logo

Ритмодекламация на уроках английского языка

Ритмодекламация на уроках английского языка

Автор: Лопаева Анна Николаевна,
учитель английского языка
МБОУ «Кадуйская СШ»,
пгт. Кадуй, Вологодская область

На начальном этапе обучения английскому языку детям предлагается выучить большое количество устойчивых структур, фраз и выражений для использования их в речи. Основной способ заучивания – это многократное повторение, использование речевых структур в монологической и диалогической речи, что вызывает интерес не у всех учащихся. Сложность также заключается в том, что часто многие выражения дословно не переводятся на русский язык, учащимся это кажется нелогичным.

На одном из таких уроков я пришла к выводу, что способ заучивания устойчивых выражений можно сделать более интересным и эффективным.

Урок проходил в 4 А классе. Тема «Путешествия и транспорт. В незнакомом городе». Отрабатывалась фраза «How can I get to…?» (Как мне добраться до…?).

Увидев, что при составлении монологических высказываний учащиеся путаются в последовательности слов данного выражения, я предложила детям произнести данную фразу ритмически с хлопками, четко произнося каждый ударный слог. После повторения фразы таким способом несколько раз, учащиеся уже без труда могли использовать ее в речи.

На следующий урок, после моего вопроса, какую фразу мы отрабатывали на прошлом уроке, весь класс хором стал декламировать «HowcanIgetto…», все учащиеся вспомнили фразу без труда, без помощи учителя.

Данный опыт подтолкнул меня к разработке подобного способа для заучивания других устойчивых фраз. Проговаривание фраз под ритмическую основу широко используется в музыкальном обучении и называется ритмодекламацией.  

Ритмодекламация — это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель — это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.). Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. 

Я стала записывать ритмическую основу на синтезаторе (иногда с использованием только ударных инструментов, иногда с наложением мелодии). Чтобы не повторять одно и то же выражение монотонно несколько раз, я разработала рифмованные фразы с использованием устойчивых грамматических структур.

Применяя данный способ заучивания устойчивых фраз, выражений и грамматических структур на своих уроках, я отметила, что:

  • учащиеся с удовольствием пользуются данным способом заучивания на уроках;
  • детям стало проще использовать устойчивые фразы в речи, они заучивают фразу целиком, а не отдельными словами;
  • запоминание грамматических структур дается ученикам намного проще;
  • повысился интерес к изучению английского языка;
  • у некоторых учеников заметно повысился уровень знаний, что повлияло на успеваемость по предмету.

В прошлом учебном году я только начала апробировать данный способ, но остаются нерешенными еще многие вопросы:

  • на каком этапе изучения грамматической структуры лучше вводить ритмодекламацию?

В каждом разделе учебника представлены грамматические структуры для изучения. В прошлом году я составила ритмодекламации только на несколько разделов.Устойчивое выражение отрабатывалось на каждом уроке изучения раздела.

  • как распределить ритмодекламации в изучении курса английского языка?

На данный момент я планирую составить ритмодекламации на каждый раздел УМК «Английский язык» издательства «Начальная инновационная школа» (авторы Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт). Возможно, появятся и другие варианты.

    • как научно доказать успешность использования данного метода? Возможно проведение эксперимента в следующем учебном году для изучения эффективности/неэффективности применения ритмодекламации на уроках английского языка.
    • является ли применение ритмодекламации на уроках английского языка инновацией?
    • Ритмодекламация применятся в основном на уроках музыки. При изучении английского языка широко используются рифмовки, песни, стихи и чанты.

По моему мнению, новизна моего метода заключается в том, что ритмодекламация используется в основном для отработки грамматических структур и устойчивых фраз, создается собственный ритмический рисунок с использованием синтезатора (DigitalWorkstation “Yamaha PSR-S950”), на основе грамматических структур я создаю собственные рифмованные фразы. Примеры ритмодекламаций представлены ниже.

Применение ритмодекламации на уроках английского языка
(УМК «Английский язык», авторы Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт)

      1. Структура “I’m going to…” (3 класс, раздел 9)

I’m going to read,

I’m going to run,

I’m going to swim,

I’m going to have fun.

(He’s going to…, she is going to…, we’re going to…, they’re going to…)

      1. Структура “There is/there are”

There is a carpet on the floor, on the floor, on the floor,

There is a boy behind the door, behind the door, behind the door

There is a table, there is a chair

There is a sofa and no more!

(There are 2 carpets on the floor… )

      1. Структура “I’m wearing…”

I’m wearing a jacket,

She wearing a skirt,

You’re wearing a blouse,

He’s wearing a shirt

      1. Время Present Continuous (3 класс, раздел 5)

The tiger is having a bath,

The tiger is having a bath.

The tiger is having

The tiger is having

The tiger is having a bath.

(The lion is reading a book, the rabbit is watching TV, the camel is singing a song).



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!