logo

Север – часть нашей страны

Север – часть нашей страны

Автор: Кузьмина Светлана Юрьевна,
музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад № 90 г. Тюмени

Во время предварительной работы дети были разделены на подгруппы, каждая из подгрупп получила задание найти с родителями информацию о русском Севере – малоизвестные интересные факты, которые можно дать в качестве дополнительных знаний другим детям. После новогодних праздников состоялся обмен найденными знаниями. А чтобы познакомить детей с традициями народов Севера, был организован праздник игр народов Севера.

Название: «Оленята»

Цель: продолжать воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

  • Формировать представление о многонациональности родной области.
  • Продолжать знакомить с традициями народов Севера посредством игры.

Познавательное развитие

  • Закрепить знания о быте и нравах народов Севера.
  • Расширять знания детей о том, что игры отражают жизнь и труд людей, живущих в определенных климатических условиях.

Речевое развитие

  • Активизировать недавно изученные слова из обихода народов Севера: кежи, нянь, нарты, снегоступы, евражки, стойбище.

Художественно-эстетическое развитие

  • продолжать развивать умение видеть красивое и новое вокруг себя

Физическое развитие

  • Развивать ловкость, выносливость, внимание, глазомер.
  • Уметь действовать в команде
  • Следить за соблюдением правил игры

Музыкальный зал украшен в виде стойбища – стоят макеты чумов, костра, пасутся игрушечные олени. Картинка стойбища также на экране большого телевизора на стене. Дети приходят в физкультурный зал, где в виде нарт украшена гимнастическая скамейка.

Вед. Ребята, смотрите, у нас в физкультурном зале появились сани…. Какие они необычные.

В зал входят девочка и мальчик в национальных мансийских костюмах.

Вед. Здравствуйте! Какие на вас красивые костюмы!

Мальчик. Здравствуйте! Мы со стойбища приехали! К вам! Хотим вас в гости позвать к себе!

Девочка. Мама прислала за вами нарты! Самые длинные наши нарты!

Вед. А кто же вы такие?

Мальчик. Мы – северные манси! Меня зовут Пэрки. А мою сестру зовут Энны. Поехали скорей! Мама ждет!

Вед. Так это не простые сани, это нарты! Ребята, хотите поехать на настоящее мансийское стойбище?

Ответы детей.

Все садятся верхом на скамейку друг за другом, звучит музыка.

Вед. Ну, Пэрки и Энны, ведите нас в стойбище.

Дети входят в музыкальный зал. Их встречает вторая ведущая в костюме манси — это мама Пэрки и Энны

Вед. Здравствуйте, гости! Проходите! Мы ждали вас. Наш отец на охоту ушел. Скучно в стойбище! И я послала Пэрки и Энны за вами, чтобы поиграть в наши национальные веселые игры. Хотите?

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают считалкой солнце. Солнце ходит по кругу, указывая на каждого по очереди, показывая на каждого пальцем и приговаривая:

Нянь-нянь (хлеб)
Кежи-кежи (нож)

Те, которых солнце назвал КЕЖИ, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие НЯНЬ – берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар – нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры по команде солнца.

Правила игры: выигрывают те пары, чьи фигуры оригинальнее.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни – пастухи, другие – олени. Пастухи берутся за руки и встают полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. ПО сигналу «Лови!» пастухи стараются замкнуть круг, поймав туда как можно больше оленей.

Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда в него поймано как можно больше оленей. Олени стараются не попадаться. Но не имеют права вырываться, если их уже поймали и круг уже замкнут.

Льдинки, ветер и мороз.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Так они хлопают и говорят «дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются и договариваются, кто с кем будет строить большую льдину. На сигнал «Мороз!» нужно выстроить большую льдину.

Правила игры: выигрывает та льдина, которая окажется больше, чем соседняя. Договариваться надо тихо, кто с кем будет делать льдину. Договорившиеся дети берутся за руки. Менять движение можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и пр. 

Нарты-сани (эстафета)

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные на расстоянии 1 м друг от друга. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры: бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), потом можно добавить еще двое.

Бег в снегоступах (эстафета)

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по паре снегоступов (полуторалитровые бутылки с отверстиями для ног, обработанными краями отверстий).

По сигналу ведущего игроки по одному начинают бежать в снегоступах до флажков и обратно. Передают снегоступы следующему игроку. Победившей считается та команда, чьи игроки быстрее пробегут.

Правила игры: игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Флажок нужно обогнуть и не задеть.

Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки. Остальные – евражки (суслики).

Под тихие ритмичные удары бубна все евражки бегают по площадке. На громкий удар бубна евражки встают столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает всех евражек и того, кто шевелится или стоит не столбиком, забирает с собой. В заключение (после 3-4 заходов) отмечают наиболее отличившихся выдержкой евражек.

Правила игры: громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену удара.

Бубен для этой игры украшен кусочками меха, висящими на нитках.

Вед. (после игры «Полярная сова и евражки») Холодает… Пора вам домой, дети, пока совсем не стемнело. Нравится вам мой бубен? Хотите на память взять эти кусочки меха?

Срезает каждому ребенку с бубна по кусочку меха.

Вед. Это отец наш с Пэрки на охоту ходили, лису принесли. Я и Энны шкурку выделывали. Я бубен украшала. И этот мех вам на память о вашем путешествии. Садитесь в нарты. До свидания!

Дети уходят в физкультурный зал, садятся на скамейку верхом друг за другом. Звучит музыка.

Вед. Ну, вот мы и вернулись со стойбища. Понравилось вам путешествие? А мех обязательно покажите дома и расскажите, где вы сегодня побывали.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!