logo

Роль туризма в системе физического воспитания

Роль туризма в системе физического воспитания

Автор: Андюков Александр Викторович,
учитель физкультуры МОУ-СОШ с. Орловское
Марксовского района Саратовской области

Введение

Система туристических занятий  достаточно традиционная, но не заслуженно забытая форма проведения внеурочных занятий. В чём же состоит актуальность организации туристской деятельности сегодня?

Туризм  позволяет получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект. Осваивая элементы ориентирования, навыки туристского быта, жизни в коллективе, краеведческую деятельность и т.д., ребёнок получает базовое образование, единое для всех видов туризма. Это очень важно в работе со школьниками – приобщаться к азам туризма и краеведения.

Туристские походы – эффективная форма обучения любому виду туризма. Возможности похода  не ограничиваются только работой с новичками. Они позволяют успешно отрабатывать элементы сложной туристской техники.

Цель: исследовать формы физкультурно-массовой работы в образовательном учреждении  на примере туризма.

Задачи:

  1. Изучить литературу и другие источники информации по теме, исследования.
  2. Выявить и дать характеристику форм организации физкультурно-массовой работы в образовательном учреждении на примере туризма.
  3. Определить наиболее эффективные формы физкультурно-массовой работы в образовательном учреждении на примере туризма.
  4. Дать рекомендации по использованию материалов работы.

Объект исследования: формы организации физкультурно-массовой работы.

Предмет исследования: формы организации физкультурно-массовой работы в образовательном учреждении на примере туризма.

Гипотеза: если выявить особенности форм физкультурно-массовой работы в образовательном учреждении на примере туризма, то можно будет организовать эффективное их использование.

База исследования: занятия туристического кружка при образовательном учреждении.

Значимость работы заключается в том, что в ходе исследования выявляет особенности форм организации физкультурно-массовой работы в образовательном  учреждении на примере туризма и определяет направления эффективного их использования.

Глава 1 Особенности спортивного туризма в образовательных учреждениях

1.1. История развития спортивного туризма

Как социальное явление нового времени туризм является детищем промышленной революции, когда крушение феодализма в Западной Европе породило новые требования к воспитанию подрастающего поколения. В конце ХVII-начало ХVIII в. в школах Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран при изучении отдельных предметов учителя стали проводить с учащимися пешеходные прогулки и поездки по окрестностям. Такие простейшие формы путешествий получили название экскурсий. Я.А. Коменский в конце своей школьной системы поставил обязательное участие в путешествии. Экскурсии как метод обучения в практике преподавания естествознания впервые ввёл Я.А. Герд. Настоятельно рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы «отец» русской физической культуры П.Ф. Лесгафт, включивший в составленную им классификацию физических упражнений «естественные перемещения» и экскурсии [10,с.18].

В начале ХХ века в этой теме вновь привлекается внимание просвещенцев, она получает новое раскрытие в научно-педагогической литературе: известный русский деятель народного образования педагог В.Т. Вахтеров (1853-1924 гг.) посветил ей целую главу в своей последней книге «Основы новой педагогики» (издана в 1913г.). В этой книге в главе «Об экскурсиях и уроках на воздухе», опираясь на мысль Ушинского о благотворном воспитательном воздействии природы, В.Т. Вахтёров на многочисленных примерах из разных областей знаний ещё раз убедительно показал ни с чем не сравнимую ценность живого восприятия ребёнком реальных предметов и явлений природ [10,с.19].

В целях реализации задач по наглядному обучению, организации экскурсий, урегулирование приёма школьников и помощи им, Народный Комиссариат Просвещения РСФСР по предложению. Н.К. Крупской в декабре 1918 года организовал в Москве Центральное бюро школьных экскурсий. Таким образом, было положено начало создания государственной системы детского-юношеского туризма [10, с.21].

Серьёзно использовал туризм в своей работе известный советский педагог Т.С. Шацкий (1878-1934). В 1920- е годы по его инициативе Наркомпросом была создана первая опытная станция по народному образованию, руководителем которой он и был назначен. Здесь, реализуя свою идею о том, что школа должна быть не просто учебным заведением, но центром, «организующим детскую жизнь», и что сама жизнь, творящаяся за рамками школьного учебного процесса, является «наглядным пособием» в том самом педагогическом процессе, он включает в воспитательную работу туризм. Выделяя организационно-методическую сторону туристской работы, Н.К. Крупская в начале 20-х гг. писала: «Экскурсии имеют громадное значение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены… Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из нее точно так же черпать всё, что возможно».

В 1950-е гг. появляется большое количество научных публикаций, отражающих лучший опыт – формы, методы, тематику и другие стороны многообразной туристско-краеведческой деятельности.

И только в самом конце 80-х годов авторским коллективом под руководством А.А. Остапца-Свешникова была разработана концепция детско-юношеского туризма и её основы – туристско-краеведческой деятельности под названием «Школа жизни – окружающий мир».

С начала XXI века, когда на фоне отсутствия идейных ориентиров, безнадзорности огромного количества детей и подростков государство начинает проявлять внимание к воспитанию, к положению детей в обществе, намечается улучшение ситуации и в сфере детского туризма.

1.2. Влияние занятий туризмом на здоровье человека.

(Решетников И.В. 2002). В наш технический век появилась гиподинамия — нарушение функций организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта, особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Не надо носить воду — есть водопровод, не надо заготовлять дрова — газовая или электрическая плита решит эту проблему. По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук, школьные уроки физкультуры — дважды в неделю по 45 мин — дают лишь 11 % двигательной деятельности, необходимой для развития растущего детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, в том числе и туризмом, призваны восполнить этот пробел. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Многие видные деятели науки и культуры связывают свой отдых с туризмом.

1.3. Влияние туризма на детский организм.

(Истомин П.И. 1987). Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие. Установлено улучшение функционального состояния кардио-респираторной системы, проявляющееся в увеличение ударного объема крови, увеличение мощности вдоха, выдоха, улучшение силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. Так на увеличение силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышц спины — пешие. Мощность выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов – в лыжных. Многолетние (4-5лет) регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем. Так, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе туризмом, к 16 годам увеличивается по сравнению с их показателями их 12 летнего возраста на 46.7 %, то у регулярно занимающихся туризмом она увеличивается на 63,9%.

Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Так результат прыжка в длину с места у девочек 16 лет, не занимающихся ни спортом, ни туризмом, улучшился с 12-летними на 5,3%, у занимающихся туризмом – на 9,1%, у спортсменок на 23,7%. Улучшение этого показателя у мальчиков соответственно; 16,5%, 24,5%, 31,4% .

Таким образом, для спортивного туризма характерно постоянное самосовершенствование: походы и путешествия по удалённым и всё более сложным маршрутам требуют непрерывного повышения физической, технической и тактической подготовленности туристов – спортсменов, что ведёт к появлению новых видов туристского снаряжения, разработке и освоению новых технических приёмов для преодоления препятствий. Особенностями спортивного туризма в образовательных учреждениях являются следующие:

  1. Спортивный туризм в образовательных учреждениях распространён недостаточно широко.
  2. Спортивный туризм требует значительного вложения материальных средств для создания тренировочной базы.
  3. В образовательных учреждениях наблюдается недостаток квалификационных кадров по спортивному туризму.

Глава 2 Педагогические основы организации спортивного туризма в образовательном учреждении

2.1. Особенности организации спортивного туризма в общеобразовательном учреждении.

Занятия спортивным туризмом в школе  позволяют получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного туристского похода.

Организация спортивного туризма подразумевает собой деятельность в туристско-краеведческих лагерях, расположенных в пределах родного края (40-50 км от города), которые экономичны для государства и для семьи, что немаловажно при современных сложностях в финансировании системы образования (исключает значительные расходы на проезд участников и руководителей; создает возможность использования транспортных средств проводящей организации и родителей) [8,с.4].

Успешное проведение занятий спортивным туризмом становится основанием для участия детей в других, более сложных походах.

Заниматься некоторыми видами спортивного туризма могут даже такие дети, которые по своим физическим возможностям в многодневном туристском походе не смогли бы принять участие.

В туристских походах учебный процесс – практическая деятельность, содержание которой не надумано и призвано разрешать проблемы в жизни похода.

При организации спортивного туризма возникает потребность в разработке программы его проведения, которая составляется индивидуально для каждого мероприятия.

Создание программы необходимо для более чёткого осознания организаторами его целей и задач. Это так же эффективная форма планирования и распределения средств и времени. И, наконец, оформленная программа может служить документом для финансовой или иной поддержки наших начинаний.

Какие же разделы может иметь программа организации туристского кружка  школьников? Она включает [8, с. 6]:

  1. Вводная часть. Здесь показывается,почему возникла необходимость в проведении кружка? Почему решение данной проблемы – приоритетная задача? Какова цель проведения кружка? Как она связана с решением оставленной проблемы? Какие задачи должны быть поставлены для решения данной цели?
  2. Концепция образовательно-оздоровительной программы. В этом разделе подробно описывается методы и формы работы. Желательно дать обоснование почему, выбраны именно эти методы. Чем и как будут заниматься дети и руководители групп? Каковы способы замера ожидаемых результатов? Какие показатели позволяют оценить эффективность использованных средств?
  3. Характеристика детского контингента. Кто идет в туристический кружок (возраст, требования к медицинскому допуску)?:
  • Желательно одного возраста
  • Общий интерес, единые нормы
  • Ребята с близкой физической подготовкой
  • Одинаковое количество девочек и мальчиков
  • Лучше группа не более 12 человек.
  1. Характеристика кадрового обеспечения.Кто будет руководить кружком? Полезно определить требования к уровню педагогической, спортивно – туристической, инструкторской и судейской квалификации руководителей детских групп.
  2. Ресурсное обеспечение целиком зависит от вида туризма и образовательных задач. Определяются качественные и количественные требования и личному и групповому снаряжению. Какое снаряжение инвентарь и оборудование необходимы для реализации образовательно-оздоровительной части программы? Из каких источников поступят эти ресурсы?
  3. Бюджет программы или смета расходов. Разделы: оплата труда, основные прямые расходы и непрямые расходы. Целесообразно чётко разграничить источники доходов (например, средства бюджета, родительские средства, средства спонсоров и т.д.).

Требования к возрасту детей определяются программой, по которой предварительное обучение. В наших лагерях базовой служила программа дополнительного образования для учащихся 7 – 11 классов «Лидер: школа туристского организатора». Новизна данного образовательного курса состоит в подготовке школьников – организаторов туристской деятельности, развитии у учащихся коммуникативных качеств и накоплений ими опыта лидерства малых группах.

Специализированную подготовку школьника – туристского организатора целесообразно начинать в 7 – 8 классе средней школы. До 12 – 13 лет ребёнок может получить первичный опыт туристской деятельности: участие в туристских прогулка, местных экскурсиях (начальная школа), одно – двухдневных походах по родному краю в составе класса, туристского объединения (5 – 6 класс). К 12 – 13 годам целесообразно переходить от туристских мероприятий «для детей» к организации туристских походов самими школьниками под руководством квалифицированного педагога – тренера.

2.2. Формы организации физкультурно-массовой работы в образовательном учреждении.

Организация туристско-спортивной деятельности в образовательных учреждениях позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся.

Организация спортивного туризма, как деятельность образовательная, имеет огромный оздоровительный (снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма) и воспитательный (духовное развитие, познание окружающей действительности, расширение кругозора) потенциал.

Организация спортивного туризма в образовательном учреждении имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся следующие:

1) Занятия спортивным туризмом требуют хорошей физической формы и постоянного её совершенствования.

2) Занятия спортивным туризмом требуют большой практической подготовки учащихся, которая чередуется с теоретическими занятиями.

3) Курс занятий спортивным туризмом включает несколько этапов растягивающихся на несколько лет.

Первоначально спортивный туризм насчитывал 4 вида: пешеходный, лыжный, водный и велосипедный. Со временем к ним добавились горный туризм, авто- и мототуризм и, наконец, в 60-х гг. спелеотуризм. В 80-х гг. самыми массовыми видами спортивного туризма стали пешей, водный, горный и лыжный; наиболее динамично развиваются горный и водный туризм.

2.3. Характеристика форм организации спортивного туризма в школе  и их эффективность

 К факторам, влияющим на организацию спортивного туризма, относятся следующие:

1) Материально-техническая база;

2) Кадровое обеспечение. Наличие у педагогов туристско-спортивных опыта (участие в соревнованиях по туристскому многоборью и спортивному ориентированию областного и Российского масштаба, проведение походов различных категорий и видов туризма, опыт судейства соревнований различного уровня, рисовки и составления карт);

3) Необходимое финансирование туристско-спортивных мероприятий;

4) Обеспечение наполняемости лагеря в соответствии с программой, стабильность контингента;

5) Системность и логическое проведение занятий: практические занятия – итог теоретической подготовки, а так же системное проведение походов, учебно-тренировочных сборов, практических занятий;

6) Социально-политическая стабильность в стране;

7) Возможность взаимодействия с организациями и учреждениями, занимающимися туристско-краеведческой деятельностью, экологией, спортивным ориентированием; взаимодействие с различными педагогическими и образовательными учреждениями, академия повышения квалификации, учреждениями дополнительного образования.

Далее рассмотрим более подробно влияние некоторых факторов на развитие спортивного туризма в детском оздоровительном лагере:

  1. Программно-техническое обеспечение. Оно включает:
  • наличие методического и дидактического материала по туризму, ориентированию и т. д. (программы и методические рекомендации);
  • наличие правил и руководств для проведения различных соревнований;
  • компьютерное обеспечение (программы для судейства, рисовки карт);
  • учебная и художественная литература, журналы.
  1. Кадровое обеспечение.

Конечно самый хороший вариант, если руководителем кружка назначается работник, проводящей организации – станции юных туристов или Дома творчества, но иногда по тем или иным причинам этого сделать нельзя. Тогда можно привлечь специалистов со стороны, но, прежде всего, это должен быть педагог, имеющий опыт работы с детьми. К сожалению, знание мастера спорта по туризму не означает, что данный человек может работать с детьми, знает специфику этой деятельности.

Необходимы:

  • педагогическое образование, опыт педагогической деятельности в детских коллективах
  • спортивно- туристская квалификация (желателен опыт участия в категорийных походах)
  • опыт судейства туристских соревнований.

В процессе исследования туристских форм физкультурно-массовой работы в базовом учреждении было выяснено, что в нем используются следующие формы:

  1. Туристские кружки;
  2. Туристские соревнования;
  3. Туристские слеты;
  4. Туристические походы;
  5. Экскурсии;

Туристские кружки. В оздоровительном лагере при районной станции юных туристов проводятся следующие туристские кружки: «Юный турист», «Юный турист-пешеходник», «Водный туризм». Обычно каждый кружок включает в себя около 12-24 учебных часов. Кружки организуются во второй половине дня, и продолжительность учебного часа составляет около 30-40 минут. Одно занятие состоит из двух частей по 45 минут с перерывом между ними 10 минут в соответствии с требованиями СанПиН. Практические навыки туристы отрабатывают в полевых условиях. Туристские кружки имеют свое продолжение в туристских пешеходных и водных походах.

Туристские соревнования. Могут быть однодневные, двухдневные (т.е. с ночёвкой). Чаще всего они организуются в конце рабочей недели, включая выходной день. На соревнованиях проверяется степень овладения практическими навыками и степень овладения теоретическим материалом по изучаемым программам. Целью проведения соревнований является повышение мастерства обучающихся и развитию интереса к данному виду деятельности.

Туристские слёты. Могут быть однодневные, двухдневные (т.е. с ночёвкой). На слётах проверяется степень овладения практическими навыками и степень овладения теоретическим материалом по изучаемым программам. Целью слётов является обмен опытом в практической деятельности между участниками. Постановка целей на дальнейшую деятельность.

Туристские походы. Они бывают однодневные (учебные) до 8 часов, кроме того двухдневные и многодневные. Для подготовленных обучающихся походы могут быть категорийные (как пешие, так и водные). Целью будет применение теоретических знаний на практике и закрепление практических навыков полученных в процессе учебных занятий. Имеют познавательные цели:

– познавательные (ознакомление сбытом и культурой коренных жителей);
– спортивные (преодолеть расстояния и преодоление естественных препятствий).

Экскурсии. Пешеходные по близ лежащей территории, по территории города, выездные экскурсии по городам области, музеи, памятники культуры.

2.4. Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков

(Куликов В.П. 1998). Походная жизнь учит многому. Что полезного и жизненно необходимого дают занятия? В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом — главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой — он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хоро­шее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком! Главное, многое узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и учишься ее защищать. Это доказали, например, туристы-горники на Кавказе в годы Великой Отечественной войны и туристы, пополняющие отряды Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Для определения значения занятий кружка было проведено анкетирование.

