logo

Роль шахмат в школе

Роль шахмат в школе

Автор:  Григорьева Юлия Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ “СОШ № 2”,
г. Тулун, Иркутская обл.

Я, Григорьева Юлия Геннадьевна, работаю педагогом дополнительного образования кружка «Шахматы и шашки». В 2010 году я сделала свой выбор – пришла работать в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 2».Считаю свой выбор правильным и сейчас.

Миссия педагога в современном дополнительном образовании – особая, педагог должен дать ребенку не только разнообразную информацию, но и включить его в значимую деятельность. Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, личности.

С первых же дней учебы у первоклассника произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. В своей работе я использую следующие методы – словесный, наглядный  и  практический. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры. Каждое занятие на уроках не возникает случайно, а является запланированным и представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы. Занятие является наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы. Каждое занятие спланировано так, чтобы в конце урока ребенок видел результаты своего труда.

Ежегодно увеличивается % детей участвующих в муниципальных соревнованиях. Качественный результат обучения зависит от разработанной мной образовательной программы. На протяжении пяти лет я работаю по программе «Шахматы». В 2013 году моя программа получила статус авторской.  Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников. Информационный материал в программе увлекательный, небольшой по объему, но несет в себе достаточно информации для овладения знаниями. Познавательный материал в программе не перегружает детей, а создает условия для самовыражения и их развития конструктивной деятельности.

Для эффективного освоения содержания программы предлагаю постепенность получения знаний и навыков, что позволяет сохранить интерес у воспитанников к занятиям длительное время, формировать профессиональную ориентацию. Учитываю возрастные особенности воспитанников. Существует преемственность, логическая взаимосвязь в содержании теоретического и практического материала. В работе с детьми я вариативно использую комплекс методов: беседа, рассказ, диалог, импровизация, соревнование, игра.

В 2013 году прослушала курсы по теме «Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания и развития одаренных, способных и талантливых детей». Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. С каждым годом количество участников на соревнованиях увеличивается, а так же повышается уровень соревнований, в которых участвуют дети. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. И шахматы в начальной школе являются почти идеальной моделью для успешного развития интеллектуальных способностей детей. Известный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».

Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание в рамках ФГОС занимает особое место, требует специальных форм и методов работы.  Одним из  методов диагностики творческой одаренности детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. По результатам педагогических наблюдений, анализа сыгранных партий и показателям диагностики  формируется микрогруппа, включающая  нескольких обучающихся с ярко выраженными творческими способностями в области шахмат. С ними проводятся индивидуальные занятия.

Шахматы не только развивают интеллект здорового человека. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память. Как говорят, потеряв короля, по пешкам не плачут. Шахматист должен быть предельно внимателен, держать в голове сотни партий. А самое главное, что дают шахматы – это творческий процесс, который заставляет детей расти и развиваться!

Найти тренера по шахматам онлайн можно на сайте http://www.chessportal.ru

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика