logo

Развитие речи, эмоциональной сферы у детей с ОНР в процессе театрализованной деятельности

Автор: Рассомакина Марина Александровна,
воспитатель МКДОУ детский сад № 26, г. Орёл.

Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной и эмоциональной речи у детей с ОНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), и ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создает дополнительные затруднения. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата.

Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его; развивается уверенность в своих силах, чувство коллективизма и активность. Будучи синкретической деятельностью, игра наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: целостности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д. (Л.В. Артемова, Л.С. Выгодский, Н.Ф. Сорокина, Д.Б. Эльконин).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А.Н. Граборов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике.

Мною используются следующие виды театральной деятельности:

  • музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
  • художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
  • театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Основные направления работы в театрально-игровой деятельности:

  • развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
  • развитие общей и мелкой моторики: координация движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
  • развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жеста, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа. Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А. Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя и соответствуют определению: драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Очень важно включать в занятия специальные игры, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физминуток и организационных моментов.

Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решать важные задачи коррекционной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной и выразительной.

Театрализованные игры также позволяют решать задачи, связанные с эмоциональным, нравственным воспитанием дошкольников с ОНР:

1. Вызывать и поддерживать эмоционально-положительное отношение к игрушкам, игре как деятельности, партнерам по игре.

2. Способствовать осознанному восприятию эмоций персонажей и осознанному отношению к их поступкам в процессе принятия роли и реализации различных вариантов ролевого поведения в соответствии с игровой ситуацией.

3. Формировать положительные навыки и привычки поведения и способствовать их реализации в игре.

4. Обогащать словарь за счет слов, обозначающих эмоциональные состояния и необходимых для усвоения правил поведения и формирования нравственных представлений.

Использование театрализованных игр в целях эмоционально-нравственного воспитания детей предполагает наличие следующих условий:

  • создание соответствующей предметно-игровой среды;
  • насыщение театрализованной деятельности доступным и эмоционально-значимым для детей дошкольного возраста нравственным содержанием;
  • насыщение театрализованной деятельности эмоционально-экспрессивными, предметно-действенными средствами взаимодействия;
  • взаимосвязь обучения навыкам театрализованной игры с развитием речи, с обогащением словаря лексикой, обозначающей эмоции и состояния человека, с использованием ее в различных коммуникативных ситуациях;
  • реализация поставленных задач педагогами группы совместно с психологом и музыкальным руководителем во всех видах детской деятельности;
  • совместное участие в подготовке и проведении игр детей и взрослых.

Игры-драматизации должны быть представлены играми на основе простых текстов этического характера, а также играми на основе проблемных ситуаций и ситуаций в жизни детей. В основу игр-спектаклей могут быть положены сюжеты сказок.

Особое внимание необходимо уделять поддержанию эмоционально-положительного отношения к предстоящей деятельности, активности и интереса детей во время чтения текста, в работе над пониманием его содержания, в процессе подготовки и проведения игр. Это достигается с помощью инсценировки рассказа педагога (что создает у детей положительную мотивацию и эмоциональное восприятие, необходимые для эффективного эмоционально-нравственного воспитания), а также с помощью предметно-игровой среды, которая включает изготовленные с участием детей игрушки и атрибуты.

Однако просто повторение игр этического характера недостаточно для эффективного решения задач эмоционального воспитания. Необходима специальная работа, то есть обсуждение с детьми норм и правил поведения, а также эмоциональных реакций на представленную в рассказе ситуацию. Итак, эмоциональному развитию детей способствует понимание переживаний персонажей, приятие их и последующие «проживание» в ходе драматизации описанных в тексте событий.

Таким образом, работа по развитию речи, эмоциональной сферы у детей с ОНР с использованием театрализованных игр необходимо проводить комплексно. Это способствует возникновению у детей потребности в активном выражении чувств, стимулирует мыслительную деятельность.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика