logo

Русская народная культура

Русская народная культура

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с социальным миром.

Автор:  Юрченко Надежда Викторовна,
воспитатель МАДОУ 
«Центр развития ребенка — детский сад № 51»,
г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление русских народных праздников.

Задачи:

  1. Знакомить детей с христианскими праздниками и традициями русского народа.
  2. Воспитывать уважительное отношение к русской культуре.
  3. Совершенствовать навыки создания аппликативных композиций из предложенных элементов.

Интеграция полученных навыков ребенка через образовательную деятельность —  образовательные области: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:  разучивание пословиц, поговорок;  проведение занятия «Русский народный костюм», слушание русских народных песен.

Материалы и оборудование: русский народный костюм, картинки, музыкальные композиции, материал для аппликации – картонные полоски, клей по количеству детей, «цветочки» из цветной бумаги , салфетки по количеству детей, аудиозапись  с русской народной музыкой, атрибуты для физ. минутки  (имитация костра).

Ход занятия

Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатели, одетые в русский народный костюм, входят.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Слава нашей стороне,

Слава нашей старине!

И про эту старину,

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли,

О делах родной земли.

-А собрались мы здесь сегодня восславлять Родину нашу, позабавиться, да потешиться, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?

Дети: Матушка Россия.

Педагог: Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка  кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно рассказать о Родине нашей?

Девочка:

Мальчик:

Педагог: Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.

Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?

Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущем занятии:

  • Родина любимая – что мать родимая.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Своя земля и горсти мила.
  • На родной сторонушке рады и воронушке.
  • Родной куст и зайцу дорог.

Педагог: Молодцы, дети, а сейчас какое время года.

Дети: Осень.

Педагог: Наш народ издавна любил праздновать праздники. Самый  древний праздник, который справляли наши предки осенью —  это Яблочный спас.

Яблочный спас – праздник урожая яблок, начало горячей поры и заготовок. В этот  день в церквях освещают плоды нового урожая, и считается, что яблоки становятся чудодейственными: откусив яблоко, можно загадать желание, и оно обязательно исполнится.

Преображение Господне

В народе спасом яблочным зовут

И в праздник этот прославляя,

Плоды, созревшие —  все в храм несут! 

— Яблочный спас Преображение – праздник не только яблок, но и других плодов, чем одаривает людей сад, огород, лес.

Педагог: Какие плоды вы знаете? (ответы детей).

— В Яблочный спас обязательно соблюдается обычай угощать всех близких, знакомых, прохожих, яблоками, виноградом и медом, окропленными святой водой в храмах и церквях.

Педагог: О каком сейчас празднике говорили? (ответы детей).

Педагог: А какое время года после осени.

Дети: Зима.

Педагог: А сейчас я расскажу вам о зимней забаве. После окончания Новогодних праздников наступают Рождественские колядки. Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями, с 7 по 19 января пелись на Руси колядки. Колядка – это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. На святках в ночь  под  Рождество, под  окнами каждого дома пелись колядки, с пожеланиями благополучия в будущем посевном году; славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих – пряниками, сладостями, пирогами, мелкими денежками.

В преддверье праздника, люди в избах делали большую уборку, столы застилали чистыми, новыми скатертями. Готовили угощенье для колядующих людей. С  первой вечерней звездой начиналось колядование.

Педагог: О каком сейчас празднике говорили? (ответы детей).

Педагог: А какое время года после зимы?

Дети: Весна.

Педагог: Вначале весны русский народ провожал зиму и отмечал Масленицу.

Масленица – один из самых любимых праздников в народе, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу.

Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души. Масленицу называли так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что  блины похожи на солнышко – круглые, золотистые, горячие.

Масленицу играли всем миром:  взрослые ходили в гости друг другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках, объедались блинами, и, конечно же, сжигали соломенное чучело, которое символизировало уходящую зиму.

Педагог: О каком сейчас празднике говорили? (ответы детей).

Педагог: Весну люди любили, ведь именно тогда отмечали церковный праздник – Пасха.

Главным, обязательным предметом Пасхи стало крашеное яйцо. Люди одаривают друг друга красным яичком. А знаете почему? Я вам сейчас расскажу.

По одному преданию, однажды Мария Магдалина, представ перед великим правителем, подарила ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскрес». Это значило, возродился снова, ожил – воскрес. Скорлупа яичная означала все неодушевленное в природе, а внутри скорлупы, в ее недрах возникла новая жизнь: это белок и желток. Красная же краска, цвета крови, означала  жизнь человека. Вот почему люди на Пасху преподносят в дар друг другу красное яйцо, во имя продолжения счастливой жизни человеческой.

Непременным угощением в этот день являются пшеничный кулич и творожная «пасха». Пасха – считается самым продолжительным праздником в году.

Педагог: О каком сейчас празднике говорили? (ответы детей).

Педагог: А какое наступает время года после весны?

Дети: Лето.

Педагог: Молодцы, дети. Сейчас расскажу о летнем развлечении, это русский народный праздник День Ивана Купала, который отмечается 7 июля. В Иванов День существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника является папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году – в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.

Педагог: О каком сейчас празднике говорили? (ответы детей).

Педагог: А сейчас предлагаю отдохнуть и повеселиться, как наши предки, попрыгать через костер (воспитатель заранее сымитировал).

Физ. минутка «Костер», под русскую народную песню.

Аппликация «Русский народный венок».

Воспитатель показывая на доске технику выполнения аппликации, проговаривает все этапы приклеивания по очереди.  (дети приклеивают на готовые силуэты разноцветных  цветков, разноцветные пестики, а уже готовые цветочки приклеивают на ободки, вырезанные из картона).

Во время работы детей звучит музыкальная композиция.

В конце занятия дети одевают сделанные самостоятельно венки и водят хоровод под русскую народную песню «Кострома».

После хоровода педагог подводит итог занятия, задавая детям наводящие вопросы.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!