logo

Ролевые игры как метод развивающего обучения иностранному языку в младших классах

Ролевые игры как метод развивающего обучения иностранному языку в младших классах

Автор: Антоева Лена Николаевна,
учитель английского языка
МБОУ «ХСОШ им. М.К. Аммосова»,
Республика Саха (Якутия), Намский улус, с. Столбы 

Актуальность: В настоящее время социальные изменения настолько быстры и значительны. Что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в условиях, которых не было и не могло быть в жизни их родителей. Поэтому, прежде всего, надо учить их самостоятельно мыслить и действовать, формировать навыки самостоятельной работы. Игра, а именно в ролевых играх воспитываются самостоятельность, сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность детей, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Ролевая игра позволяет создать обособленное пространство для “внутренней социализации” каждого ребенка (Л.С. Выготский), стать школой приобретения опыта общественной жизни, социальной активности.

Говоря о конечной цели обучения иностранному языку – формировании коммуникативной компетентности, т.е. наш ученик в конце обучения в школе должен быть готов к общению на иностранном языке в элементарных ситуациях общения, с другой стороны, не уделяется достаточного внимания использованию ролевых игр для формирования умений говорения на уроках английского языка. Это обусловило выбор темы самообразования: «Ролевые игры на уроках английского языка как метод развивающего обучения иностранному языку в младших классах».

Объектом исследования является процесс развивающего обучения на уроках английского языка в младших классах, через использование ролевых игр.

Предмет исследования:  ролевые игры как метод развивающего обучения английскому языку в младших классах.

Цель: раскрыть возможности ролевых игр и опытно – экспериментальным путем доказать эффективное использование ролевой игры на уроках английского языка способствует развитию навыков устной речи.

Гипотеза: ролевые игры на уроках английского будут способствовать развитию навыков устной речи, если:

  1. Учитель будет предлагать темы, соответствующие реальной действительности;
  2. Игры будут соответствовать уровню языковой и коммуникативной подготовки детей.
  3. Будут создаваться проблемные ситуации на уроке, соблюдена структура игры и требования к ней.
  4. Будет создана благоприятная атмосферы на уроке.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи дипломной работы.

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть сущность ролевой игры.
  3. Выявить и опытно-экспериментально доказать условия эффективного использования ролевых игр способствует развитию навыков устной речи.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

  • Наблюдение за процессом обучения английскому языку
  • Изучение литературы по исследуемой проблеме
  • Анализ учебника
  • Изучение педагогического опыта
  • Разработка проекта использования ролевых игр при обучении английскому языку
  • Анализ и самоанализ проведенных уроков

Практическая значимость: практический материал работы может быть использован учителями и практикантами для проведения уроков, и внеклассных мероприятий по английскому языку.

Новизна работы состоит в раскрытии возможностей ролевых игр на уроках английского языка и разработке проекта использования ролевых игр при обучении английскому языку.

Структура работы: работа состоит из введения,  двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД. Именно одним из методов развивающего обучения является ролевая игра. 

Ролевая игра – это своеобразный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Как было, сказано выше в условиях развивающего обучения учителю предстоит, организовать деятельность детей, направленную на поиск способа решения возникающей перед ними задачи, т.е. поискового (творческого) типа.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБОУ «Хатырыкская СОШ им. М.К. Аммосова» в Намском районе, в 2 классах. В классе учатся 10 учеников из них 4 девочки и 6 мальчиков.

Мной разработан проект ролевых игр для младших классов на основе учебника «Milly 2» (авт. С.И. Азарова и др.)

УМК состоит из учебника, книги для учителя, рабочей тетради, аудиоприложения, набора карточек для обучения говорению и чтению, обучающей компьютерной программы.

Учебник предлагает разнообразный материал для развития речевых и общеучебных навыков, отобранный с учетом психологических и возрастных особенностей детей.  Объем языкового материала составляет 43 типовых речевых образцов, их них 50 для говорения. Объем словарных единиц — 181 для говорения и 200 для аудирования.

Учебник включает 70 урока. Уроки разделены на серии и объединены сюжетами. «Привет!», «Школьная сумка», «Цирк», «Питомцы» и т.д.

При использовании ролевых игр обучение английскому языку проходит целесообразно и способствует приобретению такого навыка, которые необходимы для данного этапа обучения.

Это в значительной мере облегчило усвоение английского языка учащимся и поддерживало в них интерес к предмету, так как они с самого начала обучения иностранного языка принимали его как средство общения.

Методы и приемы, применяемые в ходе опытно-экспериментальной работы, оказались эффективными. Слабые ученики 2 класса в ходе эксперимента стали равняться средним ученикам. И учеников намного повысился словарный запас. Групповая форма познавательной деятельности обеспечила сотрудничество между обучающимися, включения каждого ученика в деятельность.

Таким образом, ролевая игра на уроках английского языка делается на формирование УУД.  Постоянное и эффективное использование ролевых игр способствует развитию коммуникативных умений, вызывает интерес и желание изучать иностранный язык.

Учитывая все вышесказанное, в ходе эксперимента уровень сформированности навыков устной речи вырос. Тем самым мы доказали, что, ролевые игры будут способствовать развитию навыков устной речи, если:

  1. Учитель будет предлагать темы, соответствующие реальной действительности;
  2. Игры будут соответствовать уровню языковой и коммуникативной подготовки детей.
  3. Будут создаваться проблемные ситуации на уроке, будет соблюдаться структура игры и требования к ней.
  4. Будет создаваться благоприятная атмосферы на уроке.

Таким образом, наш эксперимент подтвердил цель и гипотезу.

Приложение 1

Для участия в ролевой игре ученики должны знать разговорные выражения, которые употребляются при ведении диалогов. Нами предлагаются различные фразы-клише, которые являются наиболее употребительными. Знание и правильное употребление данных выражений делает диалог естественным.

Useful phrases for discussion.

What’s your name?

What’s her/his name?

I am…

How old are you?

How old is he/she?

Good morning/ afternoon/ evening!

Hello!

Hi!

What would you like?

Give me…, please.

What colour is it?

May I come in?

Yes you may. Come in please.

I have…

I can…

How are you?

I am fine and you?

Have you got…

Oh I have to…

Here you are

Thank you very much!

Thanks.

Not at all.

You are welcome.

Can I help you?

What can I do for you?

What is it?

Anything else?

Let’s have a lunch.

I am hungry

Pass me, please.

Don’t ….

I don’t…..

Oh,…

What about you?

Not bad, thanks.

May I ask you?

Yes, I don’t mind.

All right!

Very tasty!

Приложение 2

  1. Ролевая игра “В спортзале

Цель:  тренировка детей в понимании новых слов.

Форма игры: групповая.

Роли: 1 тренер и спортсмены.

Ситуация: Вызывается команда из 5-6 детей. Один из участников становится тренером вместе с учительницей. Остальные посетители спортзала. Даются слова-команды и дети показывают глаголы движением.

Примерное содержание игры:

  • Good morning!
  • Good morning!
  • Lets begin.
  • Go!
  • Дети выполняют команду движением.
  • Run! Stand! Sit!

Вызывется еще одна команда, чтобы  в игре приняли участие все дети.

  1. Ролевая игра “В цирке”

Цель: совершенствование лексических навыков I can  run, I can go, I can  stand, I can swim.

Форма игры: Групповая (монолог)

Роли: животные и  дети играют в самих себя

Реквизиты: игрушечные животные

Ситуация: из цирка пришли животные, и они хотят познакомиться с вами.

Примерное содержание игры:

Pupil (1) A cat: Hi! I am a cat. I  can run, I can climb a tree and I can jump.

Pupil (2): Hi! I am Tanya. I  can sit, I can  jump, I can  swim.

Pupil (3): Hi I am Alesha. I can  run, I  can dance, I can climb .

Pupil (4) A dog: Hi I am a dog. I can go, I can swim, and I can run.

Pupil (5): Hi! I am Petya.

Остальные учащиеся играют после или на следующем уроке. 

  1. Ролевая игра “Знакомство”

Цель: совершенствование лексических навыков по теме знакомство

Форма игры: парная.

Роли: 2 школьника.

Ситуация: действие происходит в школе. Новый ученик приезжает и хочет познакомиться. При общении каждый из участников игры соблюдают нормы этикета.

Примерное содержание игры:

New pupil:  Hello!

Pupil 1: Hello?

New pupil:  What’s your name?

Pupil1: My name is Leyla. What’s your name?

New pupil: I’m Sasha. How old are you?

Pupil1: I am 8. And you?

New pupil:  I am 9. What’s your phone number?

Pupil1: It’s 89627391082.

New pupil:  Thank you.  Nice to meet you.

Pupil1: Nice to meet you too. Good bye.

В ходе игры ученики меняются с другими учениками.

  1. Ролевая игра “В гостях”

Цель: Совершенствование лексических навыков по пройденным темам и навыков употребления речевых образцов.

Форма игры: парная.

Роли: хозяйка дома и гость.

Ситуация: Гость приходит в гости к другу или подруге. Хозяйка (хозяин) предлагает пить чай.

Примерное содержание игры:

Стук в дверь и хозяйка открывает дверь.

  • Hello!
  • Hello! May I come in?
  • Yes you may. Come in please.
  • How are you?
  • I am fine and you?
  • I am fine too.
  • Sit down here, please.
  • Thank you.
  1. Ролевая игра “В школе”

Цель: тренировка говорения по лексическим единицам.

Форма: парная.

Роли: ученик  и ученик.

Ситуация: один ученик пришел в школу без ручки и линейки, он должен попросить у другого ученика.

Примерное содержание игры:

— Hello!.

— Hello!

— I have no pen. Can I borrow your pen?

—  Yes. Sure.

— Thank you. I have no a ruler. Can I borrow your ruler?

— No, I am sorry.

Так по очереди играют другие ученики.

  1. Ролевая игра “Мой питомец”

Цель: Совершенствование лексических навыков по теме мой питомец.

Форма игры: парная

Роли: ученик и журналист.

Реквизиты: игрушечные животные или картинки с животными.

Ситуация: в телевизионной программе ты рассказываешь о своем питомце.

Примерное содержание игры:

Journalist: Hello! How are you?

Pupil: Hello! I am fine, and you?

Journalist: I am fine too, thank you. Have you got a pet?

Pupil: Yes I have.

Journalist: What have you got?

Pupil: I have got a puppy.

Journalist: Oh tell me about your puppy.

Pupil: I have black puppy. My puppy can go, can jump, and can run. Cannot fly. I like my puppy.

Journalist: Oh thank you. Good bye!

Pupil: Good buy! 

  1. Ролевая игра “Животные”

Цель: Совершенствование навыков использования речевых образцов и лексических навыков.

Форма игры: монолог

Роли: Животные (собака, кошка, обезьяна, заяц, медведь и т.д.)

Реквизиты: Карточки с рисунками животных или игрушки.

Ситуация: В зоопарке животные рассказывают про себя. Что они умеют и что любят.

Примерное содержание игры:

Dog: I am a dog. I am black. I have eyes, nose, hands and legs. I can ran and I can jump. I cannot fly. I like meat and fish.

Cat: I am a cat. I am grey. I have a tale, I have eyes and legs. I can clime, I can run, I cannot swim. I like milk, fish and meat.

Monkey: I am monkey. I am small and brown. I have long tail. I can clime. I can jump. I cannot swim. I cannot fly. I like a banana.

  1. Ролевая игра “Моя семья”

Цель: контроль  лексики по теме семья.

Форма игры: парная

Роли: 2 друга

Ситуация: 2 друга встречаются и разговаривают про свою семью.

Примерное содержание игры:

— Hello! How are you?

— I am fine! And you?

— I am fine too

— Have you got a mother?

— Yes I have mother and I have a father, a brother, a sister. And you? Have you a grandmother?

— No I have not a grandmother. I have a mother, a father and two sisters.

— My mother likes to skip. Mother can dance and sing. My dad can run. I have a sister. She is little and she can’t sing. I love my family.

— Wow! My father likes a fish. My father can swim and draw.

— Can he skip?

— No, he can’t skip.

— Good bye!

— Good bye! See you.

  1. Ролевая игра “В магазине”

Цель: Контроль лексики по теме игрушки.

Форма игры групповая.

Роли: продавец и покупатели. (В роли продавца сначала выступает учитель, а потом может выступить ученик)

Реквизит: картинки с рисунками игрушек и игрушки.

Ситуация:  Скоро день рождение друга и ученики должны купить игрушку для него.

Примерное содержание игры:

  • Hi!
  • Hi! Can I help you?
  • Give me a ball, please.
  • Here you are.
  • Thank you, very much.
  • Give me, please, a teddy bear and a doll.
  • Here you are, please.
  • What is it? Is it a hat?
  • Oh, sorry it is a kite.
  • Give me a hat, please.
  • Here your hat, please.
  • Thank you.
  • You are welcome. Anything else?
  • No thank you. Good bye!
  • See you.
  1. Ролевая игра “Семейный альбом”

Цель: Контроль лексики по теме семья

Форма игры: монолог и групповая.

Роли: Ученики и члены жюри.

Реквизит: фотография семьи.

Ситуация: идет конкурс «Лучший семейный альбом» дети рассказывают про свою семью.

Примерное содержание игры:

  • Hello! I am Arthur. I have photo of my family. This is my family/ this is my mum. She can swim. My dad can run. I have got a granny and she can sing. I have got a sister. She is little and she can’t sing. I love my family.
  • Oh, very good and who is this?
  • This is my grandpa. I love him. He can read.
  • Thank you.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!