В ходе исследование было проведено анкетирование 27 детей, членов кружка «Юный следопыт»- участников соревнований и походов. Анкета включала в себя ряд оценочных вопросов. Анализ ответов на вопросы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Чем бы ты хотел заниматься в кружке спортивного туризма?

На этот вопрос дети отвечали, что на занятиях кружка хотели бы соревноваться, отрабатывать технику спортивного туризма и спортивного ориентирования, заниматься тренировками;

  1. Знаешь ли ты что такое палаточный лагерь? Объясни? На этот вопрос 17 человек ответили – это туристы, живущие в палатках, 1-уч. добавил – готовят пищу на костре, поют песни под гитару, 9 человек ещё пока не знают, что такое палаточный лагерь.
  2. Почему ты хочешь заниматься  туристско-краеведческий кружке?

На этот вопрос дети ответили, что хотели бы заниматься в кружке  дляинтерес; нравится заниматься туризмом; хочу узнать историю  Саратовского края; хочу узнать много нового, познакомиться с новыми людьми; можно много узнать и научиться;

  1. Где могут пригодиться знания, полученные на занятиях кружка?

На этот вопрос дети ответили, что знания могут пригодиться в работе, в экстренных ситуациях, в будущем, в дальнейшем, в походах, на уроках, в жизни, в трудных ситуациях, на соревнованиях, везде;

  1. Каким видом туризма ты хотел бы заниматься?
  • Велосипедный – 3 человека
  • Экскурсионный – 0
  • Пешеходный – 0
  • Водный – 1 человек
  • Лыжный – 7 человек
  • Спортивный – 7 человек
  • Все виды – 9 человек
  1. Каким бы ты хотел видеть руководителя туристско-спортивного кружка? Дети хотели бы видеть руководителя кружка таким, какой он есть, добрым, обычным, справедливым, сильным, красивым, познавательным, весёлым, умным, спортивным, хорошо знающим своё дело, ответственным, с чувством юмора, умеющим играть на гитаре, отзывчивым, внимательным, спокойным, вежливым, хорошим.
  2. В каких туристско-спортивных мероприятиях ты хотел бы участвовать? Дети отвечали на этот вопрос так, что хотели бы куда-нибудь съездить, поучаствовать в соревнованиях, спортивном ориентировании, во всех, в разных.
  3. В каких путешествиях, походах, экспедициях ты хотел бы побывать? На этот вопрос дети отвечали, что хотели бы побывать в спортивных походах, походах по родному краю, в экспедициях, во всех предлагаемых или в любых которые будут проводиться.
  4. Что ты ждёшь от кружка?
  • Стремление к общению со сверстниками – 2 человека;
  • Преодоление трудностей – 5 человек;
  • Испытание себя – 11 человек;
  • Новые знакомства – 3 человек;
  • Самоутверждение – человек;
  • Новые знания – 4 человек;
  • Другое – 1 человек.
  1. В какие походы ты ходил?
  • Однодневный – 26 человек
  • Многодневный – 0 человек
  • Не ходил – 1 человек.

Таким образом, проанализировав анкетирование, изучив литературу и разные источники информации по теме, выявил и дал характеристику форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере на примере туризма. Определил наиболее эффективные формы физкультурно-массовой работы в образовательном учреждении по туристическому направлению. Рекомендую чаще проводить прогулки на свежем воздухе, туристские походы, экскурсии для развития кругозора детей и туристского опыта для дальнейшей самостоятельной жизни.

Выявленные формы физкультурно-массовой работы в  образовательном учреждении  на примере туризма, можно эффективно использовать в работе с детьми и они принесут большой оздоровительный эффект.

Заключение

Важное место в сфере свободного времени детей  занимает спортивно-оздоровительная деятельность. Она позволяет реализовать потребность ребёнка в активном действии, направлена на снятие накопленной за учебный процесс  усталости, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, привитие интереса к спорту, физическому развитию, обучение навыкам, необходимым в жизни (плавание, умение ориентироваться на местности, оказание первой медицинской помощи и т.д.).

В содержании  туристической деятельности  немаловажна роль исследовательско-познавательной работы. Эта деятельность в условиях  образовательного учреждения  может осуществляться в форме поисково-краеведческой работы на прилежащих территориях; организации походов на непродолжительное время с изучением природных ресурсов местности, проведения экскурсионных программ, направленных на расширение кругозора детей. Интересные экскурсии и маршруты в значительной мере способны расширить кругозор ребёнка, оказать влияние на формирование у него эстетического вкуса.

В структуре  туристической деятельности  важным компонентом является  игра, которая позволяет ребёнку самоутвердиться, примерить на себе различные социальные роли, сформировать нравственные оценки, выступает важнейшим фактором объединения детей и взрослых. Через объединение с трудом, познанием, искусством, спортом, игра обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего гармонического развития личности.

Всё выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что эффективность воспитательной  туристической деятельности определяется мерой реализации целевых программ, реализующихпедагогический потенциал посредством разнообразия содержательного заполнения свободного времени детей (культурно-досуговая, оздоровительная, исследовательско-познавательная, трудовая деятельность), направленного на раскрытие творческой индивидуальности ребёнка в социальных взаимоотношениях; психологическую адаптацию детей в современной социокультурной ситуации средствами спорта, искусства, творчества, на основе личностно – ориентированных технологий.

Данная выпускная квалификационная работа направлена на изучение организации исследования форм организации физкультурно-массовой работы в  образовательном учреждении.  Кружок  спортивного туризма позволяет раскрыть индивидуальные, психологические особенности детей. Учит их овладевать туристскими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, найти правильное решение выхода из критической ситуации.

Так же  кружок  спортивного туризма позволяет успешно развиваться в коллективе каждому участнику, воспитывает творческую, самостоятельную, активную, ответственную личность.

Рекомендации для организаторов туризма.

  • работа в кружке должна строиться с учётом ближних и дальних перспектив;
  • практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы и погодных условий;
  • занятия можно проводить с полным составом детей, по группам, индивидуально;
  • теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик;
  • для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей-предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов;
  • рекомендуется все полученные теоретические навыки отрабатывать в однодневных, многодневных, категорийных и степенных походах;
  • с целью выявления знаний, умений и навыков рекомендуется участие в районных, областных соревнованиях спортивного туризма.

Список литературы

  1. Балабин М. А. Туристская секция коллектива физкультуры. -М.: Профиздат, 1988
  2. Биржаков М.Б., Казаков Н. П. Безопасность в туризме.- СПБ.:2006
  3. Борилкевич В. Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности – Спб.: ЛГУ, 1992.
  4. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО)М.1982
  5. Вяткин Л. А. Сидорчук Е. В. Немытов Д. Н. Туризм и спортивное ориентирование,- М.: 2001
  6. Гальчун Н.З. Методические рекомендации по туризму. М. 1974
  7. Истомин П.И. Туристическая деятельность школьников: вопросы теории и методики. 1987
  8. Кокоров Ю.М. Методические рекомендации по внеклассной работе в туризме .М. 1980
  9. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие-М. ФЦДЮТиК, 2006
  10. Коробейников Н.К. Михеев А,А. Николенко И.Г. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для средн. Спец. Учеб. Заведений.- М.: Высший школьник., 1989
  11. Куликов В.П., Киселев В.И. «Потребность в двигательной активности» Новосибирск «Наука» 1998
  12. Курилова В.И. «Туризм» учебное пособие для педагогических институтов. М. 1988
  13. Макаревич Э.А. Туристические походы выходного дня .С-Пб. 1990
  14. Наркевич Ф.В. Туризм- лучший отдых. М. 1980
  15. Настольная книга учителя физкультуры./ п/ред. Проф. Л.В. Кофман. М:»Академия», 2000
  16. Пасечный П. С. Туристическая работа в трудовом коллективе. – М.: Профиздат, 1983
  17. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учебное пособие для студентов сред.проф. учеб. Заведений: – М.: Мастерство, 2002
  18. Роль туристского многоборья в развитии спортивного оздоровительного туризма на периферии, ТиПФК №6,2003
  19. Симаков В. И. Туристические походы выходного дня.- М.: Россия, 1984
  20. Симаков В.И. Походы выходного дня. М. 1977
  21. Советы туристам- походникам, физическая культура в школе №3,1998
  22. Туризм в сельской школе, физическая культура в школе №5,2005
  23. Физическая культура в школе №5,2004
  24. Шнормер Ю.А. Карманный справочник туриста. М .1982
  25. Экстремальный туризм, физическая культура в школе №1,1997
  26. Энциклопедия физической подготовки/Е. Н. Захаров, А. В. Карасёв, А.А. Сафонов. М: «Физкультура и спорт 1998.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика