбливается в неокрепшие умы очередная гнусность про «детей-сволочей», «штрафбаты», «липецкие школы» для асов Геринга да Матросовых, что не ложились на амбразуры, а затыкали чем-то вентиляции немецких дотов (то ли портянками, то ли ещё чем), а немцы в ужасе и разбегались. Поэтому тем, кого близко не допускают к TV в попытке замолвить доброе слово о наших дедах (даже не о Сталине как таковом), остаётся только разоблачать разоблачителей в своих книгах, газетах и в Интернете.[15]».
  1. Если есть такая возможность (хотя понятно, как это не просто) пригласить на урок, или попросить разрешения сходить в гости (тогда лишь группе ребят) к ветерану Великой Отечественной войны. Его рассказ из первых рук и будет лучшей защитой от всей клеветнической лжи, которая частенько льётся с экрана (радует, что, начиная с 2014 года, её поток резко уменьшился).
  1. Порекомендовать учащимся просмотр серьёзных аналитических программ на нашем ТВ — таких как «Агитпром»[16] Константина Сёмина на канале «Россия 24», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым», «Вести недели с Дмитрием Киселёвым» и другие официальные политические передачи.
  1. Познакомить ребят с военной поэзией тех лет, показать какую боль принесли нашему народу немецко-фашистские захватчики, как честно, искренне и яростно, их проклинал весь советский народ, и, конечно же, в первую очередь сами писатели. Противодействие реваншистскому пересмотру истории Великой Отечественной войну и нашей Свящённой победы для школьного учителя — это, прежде всего, стихи Юлии Друниной, Ольги Берггольц, Константина Симонова, Владимира Высоцкого, Семена Гуценко, Роберта Рождественского, Александра Ревича и, конечно же, нашего храброго земляка Павла Шуличева:

Походный марш курян
В тылу врага мы бьемся непреклонно,
Повсюду наши зоркие посты.
Взлетают к небу вражьи эшелоны,
Пылают склады, рушатся мосты.

За нашу кровь, за слезы и за раны
Мы вражьей своре предъявили счет.
Смелее в бой, лихие партизаны,
За Родину, за партию — вперед!

Мы знаем все и всюду нам дорога —
В глухую полночь, вьюгу и туман.
Нас было мало — нас теперь так много,
Растут отряды курских партизан.

Враг будет бит. Фашистской банде черной
Не жить на нашей радостной земле.
Разведка наша в Курске, и Касторной,
Друзья у нас и в Брянске, и в Орле.

Кровавым гадам нет у нас пощады,
Берутся села за топор и нож.
Штыком, гранатой, пулей и прикладом
Врага найди, свали и уничтожь!

  1. И, пожалуй, главной контрмерой против подлости западных и некоторых отечественных не порядочных историков, остаётся наличие мощной базы исследовательской литературы. Здесь школьный учитель истории для защиты истинного знания о Великой войне и Великой победе, и для духовной защиты учеников от оголтелых последователей Гиммлера[17], может призвать в себе в союзники целый полк отечественных и зарубежных профессиональных, а главное порядочных историков-исследователей. В силу большого числа настоящих литературных бойцов с грязью (что не может, не радовать!), мы не будем здесь приводить полный их поимённый список, ограничившись лишь теми из российских писателей, чьи книги наиболее полно, убедительно и ясно опровергают всю подлость, сальность, трусость и скудоумие Резунов-поскакунов! Это в первую очередь исследования Юрия Игнатьевича Мухина, Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, Бабурина Сергея Николаевича, Владимира Сергеевича Бушина, Игоря Ростиславочиа Шафаревича, Юрия Николаевича Жукова, Валентина Юрьевича Катасонова, Алексея Валерьевича Исаева, и конечно серия фундаментальных работ по советской истории и истории 40-х годов прошлого столетия — Емельянова Юрия Васильевича[18]Тем не менее, самый эффективный щит в борьбе за историческую правду — наша чёткая, взвешенная, выверенная, основанная на фактах и патриотизме, глубоко-научная позиция. Ведь даже самый многоопытный преподаватель истории в техникуме или средней школе, зачастую не понимает, что допустим антисталинизм с экрана ТВ — это, как правило, плохо скрытая русофобия! Именно поэтому наш патриотический, гражданский и педагогический долг — относится к советскому периоду истории родного Отечества наиболее осторожно и осмысленно. Ведь ни для кого не секрет, что мощнейшее оружие для фальсификации всей советской (а значит и российской!) истории, и сталинского её периода — эта местная пропаганда мнения БОЛЬШОГО БРАТА, западного хозяина. Вот поэтому то, противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны, отказ от пересмотра итогов Священной победы и возврат в этом вопросе к здоровому духовному консерватизму — и есть главная забота школьного учителя истории в ближайшие годы…       

Смыкая возраста уроки,
Сама собой приходит мысль:
Ко всем, с кем было по дороге,
Живым и павшим, отнестись.

Она приходит не впервые,
Чтоб слову был двойной контроль:
Где, может быть, смолчат живые,
Так те прервут меня: «Позволь!»[19]


[1] С. Н. Бабурин. Страж нации. М.: Изд. Книжний мир. 2014.
[2] Н. В. Стариков. Геополитика. Как это делается. СПб.: ПИТЕР. 2015.
[3] Н. В. Стариков. Украина. Хаос и революция — оружие доллара. СПб.: ПИТЕР. 2015.
[4] Д. П. Беляев. Разруха в головах. Информационная война против России. М.: У Никитских ворот. 2014.
[5] http://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/svanidze_rezun_latynina_o_velikoj_otechestvennoj_vojne_rossija_podborka_video_1993_2013_gody/22-1-0-2566
[6] В. В. Карпов. Генералиссимус. Книга 1. М.: Изд. ФГУИПП. 2002.
[7] http://state.kremlin.ru/face/5336
[8] http://history.milportal.ru/arxiv/voenno-istoricheskij-zhurnal-2010-g/voenno-istoricheskij-zhurnal-4-2010-g/
[9] http://www.libfront.org/2013/film-nashi-materi-nashi-otci
[10] http://www.world-war.ru/amerikanskaya-mifologiya-o-vtoroj-mirovoj-vojne/
[11] http://www.megacritic.ru/film/1186.html
[12] http://www.russia-today.ru/article.php?i=886
[13] Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985.
[14] http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/1478936-echo/
[15] http://delostalina.ru/?cat=16
[16] http://agitpro.su/
[17] О. Стоун; П. Кузник. Не рассказанная история США. М.: ЭКСМО, 20015.
[18] http://portal-kultura.ru/archive/number/86138
[19] http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tvardovski_at.php

Список используемой литературы:

Мемуары  и исследования:

  1. С. Н. Бабурин. Страж нации. М.: Изд. Книжний мир. 2014.
  2. Н. В. Стариков. Геополитика. Как это делается. СПб.: ПИТЕР. 2015.
  3. Н. В. Стариков. Украина. Хаос и революция — оружие доллара. СПб.: ПИТЕР. 2015.
  4. Д. П. Беляев. Разруха в головах. Информационная война против России. М.: У Никитских ворот. 2014.
  5. В. В. Карпов. Генералиссимус. Книга 1. М.: Изд. ФГУИПП. 2002.
  6. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1985.
  7. И. М. Майский. Кто помогал Гитлеру. (Из воспоминаний советского посла). М.: Изд. ИМО. 1962.
  8. Е. Г. Решин. Генерал Карбышев. М.: Изд. АСТ. 2002.
  9. О. Стоун; П. Кузник. Не рассказанная история США. М.: ЭКСМО, 20015.
  10. Ю. И. Мухин. Трагедия Сталина и его сыновей. М.: Изд. Яуза-Пресс. 2013.
  11. А. В. Исаев. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой войны. М. : Яуза. 2006.
  12. К. А. Залесский. Империя Сталина. Справочник. М.: ЭКСМО. 2010.
  13. Г. А. Зюганов. За Родину. За Победу! М.: Яуза. 2012.
  14. В. С. Бушин. Россия. Сталин. Сталинград. М.: Изд. Алгоритм. 2011.
  15. В. И. Бояринцев. Перестройка от Горбачева до Чубайса. М.: Изд. ЭКСМО. 2005.
  16. У. Черчилль. Вторая мировая война: в 6 т. Т. 6: Триумф и Трагедия. В 2-ух ч. М.: Изд. Терра. 1998.
  17. И. С. Конев. Сорок пятый. М.: Воениздат. 1966.
  18. Сто сталинских соколов в боях за Родину. Сборник. М.: Изд. Яуза. 2005.
  19. К. Живульская. Я пережила Освенцим. М.: Изд. Иностранная литература. 1960.
  20. А. И. Покрышкин. Небо войны. М.: Изд. Молодая гвардия. 1968.
  21. Ф. Ф. Архипенко. Записки лётчика-истребителя. М.: Изд. Дельта. 1999.
  22. В. Ю. Катасонов. Экономическая война против России. М.: ЭКСМО. 2014.
  23. Н. В. Стариков. Сталин. Вспоминаем вместе. СПб.: Изд. ПИТЕР. 2015.
  24. В. Суворов. День «М». Черкассы: Изд. Сияч. 1994.
  25. К. К. Рокоссовский. Солдатский долг. М.: Воениздат. 1968.
  26. Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. М.: АПН. 1969.
  27. Ю. Н. Жуков Народная империя Сталина. М.: Алгоритм, 2009.
  28. В. С. Бушин. Цирк. М.: Изд. Алгоритм. 2013.
  29. И. И. Орлик. Империалистические державы и Восточная Европа (1945-1965). М.: Изд. Наука. 1968.
  30. А. И. Еременко. В начале войны. М.: Изд. Наука. 1964.

СМИ:

  1. Российская федерация сегодня
  2. Русский вестник
  3. Наш современник
  4. Российская газета
  5. Военно-промышленный курьер
  6. Военно-исторический журнал
  7. Культура
  8. Литературная газета
  9. Эксперт
  10. Советская Россия
  11. Правда
  12. Курская правда
  13. Курская правда (советская) за июнь 1945
  14. Голос народа
  15. Вопросы истории

Сайты:

  1. http://voenhronika.ru
  2. http://state.kremlin.ru
  3. http://history.milportal.ru
  4. http://www.libfront.org
  5. http://www.megacritic.ru
  6. http://www.echo.msk.ru
  7. http://delostalina.ru
  8. http://agitpro.su
  9. http://portal-kultura.ru
  10. http://www.kursk-school18.ru
  11. http://obounovtech.ru
  12. http://www.otvoyna.ru
  13. http://maxpark.com
  14. http://feldgrau.info
  15. http://www.hrono.ru
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика