
Семинар-практикум для педагогов «Люди рождены, чтобы жить»
Семинар-практикум для педагогов по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков «Люди рождены, чтобы жить»
Автор: Трухан Анжела Егоровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 31 им. А.П.Жданова»,
Иркутская обл., г. Братск
Разорвав себе все вены, я узнал, что значит жить,
Быть, надеяться, любить,
И, очнувшись в ванне крови, захотелось страшно жить.
Быть, надеяться, любить.
Но уже ведь было поздно, поздно что-то изменить…
Александр Невинский
Цель:
Повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросу профилактики деструктивного поведения детей и подростков.
Задачи:
- Рассмотреть механизмы возникновения суицидальных намерений;
- Определить варианты суицидальной превенции.
Контингент: педагогический коллектив школы.
Ресурсы необходимые для реализации программы семинара:
Требования к месту проведения занятий:
- кабинет (актовый зал), удаленный от основных учебных классов;
- столы (14 шт.);
- комфортные стулья по числу участников;
- достаточное электрическое и естественное освещение;
- жалюзи для обеспечения затемнения при показе видеоматериала;
- достаточное количество электрических розеток.
Оборудование для проведения занятия:
- АРМ (автоматизированное рабочее место): компьютер, проектор, экран;
- наборы фломастеров, цветных карандашей, ручек по числу участников;
- бумага формата 4А;
- планшеты по числу участников.
- мусорная корзина.
Материалы:
- Буклеты с комплектом информационных материалов по теме.
Время реализации программы семинара: 1, 5 часа.
Этапы работы:
- Организация работы, постановка цели;
- Практический блок:
Предоставление теоретической информации по теме;
Работа в группах.
- Подведение итогов, рефлексия.
Предполагаемый результат:
Определение направлений суицидальной превенции в образовательном учреждении.
Ход мероприятия
(Презентация № 1 Слайд 1)
— Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы пригласили Вас, чтобы обсудить одну из важных тем, которая касается эмоционального благополучия наших детей и нашего общества в целом. Первым шагом погружения в темы мы хотим предложить вам посмотреть на этот слайд (Презентация № 1 Слайд 2) и ответить на вопрос: «Почему подобная социальная реклама стала так актуальна на сегодняшний день?»
— Как вы считаете, почему подобные ролики и рекламные плакаты стали так актуальны в нашем обществе?
(Дети не умеют решать конфликтные ситуации, проблемы отцов и детей, первая любовь и разочарования связанные с ней, самоутверждение в социуме, переживание детьми семейных конфликтов…)
— Хорошо, что в подобных ситуациях рядом с детьми оказываются любящие, заботливые родители, учителя, друзья, которые поймут и смогут поддержать. Но в любом правиле бывают исключения. И когда ребенок не находит выхода, ему хочется убежать от проблемы или решить ее быстро и кардинально. Сегодня мы хотели бы поговорить об одном из таких вариантов поведения: «умышленное лишение себя жизни, как иллюзия выхода из проблемы»
— Речь пойдет о детском и подростковом суициде.
(Презентация № 1 Слайд 3. Определения по теме)
Суицид (в узком, медико-биологическом смысле) – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
В самом широком смысле, самоубийство — вид саморазрушительного, аутодеструктивного поведения, включающий злоупотребление алкоголем, наркотиками, перееданием и «спорт высокого риска».
С точки зрения G. Zilboorg (1937), каждый суицидальный акт выражает не только бессознательную враждебность, но также необычайный дефицит способности любить других.
По И. Пезешкиану (1996), любая попытка суицида — в меньшей степени стремление к смерти, в большей мере вызов окружающему миру.
С понятием суицид связаны следующие понятия:
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Об актуальности этой проблемы свидетельствует статистика:
Статистика суицида
(Презентация № 1 Слайд 4. Статистические данные по России)
- Самоубийство является 13-й по счету причиной смерти во всем мире.
- В России, согласно данным Госкомстата, самоубийство как причина смерти находится на пятом месте в ряду других причин (после болезней сердечно-сосудистой системы, несчастных случаев и других заболеваний).
- В настоящее время Российская Федерация занимает 2-е место, по уровню завершенных самоубийств, 1- по числу самоубийств среди подростков и пожилых людей.
- За последнее десятилетие в России частота суицидов среди подростков возросла почти в 3 раза. Самоубийства являются второй по частоте причиной смерти в молодости. По словам Павла Астахова, в России ежегодно происходит более 4 тыс. попыток самоубийств среди подростков. Около полутора тысяч из них – завершенные.
- В нашей стране каждый день совершают самоубийство с летальным исходом 17 детей от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
- У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли.
(Презентация № 1 Слайд 5. Статистические данные по возрастам)
Возрастные параметры:
Существует показательная статистика относительно возраста самоубийц. Оказывается, что подавляющая, непропорционально большая часть случаев приходится на долю юношей и девушек в переходном возрасте. По мнению специалистов, подростковая психика предрасположена к суициду. На сухом языке медицины это называется специальным термином — «пубертатный суицид», то есть самоубийство, совершенное в пору полового созревания.
В последнее время заметна явная тенденция к «омоложению» суицида, причем это характерно для всех стран мира, не только для России. Дети очень часто следуют примеру своего кумира или знакомого, уходя из жизни «за компанию». И именно в контексте детских суицидов стоит задуматься о приемлемости применения термина «добровольный» уход из жизни, едва ли маленькие существа в возрасте от 6 до 12 лет вообще понимают, что такое смерть, и что случится в результате их поступка. А несформировавшаяся психика несчастного, озлобленного на весь мир подростка не в состоянии контролировать тяжелейшие душевные переживания, выпавшие на его долю.
Суицидальное поведение в детском возрасте носит более серьезный характер, чем в подростковом возрасте. Нерасчетливость, незнание способов суицида могут создать повышенную угрозу смертельного исхода независимо от формы аутоагрессии. Тем более что детский организм, из-за особенной возрастной реактивности, более чувствителен к интоксикации, удушению (асфиксии), травмам. В детском возрасте нередко трудно дифференцировать самоубийство с несчастным случаем по неосторожности. Дети бросаются под автомобиль, глотают лекарства, прыгают вниз с домов, прыгают с лестниц, поджигают себя, тонут.
Следует помнить, что любая суицидальная попытка чрезвычайна опасна! Во-первых, это может завершиться действительно смертью. Это может стать способом решения различных проблем. По сути, это манипулирование другими людьми. И любая проблема становится игрой со смертью. Это может быть также экстремальным, щекочущим нервы, своеобразным развлечением, снятием напряжения. И подростки, в данном случае делают порезы или излишне рискуют (например, встают на подоконник, демонстрируют желание выпить какие-то лекарства или токсические вещества). И, наконец, игры со смертью, могут перерасти в постоянное саморазрушающее поведение, а это наркотики, алкоголь, постоянное стремление рисковать.
Однако, статистика, как известно, наука относительно точная, и вот какие данные она предоставляет:
- На одного подростка, который преуспеет в своем желании свести счеты с жизнью, приходятся 100 его сверстников, предпринявших неудачные аналогичные попытки (по мнению специалистов, единожды решивший расстаться с жизнью попробует предпринять эту попытку еще раз, скорее всего это произойдет в течение следующего года).
- В 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
- В нашей стране каждый день совершают самоубийство с летальным исходом 17 детей.
- 70% суицидов совершают психически здоровые дети.
- В 9-10 лет больше суицидов совершают мальчики, с 16 до 18 лет — девочки, возраст 13-14 лет одинаково опасен как для тех, так и для других.
- 80% детских суицидов — отравления, самые маленькие выбирают наиболее травматичные способы ухода их жизни — прыжки с большой высоты и повешение.
- Подавляющее большинство самоубийств в возрасте до 10 лет дети совершают из-за жестокого обращения с ребенком в семье, игнорирования его как личности. При этом 70% суицидов совершают дети из внешне благополучных семей.
- 9 из 10 попыток самоубийства дети предпринимают дома.
Изучая эту информацию, стоит задаться вопросом: «Имеет ли эта проблема отношение к детям. Нашей школы?».
(Для обсуждения данного вопроса организаторы семинара заранее проводят анкетирование обучающихся и демонстрируют полученные результаты на слайдах в виде диаграмм).
В основу анкеты положены основные мотивы суицидального поведения.
Анкета
Для каждого из утверждений отметь степень его актуальности для тебя по 10-бальной шкале, где:
0 б. – у меня нет этой проблемы
10 б. – очень сильно переживаю по этому поводу.
№ | Вопросы | баллы | ||||||||||
1 | Переживаю обиду, непонимание окружающих, одиночество. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | Не чувствую внимания и любви со стороны семьи. | |||||||||||
3 | Расстраиваюсь из-за частых ссор или развода родителей. | |||||||||||
4 | Чувствую вину, стыд, обвиняю себя за какие-либо слова или поступки. | |||||||||||
5 | Боюсь позора, насмешек или унижения. | |||||||||||
6 | Боюсь наказания, но не хочу извиняться. | |||||||||||
7 | Чувствую угрозу со стороны взрослых или сверстников. | |||||||||||
8 | Испытываю чувство злобы, мести или протеста | |||||||||||
9 | Хочу привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. | |||||||||||
10 | Сочувствую или поддерживаю товарищей, героев книг или фильмов. | |||||||||||
11 | Переживаю разочарование в любви. |
Для анкетирования берутся три группы школьников: 3-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. Сопоставление результатов позволяет определить доминирующие проблемы для каждого возрастного периода. Кроме того, из всех респондентов стоит выбрать группу обучающихся, имеющих высокий балл по 5 и более утверждениям. При организации профилактической работы на эту группу школьников необходимо обратить внимание в первую очередь.
После рассмотрения результатов анкетирования организуется беседа:
— Как вы считаете, каким образом мы, как педагоги, должны отреагировать эту информацию?
(Внимательнее относиться к настроению и самочувствию наших детей, призывать родителей к взаимопониманию с детьми…)
На основе беседы формулируются задачи семинара:
(Презентация № 1 Слайд 6. Задачи семинара)
- Рассмотреть механизмы возникновения суицидальных намерений;
- Определить варианты суицидальной превенции.
Это и станет задачами нашего семинара.
(Презентация № 1 Слайд 7. Типы суицидального поведения)
Различают следующие типы суицидального поведения:
Демонстративное поведение: В основе лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему.
Аффективное суицидальное поведение. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции — обида, гнев, — затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.
Истинное суицидальное поведение. Характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.
Самоубийство — слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
(Презентация № 1 Слайд 8. Динамика суицидального поведения)
Динамика развития суицидального поведения:
Первая стадия — стадия вопросов о смерти и смысле жизни.
Признаки:
- Снижение адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.);
- Формирование пассивных суицидальных мыслей («надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д.);
Вторая стадия — это суицидальные замыслы.
Признаки:
- Разработка плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства;
- Высказывания о своих намерениях.
Третья стадия — суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка.
Длительность развития суицидального поведения может исчисляться как минутами, так и месяцами. При острых формах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.
(Презентация № 1 Слайд 9. Причины суицидов в детском и подростковом возрасте)
Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:
Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.
- Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
- Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
- Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели.
- Дисгармония в семье. Эта дисгармония носит не внешний, а содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации.
- Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
- Реакция протеста, причиной которого становятся нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
- Депрессия. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье.
(Презентация № 1 Слайд 10. Признаки готовящегося суицида)
Сочетание признаков, сообщающих о готовящемся суициде.
- Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
- Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
- Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
- Письменные указания (в письмах, записках, дневнике) или словесные указания или угрозы.
- Вспышки гнева у импульсивных подростков.
- Потеря близкого человека, дома, за которыми следуют вышеперечисленные признаки.
- Бессонница.
— Мы постарались лаконично изложить информацию по данной теме. Давайте вместе с вами найти те факторы, которые помогают любому человеку найти смысл жизни, другими словами – факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения.
Задание:
Постарайтесь в группах в течение 5 минут определить и прописать эти факторы.
(В ходе работы группам предлагается слайд-шоу «Оптимистичный настрой» – Презентация № 2)
— Давайте выслушаем мнение каждой группы и сопоставим его с теорией суицидологи.
(Презентация № 1 Слайд 11)
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков:
- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
- выраженное чувство долга, обязательность;
- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
- убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
- наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
- проявление интереса к жизни;
- привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
- планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
(Презентация № 1 Слайд 12)
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
— Мы уверены, что теперь вы более профессионально будете наблюдать и оценивать эмоциональное состояние и реакции детей. Как вести себя в ситуациях. Если у вас возникла тревога за ребенка?
Вы всегда можете обратиться в службы сопровождения школы, а также на первоначальном этапе оказать им поддержку. А как это сделать, вы можете прочесть в буклете, который мы вам предлагаем.
(Раздача буклетов педагогическому коллективу).
Литература:
- И. Пезешкиан «Попытки суицида».
- Сайт http://shkolazhizni.ru- И. Лопатухина «Суицид. Как отличить угрозу от намерения»
- Сайт http://shkolazhizni.ru- Р. Дюсметова «Как распознать скрытые намерения?»
- «Человек и Закон» (2014 г., январь) статья «Детские суициды. Как научить детей просить о помощи?», Е. Мухаметшина.
- Сайт nsportal.ru/shkola/psikhologiya/ «Суицид – актуальная проблема современности»
- Сайт revolution.allbest.ru/psychology «Проблема суицида в подростковом возрасте»

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!