logo

Реализация антропоцентрического подхода в преподавании иностранных языков в Республике Саха (Якутия)

Реализация антропоцентрического подхода в преподавании иностранных языков в Республике Саха (Якутия)

Автор: Борисова Анна Николаевна,
учитель английского языка
МБОУ “Борулахская СОШ”,
с. Томтор, Верхоянский улус,
Республика Саха (Якутия) 

Аннотация

Рассмотрены вопросы, связанные с реализацией антропоцентрического подхода в преподавании иностранных языков в Республике Саха (Якутия). Обоснованы основные положения деятельности антропоцентрических школ в условиях Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: Антропоцентрический подход, преподавание иностранных языков, саморазвитие личности, многоязычная поликультурная среда, межкультурная парадигма обучения. Антропоцентрический подход к обучению иностранному языку в сельской школе.

Сегодня научная школа «Саморазвитие личности в поликультурный многоязычной среде», руководимая доктором педагогических наук, профессором исследователем Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова готовит новый проект об открытии антропоцентрических школ в республике Саха (Якутия). Научный раздел данного проекта представлен в монографиях сотрудников научной школы: «Антропоцентрическая парадигма обучения иностранным языкам в республике Саха (Якутия) 2014 (Фомин М.М.), «Межкультурная парадигма обучения иностранным языкам» 2012 г. (Фомин М.М.), коллективной монографии членов кафедры методика преподавания иностранных языков «преподавание иностранных языков в многоязычной поликультурной среде 2015 г. (Григорьева В.В., Наумова Е.Д., Фомин М.М., Артемьев И.Т. (2015г.)

Данный проект будет реализовываться на основе опыта западных стран в реализации концепции “life long learning” (образование на всю жизнь).

Из школ республики Саха (Якутия) одной из первых откликнулась Борулахская средняя школа Верхоянского улуса – эта школа будет реализовать антропоцентрический подход в рамках сотрудничества с научной школой профессора Фомина М.М.

Одним из главных продуктов человеческого творчества является сам человек. Жан Жак Руссо писал об изначальном совершенстве ребенка и ввел принцип природосообразности  (естественность воспитания, свобода в воспитании, общечеловеческие целевые ориентиры воспитания, гуманизм). Немецкий педагог Хит Хаммер подчеркивал роль социокультурных факторов.

Российский педагог В.В. Розанов писал: «Почему образование не достигает своих целей? – Образование само нарушает три своих коренных принципа: 1) принцип индивидуальности (обращение к богатому духовному миру человека); 2) принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось следующим и, наконец, 3) принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа».

Л. Фейербах считал, что человек – не творение Бога, а сам его творение, то есть свободный субъект жизни. Немецкий педагог Хит Хаммер подчеркивал роль социокультурных факторов (Л.Н.Куликова “Саморазвитие личности”. Благовещенск: Издательство Б.Г.У, 2001 г).

Практика показывает, что любовь ребенка – безусловная гарантия его воспитуемости. Любовь к ребенку является фактором его развития, движущей силой преодоления трудностей в его личностном становлении.

Таким образом, антропоцентрическая парадигма обучения иностранным языкам опирается на такие положения, которые выдвигает Куликова Лидия Николаевна (2001 г.):

1) реализация глубинного общения в воспитании

2) реализация принципа индивидуальности

3) активная позиция человека в истории

4) общечеловеческие целевые ориентиры воспитания

5) каждый индивид – однажды случающееся чудо.

Рассматриваемый подход реализуется в контексте компетентностного подхода по ФГОС –  межкультурная компетенция выступает в качестве важной целевой категории современного процесса обучения иностранному языку, а межкультурная компетентность как фактор готовности и способности индивидуума осуществлять речевое общение на межнациональном уровне.

Согласно М.З. Биболетовой, речевая компетенция – умение учащихся в говорении, аудировании, чтении и письменной речи. Языковая компетенция – владение произносительной лексической и грамматической сторонами речи, а также владение графикой и орфографией. Компенсаторная компетенция – умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передачи информации.

Принцип любви в воспитании являющейся отражением взаимосвязи между силой взаимной привязанности, ответственности друг за друга  педагога и ребенка и способностью последнего воспринимать педагогическое влияние, хотя никогда не был специально рассмотрен и сформулирован в педагогической теории, фактически «работал» и «работает» в каждой гуманистической воспитательной системе прошлого  и современности (Л.Н. Куликова, 2001 г.).

Литература

  1. Фомин М.М. Антропоцентрическая парадигма обучения иностранным языкам в Республике Саха (Якутия) Издательство СВФУ имени М.К. Аммосова 2015 г. -150 с.
  2. Фомин М.М. Межкультурная парадигма обучения иностранным языкам. Издательство СВФУ им. М.К. Аммосова 2014 г., – 150 с.
  3. Фомин М.М. Григорьева В.В., Наумова Е. Д. , Артемьев И.Т., Никитина В.Н. (2015 г.)
  4. Компетентностный подход в преподавании иностранных языков. Якутск 2012 г.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика