logo

Развитие универсальных логических действий на примере работы с загадками

Развитие универсальных логических действий на примере работы с загадками

Автор: Третьяк Алефтина Геннадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 8»,
г. Краснокамск, Пермский край

Особое место на уроках чтения занимает загадка. По словам К.Д. Ушинского она «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». Средствами загадки «формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову».  Чтобы отгадать загадку, нужно «внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное».

При отгадывании загадок развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, дети учатся понимать красоту и образность родного языка. Отгадывая загадки, дети учатся понимать переносное значение слов, использовать в речи синонимы, метафоры, образные выражения, сравнения.
Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею.   Следовательно, она развивает не только ум, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание ребёнка. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение способствует формированию коммуникативных способностей.  Сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают свою речь.

Работа с загадкой помогает формировать универсальные логические действия:

  • Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
  • Синтез, как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов
  • Сравнение, классификация объектов
  • Подведение под понятия, выделение следствий
  • Установление причинно-следственных связей
  • Построение логической цепи рассуждений
  • Доказательство
  • Выдвижение гипотез и их обоснование

Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания ребёнка.  Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности.

Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем  мире связях между явлениями. Художественные образы загадок   знакомят с языком народной литературы,   помогают созданию художественной картины мира.

На мой взгляд, в учебниках Бунеевых работе с загадками уделяется недостаточно внимания. Приведу примеры использования загадок на уроках  русского языка и литературного чтения. Постараюсь показать не только место загадки на уроке, но и способы сочинения загадок.

  1. В первом классе при изучении букв пользовалась рифмовками А. Шибаева из книги «Буква заблудилась» Они способствуют развитию интеллекта, будят фантазию и воображение,  помогают получить первые представления о рифме.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползет зеленый лук с длинными усами!

Жучка будку не доела: неохота, надоело.

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом.

 На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.

Забодал меня котёл, на него я очень зол.

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»

Сели в ложку и – айда! – По реке туда-сюда!

Такие рифмовки можно сочинить самим. Задание предполагает развитие фан­тазии, воображения и умения выразить свои фантазии при помощи слов. Сочиняем сначала коллективно.

Предлагаю сочинить рифмовки так, как я это делала с детьми на уроке.

Называю  пары слов.

Заполним таблицу словами-помощниками. Где можем видеть этот предмет, что он делает. Подбираем рифмы.

Галка — палка

галка на заборе сидит горе глядит
палка

На заборе палка сидит,

Сразу во все стороны глядит.

Сидит палка на заборе – у неё большое горе.

Потеряла червяка, жизнь у птицы нелегка.

кочка в болоте прыг да скок нет дорог
точка  в тетрадке  стоит  в порядке

На болоте нет дорог, я по точкам прыг да скок!

У Оли в тетрадке всё в порядке. В каждой строчке только кочки.

Предложенье я писала, кочку не поставила.

Меня мама всё сначала написать заставила.

кошка на окошке мурлычет
мошка  в воздухе  кружится  садится

Кошка в воздухе кружится, на цветок она садится

Мошку глажу я по шёрстке шур-шур. И она поёт Егорке мур-мур.

  1. При изучении орфограмм на уроках русского языка использую загадки «договори словечко».

Хоровые ответы обеспечивают психологическую комфортность, так как ребенок не боится ошибиться. Стеснительные дети, которые говорят тихо, учатся говорить громко. Кроме того, улучшает­ся реакция на любые поставленные  вопросы.

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

Не боюсь я слова «брысь», — я лесная кошка… (рысь)

Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?.. (петушок)

Вяжет мама длинный шарф, потому что сын — … (жираф)

Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек)

 «Спинка в веснушках. Ах, как неловко!» – И покраснела… (божья коровка)

 Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)

 Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика) 

Злая, как волчица. Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же… (крапива)

В колючках еж и ерш, но сразу разберешь: Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится — … (ерш)

  1. Затем следуют загадки-обманки, они чуть  сложнее:

Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Закрепляется умение выделять общий смысл, выводить следствие из отдельных фраз.

Быстрее всех от страха несется… – заяц.

С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… обезьяна

Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … белка)

Дочерей и сыновей учит хрюкать…(свинья)

Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… медведь

Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… мишка

На заборе поутру кукарекал… (петух)

Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем…  (павлин)

В теплой лужице своей громко квакал… лягушка)

(В чаще, голову задрав, воет с голоду…  (волк)

Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар: ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… (филин)

По сосне, как в барабан, застучал в лесу…  (дятел)

Все преграды одолев, бьет копытом верный… (конь)

Простой вопрос для малышей: кого боится кот?.. собаки

Подобные загадки учат думать и быть внимательным, не поддаваться на хитрый обман, развивают чувство юмора.

Предлагаю потренироваться в сочинении подобных загадок.

