logo

Роль полихудожественной деятельности на уроках музыки

Роль полихудожественной деятельности на уроках музыки

Автор: Шевелева Анастасия Сергеевна,
учитель музыки (1-6 классы) ГУ «СОШГ №9»,
 Павлодарская область, г. Павлодар  

В современном мире новая парадигма образования в качестве основных ориентиров предлагает систему полихудожественного развития ребенка, основывающуюся на объединении двух или более видов художественной деятельности в одно целое. В основе данного вида деятельности лежит интегративное взаимодействие различных видов искусств, где прослеживаются внутренние связи слова, звука, цвета, движения и др.

Растущему человеку искусство позволяет, как полихудожественное явление реально проживать гармонию мира как взаимодействие его различных сторон, то есть целостно воспринимать жизненное пространство. Диалектичность природы искусства, неоднозначность и в тоже время его общая способность к «сплавлению» противоречивых частных образов в единую художественную структуру направляет механизм его освоения личностью в русло единства интеграции различных видов художественно-творческой деятельности. В этом смысле полихудожественная деятельность позволяет ребенку ощущать себя субъектом «культуротворчества» и раскрывает  способность личности видеть множество смыслов в одной заданной ситуации.

Полихудожественная деятельность предполагает приобщение воспитанников к искусству, которое позволит им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки. Учеными, рассматривающими использование полихудожественного подхода в образовании, отмечается развитие творческого потенциала ребенка в процессе различных видов деятельности, в том числе и художественной. Единая художественная природа всех искусств соответствует врожденной предрасположенности детей к разным видам творческой деятельности. Для учеников является естественным процесс выражения своего внутреннего состояния через исполнение песни, танца, рисунка и т.д.

Характерные признаки полихудожественной деятельности:

  • содружество искусств;
  • многообразие художественно-информационного пространства;
  • познание через переживание, творчество и сотворчество;
  • эмоционально богатая партитура занятия;
  • успех, достижения, открытия учеников;
  • индивидуальность ребенка как ценность и др.

Известно, что творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

Развивающе-обучающий характер полихудожественной деятельности включает следующие методические принципы:

  1. Принцип деятельности. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Ребенку предлагается обширный материал: игры, задания, упражнения, которые направлены на формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства. Работа строится по  основным разделам:
  • музыка;
  • изобразительное искусство;
  • пластика, ритмика, театральные формы.
  1. Принцип вариативности. Этот принцип дает педагогу свободу выбора менять или добавлять свой материал.
        а. Принцип креативности (организации творческой активности детей). Педагог должен все время стимулировать и поощрять творческую активность детей, создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится творцом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
        b. Принцип непрерывности. Важно, чтобы процесс эстетического развития продолжался и во времени и в других видах деятельности, на других занятиях.
        c. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку. Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях.

    В общеобразовательной школе обучение музыке — это не только вокальная работа, но и умение характеризовать музыку с использованием терминов, знакомство с творчеством композиторов, умение различать музыкальные инструменты и импровизировать на некоторых из них. И от того, какие методы и подходы будет использовать преподаватель на своих уроках, во многом зависит то впечатление, которое сложится у детей о музыкальной культуре и останется с ними возможно на всю жизнь.
     
    Как донести до детей объем необходимого для усвоения материала, при этом не вызвав у них отрицательных эмоций, как найти время на уроке для музыки, творчества и общения, как привить детям любовь к музыкальной культуре и желание слушать и изучать ее в будущем? Поиски ответов на эти вопросы приводят к поиску методов и форм подачи материала, максимально способствующих оптимизации учебного процесса.
     
    На уроках использование активных методов обучения позволяет создать условия максимально соответствующие природе восприятия информации ребенком. Дети становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.
     
    Ученики интуитивно понимают, что у красоты нет утилитарного назначения, но есть некое положительное эмоциональное наполнение, которое человеку необходимо, необходимо для его души.
     
    Произведения различных видов искусства имеют схожие средства выразительности. Например, такое средство выразительности, как ритм присутствует и в изобразительном искусстве, и в литературе (в поэзии), и конечно, в музыке. То же самое можно сказать и о динамике, и о гармонии.
     
    Использование соотношения этих трех видов искусства на уроках музыки можно сгруппировать следующим образом:

        • музыка – это предмет изучения;
        • изобразительное искусство – как иллюстративный материал и способ самовыражения;
        • литература – только как иллюстративный материал.

    Из этого следует что, использование полихудожественного подхода, основанного на синтезе искусств, помогает учащимся:

        • получить дополнительные способы усвоения учебного материала;
        • существенно активизировать слуховое восприятие;
        • формировать стремление показать свою индивидуальность;
        • находиться в активной позиции, в состоянии поиска.

    Все вышеперечисленные положительные моменты, безусловно, положительны и для педагога, но для него появляется еще несколько плюсов:

        • приобретенные детьми знания становятся более живыми (не сухими и академичными);
        • на уроке создается ситуация успеха для каждого ребенка;
        • появляются доверительные отношения между учителем и детьми;
        • у учащихся формируется интерес к уроку, к музыке, к искусству.

    Музыка отображает реальный мир иначе, чем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием музыки.
     
    Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом.
     
    Использование полихудожественного подхода на уроке музыки позволяет детям лучше осознать, что один и тот же образ можно выразить разными художественными средствами.
     
    Таким образом, под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде всего, деятельность в которую учащиеся входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания в процессе общения с музыкой.
     
    ЛИТЕРАТУРА  

      1. Величко Ю.В. Музыкально-ориентированная полихудожественная деятельность // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 4 – С. 47-48
      2. Юсов Б. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование // Материалы науч.-практ. конф. – Астрахань, 1997. – 256 c.
      3. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М., 2003. – 174 с.
      4. Синицкая Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в практике преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, Новосибирск,2009
      5. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Учебное пособие. – М., 2005. – 232 с.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!