logo

Русский язык. Части слова. Суффикс и его роль в слове

Русский язык. Части слова. Суффикс и его роль в слове

Автор: Алексеева Екатерина Владиславовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №43»,
г. Чебоксары, Чувашская Республика

Цель: дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове.

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

  1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. На основе анализа объектов делать выводы.
  3. Обобщать и классифицировать по признакам.
  4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

  1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.
  2. Оформлять свои мысли в устной форме.
  3. Умение работать в паре.

Личностные результаты

  1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Организационный момент. 

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.

Психологический настрой к уроку.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, об­щение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной про себя: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».

I.1. Актуализация знаний.

– А теперь, открываем тетради.

Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в тетрадь
За урок поставил «5».

– Что надо записать? (Дату.) После домашней работы оставляем 2 строчки и пишем дату: 21 декабря.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа». Слайд.
Чистописание Ии. Слайд.
– Ручки положите.

  1. Проверка домашнего задания. УПР. 192. Слайд.

— Что нужно было делать дома?(Составить слова по этим схемам);    

— Кто выйдет, напишет на доске слова?

— Выдели в них окончание и основу, а затем те части слова, которые входят в основу.

— Для этого давайте вспомним, что такое окончание? основа? приставка? суффикс? (см. блокнот).

Согласны с ответом? (Хлопок. Нет — топот).

 
— Записываем слова на доске.

  1. Словарная работа. Картинный диктант.

— Я вам буду показывать рисунки предметов, а вы записываете название предмета.

Топор, хомяк, дельфин, календарь, кормушка, собака.

Взаимопроверка. Поменялись тетрадями. Слайд.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний. 

– Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:

«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три». 

– Правильно, это суффикс.

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
(о суффиксах).

— Какая у нас сегодня цель?
(узнать о роли суффикса в слове, для чего служат суффиксы)

— Запишите тему урока.

— Давайте составим план работы на уроке, сформулируем задачи уроки.

Учитель вместе с детьми составляет план:

  1. Вспомнить, что такое суффикс, привести примеры.
  2. Найти суффикс в словах.
  3. Составить схему слова.
  4. Определить значение суффикса в слове.
  5. Придумать слова с суффиксами.
  6. Найти слова с суффиксами в тексте.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность).

ΙII. Развитие умений – применение знания. Вспоминаем то, что знаем. 

  1. Коллективная работа под руководством учителя.

На уроке я сижу,
НЕ шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.

УПР. 193. по учебнику.

— А теперь мы составим АЛГОРИТМ разбора слова по составу на примере слова РЕЧЕНЬКА. (По ходу составления алгоритма выставлять его на доске).

— Давайте вспомним, из каких двух частей состоит любое слово? (изменяемой части и неизменяемой).

— В какую часть входит суффикс? (неизменяемую).

— А неизменяемая часть это что? (основа).

— А чтобы найти основу, что мы должны найти? (окончание).

Итак, какой же первый шаг алгоритма?

1. Найти изменяемую часть – окончание.

Что будем делать дальше? (найдём основу)

Как найти основу? (основа – это слово без окончания)

Выделите основу.

Какой второй шаг?

2. Найти неизменяемую часть — основу.

Теперь как нам найти суффикс? (подобрать однокоренные слова, через которые мы сможем объяснить, самое короткое. Однокоренное слово – река)

Какой третий шаг?

3. Подобрать однокоренное слово.

Какой следующий шаг?

4. Определить, какая часть добавилась.

И какой же будет последний шаг?

5. Выделить значком: ∧

Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (суффикс ЕНЬК).

– Слова речушка, речная разберём по составу самостоятельно в тетрадях (потом у доски).

– Проверка сигнальными карточками. (У кого правильно, зелёные кружочки, кто сделал ошибку — красные карточки).

— Какой вывод с вами сделаем?

Вывод: суффиксы служат для образования новых слов. Давайте все вместе ещё раз повторим вывод.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ «ДОЖДИК».

  1. УПР. 194.

— Так, в этом упражнении по какому этапу нам надо работать? Давайте проговорим этап работы. 

1) Обратить внимание на выделенные слова (с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, героя стихотворения, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту.

2) Поставить ударение в словах первых восьми строчек.

3) Найти слова с орфограммами — буквами безударных гласных в корнях и приставках:

Во дворе, появился, живёт, конура (сл.слово), дворовый, тихонечко, дрожит, в денёк, холодный и т.д.

Появился, помою, прижму, поцелую, пожму.

4) Беседа о значении слов-синонимов в рамке. (Синонимы — близкие слова по значению).

5) Самостоятельный разбор по составу слов лапа, лапка (в тетрадях).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ХОМКА, ХОМА, ХОМЯЧОК…»

  1. Работа в группах. Игра «Побудь волшебником».

— Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова.
Решите вместе: какую роль сыграл суффикс? (образовал новые слова).

Даны слова: Глаз, дом, город, голос, кот.

1 группа (1 ряд) будет превращать слова в названия маленьких предметов.
2 группа (2 ряд) — в огромные предметы
3 группа (3 ряд) — в ласковые слова 

  1. Сейчас послушайте рассказ про ещё один суффикс. Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь.

Ласковый и добрый

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий… .

Запишите, какое слово получилось от слова колокол? (колокольчик). Какой суффикс вы отыскали? Запишите ещё 2 слова с этим суффиксом.

ΙV. Самооценка. Итог урока. Тест для самооценки.

Проверяем по слайду.

— У кого не было ни одной ошибки? (оценки:5).

— У кого была одна ошибка? у кого 2? У кого больше? 

— Какая тема у нас сегодня была? (Суффикс и его роль в слове)

— Какая цель у нас сегодня была? (узнать о роли суффикса в слове, для чего служат суффиксы)

— для чего служит суффикс? (для образования новых слов)

— Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

— Я вспомнил… узнал… научился…

— У кого хорошее настроение, поднимите жёлтый смайл, а у кого не совсем – синий.

 V. Домашнее задание.

Упр. 196 с. 156.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело. 

За урок ставлю оценки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

УПР.195 – развивается умение передавать оттенки значений слов, опираясь на словообразовательное значение суффиксов (уменьшительности, увеличительности).

— Мальчик назовёт эту книгу книга или книжка, гномик – книжища (для него она очень большая), великан – книжечка или книжица (для него она маленькая).

Запись и разбор слов:

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!