logo

Ребёнок познаёт мир

Ребёнок познаёт мир

Автор: Курченкова Мария Сергеевна 
воспитатель  МОУ “Прогимназия № 237 “Семицветик” г. Саратов

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но одной из самых острых, пожалуй, является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на Земле ежедневно исчезают новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязнения воздуха, почвы, воды…

К сожалению, мы забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, и он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Зачастую мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.

Давайте подумаем вместе, как родители, самые близкие ребёнку люди, могут приобщить его к живой и неживой природе; что доступно пониманию малыша 3-5 лет в области явлений и объектов нерукотворного мира; какие средства и методы нужно выбирать, чтобы помочь дошкольнику разобраться в таком таинственном и в то же время привлекательном мире.

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми; дома слушают стихи и рассказы, смотрят телепередачи о животных и растениях; ухаживают за растениями на приусадебном участке. Объекты природы привлекают малышей прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общение с окружающим миром, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребёнка, с другой будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он далеко не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться всё дальнейшее воспитание и образование ребёнка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности (сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года и т.д.).

В процессе приобщения детей к миру природы взрослому нельзя ограничиваться работой по организации познания явлений и объектов окружающего мира. Очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Например, в движениях, танцах, интонациях ребёнок отображает своё отношение к таким явлениям природы, как листопад, метель; имитирует повадки различных животных. Только в сочетании этих двух сфер – познание действительности и выражение отношения к ней – возможно развитие экологической культуры ребёнка.

Детей 3-5 лет целесообразно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения, т.е. природой тех мест, где они живут: с растениями и животными, живущими в парке, лесу, дома, во дворе; с сезонными явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т.д. Ребёнку данного возраста важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или явлений: посмотреть, понюхать, послушать, попробовать на вкус, проэкспериментировать. При этом взрослому не следует перегружать детей информацией, так как это может привести к хаотичности знаний. Развитию творческого познания природы способствует не совокупность знаний о её объектах, а представления об основных закономерностях природы. В младшем дошкольном возрасте – это сменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе от меняющихся условий неживой природы.

Работу с малышом можно начинать уже с 3 лет, для того чтобы, научить его выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах. В этом возрасте мы развиваем у детей представления об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (учим различать день и ночь, состояние погоды – солнечно или пасмурно, холодно, жарко, сыро; осадки – снег, дождь; выделять свойства воды, песка), а также знакомим с объектами живой природы (комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными).

При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы взрослому прежде всего нужно опираться на чувственный опыт ребёнка и использовать наглядность. Например, гуляя с ребёнком, Вы обращаете его внимание на состояние погоды («Посмотри, какая сегодня тёплая погода, ярко светит солнышко, ему радуются птички, бабочки, цветочки… И нам с тобой весело гулять»). Если пошёл дождь, можно предложить ребёнку подставить свои ладошки, и таким образом он почувствует, холодный дождь (осенью) или тёплый (летом).

Особенность детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми (наблюдения, чтение книг, игры, простейшие опыты, беседы и т.д.). Привлечь внимание ребёнка к тем или иным средствам и способам познания окружающего мира может любой сказочный персонаж, например старичок-лесовичок.

Вам не составит большого труда сделать его из крупной еловой шишки (туловище), грецкого ореха (голова), тонких изогнутых веточек деревьев (руки и ноги), кусочков пластилина для скрепления частей и обозначения глаз, носа, рта. Этот персонаж будет приходить в гости к ребёнку и приглашать его на прогулку в парк или в лес; приносить разнообразный природный материал (плоды, семена, камушки, ветки деревьев, ракушки, перья птиц, засушенные листья и цветы) из которого получаются чудесные поделки.

Если вы, уважаемые родители, ненадолго «вернётесь» в своё детство, то, несомненно, вспомните, как делали бусы из ягод рябины, причудливых человечков из желудей и шиповника, забавных зверюшек из початков кукурузы, орехов и семян деревьев. А какую радость и гордость за свои достижения вы испытывали, когда дарили мамам и папам сделанные своими руками игрушки!

Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и даёт радость созидания, творчества. Дети рассматривают материал, ощупывают, исследуют его. Таким образом развивается восприятие ребёнка: он начинает различать форму, цвет и другие свойства предметов, например, грецкие орехи круглые, светло-коричневые, твёрдые, с шершавой поверхностью.

Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребёнка: он рассматривает сделанный вами образец поделки или рисунок игрушки, анализирует, из каких частей она состоит и из чего её можно сделать, продумывает, какой дополнительный материал (пластилин, спички, нитки, проволока) потребуется.

Не забудьте вместе с лесовичком искренне похвалить малыша, полюбоваться пусть и сделанной с вашей помощью игрушкой. Это вызовет у него желание выполнять новые, более сложные поделки, поможет преодолеть трудности, будет способствовать развитию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Иногда старичок-лесовичок может присылать ребёнку посылки с книгами. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Житкова, А. Барто, С. Маршака, О. Высотской, Л. Толстого эмоционально, живо описаны сценки из жизни знакомых детям животных (собака, кошка, воробей), а также наиболее яркие явления неживой природы (дождь, снег, гроза).

В сочетании с непосредственным наблюдением природоведческая книга поможет ребёнку внимательнее присмотреться к окружающей природе, научит правильно воспринимать её. Так, наблюдая за животными, дети трёх лет в основном выделяют у них один – два отличительных признака (у зайца – длинные уши, у ежа – иголки, у кошки – мягкую шерсть и пушистый хвост).

Взрослый может помочь ребёнку увидеть и узнать гораздо больше о внешнем виде, повадках животных, их значении для человека, а также подскажет, чем отличаются дикие и домашние животные. Для малыша – это первый шаг не только к расширению кругозора, но и к развитию логического мышления, умения классифицировать объекты, опираясь на существенный признак.
Ознакомление детей с природой – довольно сложная тема. С одной стороны, это связано с тем, что она не укладывается в строгие рамки формальной логики. Освоение и понимание её законов требуют не только рациональных подходов и знаний. Необходим чувственный опыт детей, да и самих взрослых.

С другой стороны, ваша работа будет осложняться тем, что ребёнок может видеть, как взрослые нарушают элементарные нормы и правила поведения по отношению к природным объектам: ломают ветки деревьев, оставляют мусор в местах отдыха, включают громкую музыку. В таких случаях, если ребёнок обратил на это внимание, можно не стесняясь говорить ему о том, что взрослые поступают неправильно. Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы, и тогда она щедро вознаградит его.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика