logo

Развитие связной речи у детей 7-8 лет

Развитие связной речи у детей 7-8 лет

Автор: Логинова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед МБОУ «СОШ №9»,
г. Чебоксары, Чувашская Республика

Связная речь — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены
точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.
Ф.А. Сохин

Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является творческая, познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способов и возможностей ребенка.

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а так же уровень его развития.

Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций. Поэтому развитие речи осуществляется на уроках обучения грамоте, чтения, грамматики. Оно неотделимо от любой языковой работы.

Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.

В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придаётся особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

У ребёнка в шестилетнем возрасте уже почти полностью закончено развитие звуковой речи. Развитие речи младших школьников таково, что дети умеют пользоваться простыми и сложными предложениями, пользуются грамматическими формами родного языка, владеют всеми фонемами.

Письменная речь младших школьников во время обучения в младшей школе постоянно совершенствуется, ребенок существенно расширяет свой словарный запас. Общаясь с педагогами и родителями, ребенок не только количественно расширяет свой словарный запас, он уточняет значение всех выученных слов, т.е. расширяет его качественно.

Связная речь младших школьников может совершенствоваться в игровой форме, ведь известно, что эта форма является наилучшей для усвоения знаний шестилетками – обучение младших школьников построено на игре. Совершенствовать речь детей можно при помощи разнообразных развлекательных сценариев – во время развлечений и соревнований происходит максимальное пользование собственной речи школьниками во время свободного речевого общения.

Но не у всех детей речь успела сформироваться к поступлению в школу. Нарушение речи у младших школьников может быть вызвано не только проблемами логопедического характера – дети в таком возрасте склонны копировать окружающих людей, которые умышленно или по неграмотности неправильно произносят слова. Дети очень склонны к подражанию, поэтому от них нередко можно услышать «ухи» или «не трожь», поэтому учителя в начальных классах ставят цель привить школьникам любовь к правильному употреблению слов.

В последние годы, я стала замечать, что у первоклассников всё чаще стало недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в понимании каких-либо фраз, в соединении отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея отно­сительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств, а именно: недостаточный объем словарного запаса, мало в речи используются прилагательные, наречия, антонимы, синонимы, наречия, предлоги.

Я на своих логопедических занятиях стараюсь как можно больше внимания уделять на составления рассказа по вопро­сам, предметным, сюжетным картинкам, по серии картинок, графическим (знаковым) схемам, опорным словам, програм­мируя в устном плане развернутые сообщения, отрабатывая умение отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности. Важнейшим лексическим умением, формируемым на ло­гопедических занятиях, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять и объяснять их значения.

Подобранные упражнения, надеюсь, пригодятся вам, и будут интересны, какие задания, игры и упражнения можно проводить в домашних условиях, чтобы как можно лучше развить у ребёнка связную речь.

В первую группу упражнений направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность:

  1. Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своём котике (устно).
  2. Составь из слов два предложения.

Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.

  1. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

Весной, в, купаются, воробьи, лужах.

Составь ещё одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.

  1. Прочитай. Составь из слов два предложения.

На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.

Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь? Почему?

  1. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу.

Во вторую группу упражнений направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:

  1. Прочитай текст.

Подруги

Оля часто болела. А её школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.

Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.

  1. Прочитай начало сказки.

В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки. Однажды к мастеру пришёл… .

Придумай продолжение сказки.

Таким образом, прежде чем развивать связную речь, необходимо использовать различные приёмы и методы направленные на развитие связной речи младших школьников. А для этого нужна кропотливая работа учащихся, учителей и родителей. Только систематическая, совместная работа всех нас, обязательно приведёт к успеху!

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!