logo

Роль современной семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Автор: Мещерякова Марина Евгеньевна 

Воспитатель, 

Детский сад №476, г. Нижний Новгород.  Россия. 

Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.” 

                                                                                            А.С. Макаренко 

 “Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или ругаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

                                                                                           А.С. Макаренко 

“Для воспитателя нужно не большое время, а разумное использование малого времени.”                                                                                             

                                                                                           А.С. Макаренко 

 

         Постоянное и непосредственное мое общение с детьми дошкольного возраста во время их пребывания в дошкольном учреждении не только научило меня основам воспитания детей–дошколят  в рамках образовательной программы, определенной в системе Министерства образования Российской Федерации, но и сподвигло к изучению такого, на мой взгляд, интересного вопроса, как их воспитание и развитие в современных семьях. 

         Во время подготовки материалов к написанию данной статьи, мною было взято за основу прогрессивное продвижение в современной жизни: компьютеризации, телевидения, основ информатизации и мониторинг общения детей и родителей.     

         Все чаще в практической деятельности я сталкиваюсь с отсутствием вербального общения детей с мамами и папами, постоянным интересом деток к компьютерным играм, отсутствием нравственного и духовного воспитания в семьях. 

         Зачастую дети просто не представляют себе проведение вечернего досуга с родителями без использования средств телевидения и компьютера. Дети не играют с родителями в развивающие игры, в семьях не происходит совместного прочтения сказок и детских рассказов, направленных на воспитание ребенка, как достойного члена общества. Родители ребенка должны естественно понимать свою ответственность за формирование личности ребенка, который должен вырасти родителем и достойным сыном или дочерью, опорой своих мамы и папы. 

         Естественно, нельзя умалять роль прогресса, компьютера, телевизора в обслуживании потребностей человека на современном этапе общественного развития, НО данные житейские блага не смогут заменить ребенку общение с родителями, с сестрами, братьями, которые проживают совместно с ними. 

         Замена понятия «ребенок спокоен» на понятие «ребенок сидит тихо и не мешает родителям» влечет за собой такие последствия, как эгоизм, инфантильность, полное безразличие к близким и незнакомым людям, отнимает понятия благородства, чести, ответственности, доброты, любви и других высоких чувств, которыми наделен каждый человек от рождения. 

         Ребенок с самых своих первых дней появления на свет является любознательным, пытается познать мир, который не заключается в мониторах телевизора, компьютера, телефона, а является многоцветным, ярким, имеет характеристики, населен животными, зверями, растениями, на небе солнце, облака, луна и звезды, однако в некоторых случаях таит в себе опасности. 

         Родителям необходимо рассказывать ребенку о жизни, показывать примеры правильного поведения, учить его общаться в обществе, развивать и готовить его к жизненному пути в лучших чувствах человека, а также гражданина своей страны. 

         Есть и еще одна крайность, с которой приходится сталкиваться педагогам при общении с ребенком. Эту крайность я называю «королевский ребенок». Внушение своему ребенку о его уникальности, о его особом статусе в обществе, о его способностях и так далее приводит к тому, что ребенок перестает ощущать себя равным своим сверстникам, перестает общаться с ребятами, эгоистично принимает на себя роль «владельца» всеми развивающими игрушками, а также пытается выказать свой мнимый авторитет своим одногруппникам, что нередко приводит к конфликтным ситуациям, которые разрешить подчас становится крайне сложно. 

         Ребенок остается просто ребенком, его мышление со временем конечно и несомненно будет меняться, ребенок будет взрослеть, познавать мир, общаться со сверстниками, которые в силу своего возраста и воспитания, развития и образования будут налаживать контакт с ним. 

         В системе семейных ценностей нельзя обойтись без привития ребенку элементарных понятий о труде, о необходимости отдавать, а не только принимать. 

         Очень часто в общественных местах я становлюсь очевидцем скандалов ребенка, переходящих в настоящую истерику, связанных с требованиями дошкольника о приобретении ему той или иной покупки (игрушки, мороженого, конфеты и так далее), с непониманием ребенком уговоров и нравоучений со стороны родителей. Как часто приходится слышать: «Я хочу!». И это не просьба, это требование, уход в свое эго, свое понимание ситуации, без учета интересов взрослого человека. Довольно часто родители просто подчиняются своему ребенку, и считая, что конфликт может быть улажен, идут у него на поводу. Но это происходит не спонтанно, а является следствием воспитания ребенка в семье, где основное место принадлежит именно ЕМУ (ЕЙ), где любые действия ребенка воспринимаются с мышления «он еще маленький, ничего, перерастет». Но данное поведение не перерастет, оно трансформируется, станет развиваться со временем лишь в сторону агрессии и раздражительности, что негативно скажется впоследствии, когда ребенок станет взрослым человеком без ценностей, без уважения к родителям и старшим. 

