logo

Развивающее занятие по психологии для 1 класса

Развивающее занятие по психологии для 1 класса
Тема: «Знакомство с чувствами. Как узнать, какое чувство испытывает человек?»

Автор: Балабойко Наталья Валентиновна 
педагог-психолог ГБОУ «СОШ № 867 
г. Железнодорожный, Московская область

Основные цели:
1) Сформировать представление о понятии «чувства» (эмоции), познакомить детей с основными чувствами: радость, гнев, стыд, страх, интерес, обида.
2) Научиться различать чувства других людей
3) Показать значимость умения понимать свои чувства и чувства других людей и учитывать их в своем поведении.

Заметки

 Вариант проведения урока

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Раз-два-три
Слушай и смотри
Три-два-раз
Мы начнем сейчас.

— Мы начинаем наше занятие по психологии. Посмотрите, у меня на ладошке семечка, из которой можно вырастить настоящий цветок. Скажите, что нужно, чтобы цветок рос большим и красивым? (дождик и солнышко, нужно ухаживать.)
— Так же и у людей. Чтобы из мальчика или из девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимо тепло, поддержка, а так же умение понимать себя и других людей.
— Поднимите руку те, кто готов учиться понимать себя и других? Отлично, давайте пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

— Послушайте, что я вам расскажу. Гулял по лесу пес. Вдруг, навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов и поет песенку. Увидел лисенок песика, подошел к нему и подарил ему букет. Удивился песик и спросил лисенка: «А за что?». «Да просто так»,– ответил лисенок и побежал дальше. Постоял, постоял песик и тоже побежал по лесу. Скажите, что почувствовал песик, когда получил в подарок букет?

— А что такое – радость? Радость, это такое чувство. Радость испытывает каждый человек. А какие еще эмоции испытывает человек?

— Что вы испытываете, когда вам дарят подарки? (радость) Когда с вами не хотят играть? (обида) Когда вас ругают за дело? (стыд) Когда вы получаете сюрприз? (интерес) Когда на вас лает большая собака? (страх) Когда вас задирают? (злость, или гнев)

— Вот мы с вами и назвали 6 основных чувств, которые испытывает каждый из нас, и я, и (назвать имена нескольких детей).

— А скажите, нужно ли нам знать, какие чувства испытываем мы, или другой человек?

— А зачем? Зачем нам изучать чувства?

— Для того чтобы лучше общаться с другими людьми, понимать, что они хотят, чем они недовольны, и как нам лучше поступить в той или иной ситуации. А еще для того, чтобы уметь рассказать о том, что мы чувствуем другим людям. Это тоже бывает важно.

Задание на пробное действие.
— Сейчас я предложу вам задание, которое заставит вас задуматься. Не торопитесь с ответом.
— Подумайте и ответьте на вопрос: как можно определить, что чувствует другой человек?
— Закройте глазки. Поднимите руку те, кто знает: как можно определить, какое чувство испытывает другой человек?
— Откройте глаза, руку не опускайте, посмотрите друг на друга. Что видите? (Кто-то поднял руку, а кто-то нет.)
— Кто не поднял руку, в чем ваше затруднение? (Мы не знаем ответ на вопрос)
— Кто поднял руку, расскажите несколькими словами, как можно определить, какое чувство испытывает другой человек?
— Вы молодцы, привели много примеров. Какой ответ точный, правильный? (Мы не можем выбрать.)
— Вы столкнулись с затруднением. Учение без затруднений не бывает. И в этом случае надо остановиться и подумать.

3. Постановка учебной задачи. Выявление причины затруднения.

— На какой вопрос вам надо ответить?
— А почему вы не смогли это точно определить?
— Значит, что вы должны сегодня сами узнать? Поставьте перед собой цель. (Мы должны узнать ответ, как понять, какое чувство испытывает другой человек.)
— Тема нашего урока будет называться: « Как узнать, какое чувство испытывает человек?» Учитель открывает тему урока на доске.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Для того чтобы нам найти ответ и достичь цели, давайте поиграем вот в какую игру: я буду называть вам животное, и что оно делает, а вы показывайте. Покажите мне обиженную обезьяну. Молодцы, посмотрите друг на друга. А теперь покажите мне испугавшегося ежика. Посмотрите друг на друга. Покажите мне, как злится жираф. Посмотрите друг на друга. Покажите мне котенка, которому стыдно. Посмотрите друг на друга. Покажите мне дельфина, который радуется. Посмотрите, какие у нас радостные дельфины в кабинете. Вы все молодцы!

— А теперь кто-нибудь может мне сказать, чем отличались злящийся жираф от радостного дельфина, обиженная обезьяна от испуганного ежика?
— Правильно, у них было разное выражение мордочек, разные позы, и они издавали разные звуки.
— Давайте теперь посмотрим, а как у людей проявляется страх, злость, радость, стыд, обида. Покажите, как вы обижаетесь?…злитесь?… как вам стыдно?… покажите страх?… радость?..
— Что вы заметили, ваше выражение лица и позы были похожи на те, которые вы показывали, когда были животными?

— Правильно, когда каждый из нас испытывает какое-то чувство, наше выражение лица и поза показывают ее. Когда мы радуемся – появляется улыбка, вокруг глаз появляются морщинки, когда чего-то испугались – наши брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами. Когда мы злимся, у нас нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, губы плотно сжаты, лицо часто краснеет; когда нам стыдно – голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее. Когда обижаемся – наши плечи поднимаются, голова опускается, губки как будто надуваются.

— Может быть, вы заметили еще что-нибудь?

5. Реализация построенного проекта: «открытие» детьми нового знания.

— Можете ли вы теперь дать ответ на вопрос, как узнать, какое чувство испытывает другой человек?

— Что же нужно сделать, для того чтобы понять, что чувствует другой человек? (Нужно внимательно присмотреться к человеку, и по мимике, позе, или даже по голосу определить эмоцию).

— Давайте поработаем в группе, у каждой группы есть конверт, в котором лежат изображения с рожицами. И табличка, в которой написано название чувств. Каждая рожица показывает свое чувство. Вам необходимо приклеить напротив названия каждой эмоции рожицу, которая показывает эту эмоцию. Все поняли задание? Приступайте.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— А теперь давайте посмотрим на картинки, и попытаемся угадать, какие же чувства испытывали люди, изображенные на них.

— Объясните, почему вы думаете, что именно это чувство испытывал человек?

— Вы молодцы хорошо все вместе выполнили задания. А теперь поработаем самостоятельно.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

— У вас на столе лежат листочки, на которых изображены чувства человека, напротив каждой картинки стоит название чувства. Найдите ошибки и зачеркните их.
— Проверьте.
Открыть на доске образец, заранее подготовить
— У кого есть ошибки?
— Как вы думаете, почему они появились? Молодцы.
— У кого все получилось? Поставьте себе «+». Молодцы.

8. Включение в систему знаний.

— Как вы думаете, как вам может пригодиться знание, открытое вами сегодня?
— В каких ситуациях оно сможет вам помочь?

9. Рефлексия деятельности на уроке.

— Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
— О чем мы сегодня узнали?
— Зачем надо знать об этом? (Чтобы лучше понимать других людей.)
— Докажите, что вы были настоящими учениками. (У нас была трудность, и мы с ней справились сами.)
— Какой был наш первый шаг на уроке? (Мы поняли, чего мы не знаем.)
— Что мы сделали потом? (Мы сами поняли, как понять, какое чувство испытывает человек, открыли новое знание.)
— Пожалуйста, нарисуйте на листочке то чувство, которое вы  — испытываете сейчас, в конце нашего занятия. Давайте повесим наши чувства на доску.

— Спасибо за урок.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!