Выбираем предмет, который опишем словами: какой, где живет

предмет его признаки где живёт рифмы
сорока крикливая белобокая птица живёт в лесу
лисица сестрица

 Белобокая сестрица в лесу живёт … 

Подсказкой может служить существительное женского рода, к нему же нужно придумать рифму  (сестрица – лисица)

лимон жёлтый кислый чай пьют
огурец молодец

Жёлтый, кислый молодец! С мёдом вкусен …

  1. При изучении частей речи можно предложить сочинить загадки – сравнения.  Такая работа формирует умение выделять существенные признаки, смысловые опорные слова текста, составлять целое из частей с самостоятельным достраиванием.

Загадайте предмет, теперь в таблицу запишите его признаки в первый столбик, а во второй — предмет обладающий тем же признаком, в третий – действие, которое может совершать. Например: бабочка

Какая? На что похожа? Что делает?
яркая цветок кружится
лёгкая пушинка вьётся

Теперь выбирайте форму и вставляйте в неё то, что   записали  в таблицу:
___________, как (словно)____________
___________, да (а) не   __________

Яркая, словно цветок

Лёгкая, а не пушинка

Кружится вьётся, в руки не даётся.

Чтобы дети самостоятельно сочиняли загадки необходимо научить видеть главные признаки, по которым можно узнать предмет и признаки, которые только указывают на него.

Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика.
— Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное.
— Какой он по форме?
— По цвету?
— Какая у него мордочка? Ножки?
— Чем покрыта у него спинка?
— Какие у него повадки?
— Где он живёт?
— Чем питается?
— Что он частенько носит на своей спинке?
— Давайте выделим главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных

имя существительное имя прилагательное глагол рифмы
недотрога маленький фыркает удаленький
зверёк круглый бежит шуршит
иголки колючий катится прячется
комочек серенький пыхтит клубочек
ножки коротенькие свернулся по дорожке

Колючий недотрога по дорожке катится,

Кого-нибудь увидит и в клубочек спрячется.

  1. Ещё один способ сочинения загадок нахождение общих и частных признаков. Загадываем предмет, например: страус.
предмет это… у которого есть… который ещё может…
страус птица крылья не умеет летать
лиса
  1. В русских народных сказках часто встречаются загадки. Обычно это загадки на смекалку. В них всегда есть некоторое лукавство, подвох, недоговоренность, многозначность. Поэтому они  всегда труднее «честных» задачек на логику.  Здесь не помогут рассуждения, нужно просто догадаться. Эти загадки тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления.
  • От чего плавает утка (от берега).
  • За чем язык во рту (за зубами).
  • Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10).
  • На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот).
  • Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой).
  • Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (5 минут).
  • Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца (3 минуты).
  • Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана).
  • Могут ли быть на яблоне яйца? (Да, в птичьем гнезде).
  • Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги (2 кг).
  • Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха? .
  • Когда мальчика называют женским именем? (Когда он соня).
  • Перечисли пять дней подряд, не называя чисел и дней недели (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Во время чтения таких сказок предлагаю детям придумать загадку, которую они бы загадали герою сказки.

Для сочинения: олень, ирис, враг

Идет Лежебока, олень навстречу. Что они будут делать?

Зачем я врагу положила помидоры, капусту, кабачки, зелень.

У меня есть ромашка, розы, ирис. Могу я собрать букет и сварить кашу?

  1. В произведении Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» есть задание придумать загадки, которые могли бы загадать разные герои Виктору Перестукину.

Описание предмета. Игра “Отгадай-ка”.

Ученик- отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, ему по очереди называют, на что похож этот предмет. Какой он по форме, по цвету, для чего используется. Нужно отгадать  загаданный предмет.

  1. Загадки с использование сравнений и слов, употребляемых в переносном значении. Загадка про цифру 8. На что похожа? (неваляшка, Ванька-Встань-ка, на 2 пятака, два колечка)

Цифра эта неваляшка. Вид имеет двух колец.

Что за цифра? Витю спросим.

Ну, конечно, это …

  1. Олицетворение, сравнение. Выбираем предмет, придумываем, какие звуки он может издавать. Согласные звуки
действия сравнения рифмы
шуршат человечки могут — помогут
звенят соседи хотят
скрипят жители любители
свистят птички невелички, на страничке

Они шуршат, звенят, скрипят

И даже свистнуть могут.

А стать словами захотят –

Им гласные помогут.

Сочиняя загадки, дети учатся управлять своей деятельностью, проявляют инициативу и самостоятельность. Формируются и познавательные учебные действия: работа с информацией, выполнение таких логических действий, как сравнение, анализ, установление аналогий. Тайный условный язык загадки заставляет рассуждать, соображать, пристально всматриваться в окружающую действительность. Когда загадка   придумана, загадана, оценена одноклассниками, повышается уважение к себе, как к личности. Работать с загадками можно в парах и группах, тем самым закрепляя навыки сотрудничества.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!