         Рассматривая вопрос роли современной семьи в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, я пришла к выводу о том, что изначальное воспитание и образование ребенка должно происходить именно в семье. Родители должны воспитывать своего ребенка, прививая ему духовные ценности, порядочность, доброту, любовь. Я могла бы посоветовать родителям обратиться к профессиональным педагогам, которые помогут, в случае необходимости, разработать методику воспитания детей. 

         Подводя итоги выполненной мной работы, я убедилась в том, что семья играет весьма решающую роль в воспитании ребёнка младшего дошкольного и школьного возраста.  Гипотеза, выдвинутая мною, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего дошкольного и школьного возраста. 

           Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят, и уважают людей. 

           Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании детей. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал их чада. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Противоречием сказанному выступают результаты моего наблюдения, в котором можно проследить и отрицательные моменты, в данном случае результаты поведения родителей в современном мире, наглядно показывающие неосознанность некоторых родителей в выполнении своих наставнических функций, неполное соблюдение всего спектра обязанностей, имеющих место, роль в воспитании и право на их осуществление совместно с детьми. 

          Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка. 

          Всё это наталкивает нас на то, что роль семьи и есть главный компонент, без которого не возможны движение вперёд, процесс сдвига по восходящей линии, в структурной составляющей воспитания младшего дошкольника и школьника. Мы можем утверждать, что процесс воспитания ребёнка данного возраста не будет происходить без этой категории. 

          Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развиваться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. 

          Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно, исключая в этом случае гиперопёку; микроколлектив, благодаря которому младший школьник и дошкольник дальше воспитывает в себе различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми). Итак, семья выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима. 

Особенно хочется поднять и развить эту тему именно в наше время время соблазнов, проблем, нехватки у родителей этого же времени и утраты традиций из поколения в поколения. Очень приятно слышать, что некоторые дети знают свою историю, любят и соблюдают и знают традиции в семье, а это все складывается из общения ежедневного с детьми, проведения с ними досуга, не отмахиваясь на усталость и не желание развиваться. 

         Итак, современный подход к воспитанию и развитию детей должен сопровождаться и поддерживаться и знанием современных технологий и духовно нравственными идеями семьи, правильными наклонностями и богатым внутренним миром родителей. 

         Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использую разные формы работы: беседы, консультации по определенным темам, общие родительские собрания, групповые родительские собрания, семинары, семинары-практикумы по разным вопросам, вечера вопросов и ответов, устные журналы, конференции, важнейшими задачами которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания. 

 

  • анкетирование «Права ребенка в семье»; «В каждом доме свои традиции» – мини-анкета;
  • папки – передвижки: «Воспитание в семье трудолюбие»,  « Игры  с детьми дома»
  • индивидуальные беседы: «Семейные традиции», «Секреты воспитания вежливого человека», «Вечер в семье» 

 

 

Библиографический список:  

  1.  Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи, М:1976
  2.  Захарова, Л. Дитя в очереди за лаской, М., 1999.
  3.  КэмпбелР. Как на самом деле любить детей. Не только любовь, М:1992  Нечаева А. М. Брак. Семья.Закон,М., 1999
  4.  СпокБ. Ребенок и уход за ним, Л.: “Машиностроение”,1998. 
  5.  Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов. – М.: Академия, 2004. 
  6.  Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учебно-метод. пос. – М.: Академия, 2004.
  7.  РоботоваА.С. Введение в педагогическую деятельность. – М.: Академия, 2004. 
  8.  Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Просвещение, 1993.
  9.  Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи, М:1976
  10.  Сидорова, А.Н. Микроклимат семьи – основа духовно-нравственного развития личности ребенка. – Комсомольск-на-Амуре: ИздательствоАмГПГУ, 2009.
  11.  Титоренко В. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений. – М., 1985.
  12.  ЧепиковаЛ.В. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании нравственной культуры у детей 6-7 лет. – Смоленск, 2003. 
  13.  Власова Т.И. Воспитание духовности личности. – Ростов н/Д. – 2000.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика