logo

Развитие познавательного интереса учащихся через систему творческих домашних заданий

Развитие познавательного интереса учащихся через систему творческих домашних заданий

Автор: Останина Ольга Александровна,
учитель математики в средних и старших классах (5-11 классы)
МБОУ “Гимназия № 2”,
г. Кирово-Чепецк, Кировская обл.

  1. Информационно – педагогический модуль опыта: «Развитие познавательного интереса учащихся через систему творческих домашних заданий»

Актуальность:

Модернизация российского общего образования направлена на обновление содержания образования и внедрение в педагогику обучения системно-деятельностного и личностно-деятельностного подходов в обучении и воспитании, формирование самостоятельной учебно-познавательной активности учащихся, коммуникативной, практической, творческой деятельности и опыта этой деятельности.

Таким образом, модернизированная школа должна предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования.

Главной целью образования становится «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

В соответствии с этим целью моей работы является:

«Создание условий для развития познавательного интереса учащихся через систему творческих домашних заданий»

Задачи:

  • Расширить базовый уровень знаний учащихся предметной области «математика»
  • Обеспечить интеграцию, мотивацию учебной и внеучебной деятельности
  • Создать условия для самореализации, саморазвития учащихся
  • Способствовать развитию творческих задатков учащихся
  • Создать условия взаимодействия ученик-учитель, ученик-родитель, ученик-ученик, ученик-социум

Объект исследования: творческие домашние задания

Предмет исследования: влияние творческих домашних заданий на познавательную активность учащихся

Новизна опыта

Разовые творческие домашние работы в своей практике используют многие учителя, но систематическое их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, а так, же качество знаний.

Доступность:

Материалы работы могут быть использованы любым специалистом математики, используя как дидактический материал на отдельных уроках, курсах по выбору, кружках, факультативах.

  1. Теоретические основы опыта

Проблемой познавательного интереса занимались многие советские педагоги: Г.И. Щукина, Н.А. Рыков, Н.И. Гамбург, И.Д. Синельникова, В.Н. Максимова, Ф.К. Савина и др.

Определим само понятие – познавательный интерес. Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов». В педагогике познавательному интересу дано свое определение: это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Учитель воспитывает интерес к своему предмету.

Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов, учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован. Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. Главный вид этой деятельности – учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения. Широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательного интереса.

Развитие познавательного интереса и активность личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Сегодня проблема познавательного интереса все шире рассматривается в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет учителям успешно формировать и развивать познавательный интерес учащихся, обогащая личность, воспитывая в ней активное отношение к жизни.

Таким образом, познавательный интерес – важная составляющая часть процесса обучения. Интерес школьников к учению, является определяющим фактором в процессе овладения знаниями. «Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно» – Л.Н. Толстой. Учение должно сопровождаться любопытством, интересом к данной области знаний, а не наказаниями и зубрежкой. Как было отмечено выше: познавательный интерес – один из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. «Процесс формирования интересов, – отмечает Г.И. Щукина, – происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес может выступать в познавательной деятельности школьника как сильный и значимый мотив. Познавательный интерес как мотив личности побуждает школьника заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием этого сильного мотива школьник читает дополнительную литературу по интересующему его вопросу, постоянно ставит перед собой вопросы, находит источники удовлетворения своего интереса. Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстны. Школьник не нуждается в постоянном внешнем стимулировании учения, сам идет в школу с желанием познавать, приобретать знания и активно в этом участвовать. Познавательный интерес определяет инициативу в постановке познавательных целей помимо тех, которые ставит учитель. Познавательный интерес придает поисковый, творческий характер любому виду, любой форме познавательной деятельности.

Познавательная деятельность – это познание не только в целях учения, но и для открытия нового в науке (Краткий педагогический словарь). Развитие познавательной деятельности  как «повышение мастерства человека» в добывании и использовании знаний – рассматривался в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. как процесс, имеющий конкретно-историческую и социальную природу.

Ученые отмечают, что ни одно из специфических человеческих качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д., не могут возникнуть путём лишь вызревания органических задатков. Закономерности развития психики лежат не «внутри» человека, а в «закономерно организованной действительности». Но ведущей учебная деятельность является только в младшем школьном возрасте, поэтому при работе с учащимися подросткового возраста необходимо повышать познавательную мотивацию и развивать психические познавательные процессы и явления (восприятие, внимание, мышление, память и т.д.).

Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность. Любой человек рождается с задатками к познавательной деятельности, но уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от задатков, полученных при рождении, но в гораздо большей мере от характера формирования познавательных возможностей в семье, в школе, от собственной деятельности по развитию своих интеллектуальных способностей. Задача учителя – организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировать потребности в творческом преобразовании учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

  1. Описание опыта

«Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь».

К. Ушинский

Чтобы «зажечь» каждого ученика на уроке, следует много работать над активизаций его познавательной деятельности.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Для создания глубокого интереса к предмету, для развития познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие самодеятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Одна из форм активного обучения – творческие домашние работы.

Познавательная деятельность

1) расширяет базовый уровень ЗУН, создает мотивацию учебного процесса (виды работ: таблицы, тесты, графики, задачи, познавательные разминки);

2) развивает творческий потенциал (рисунки, сочинения, стихи, ребусы, загадки).

Все это виды краткосрочных домашних заданий, систематическое их использование дало осознанный выход на долгосрочные – проекты, исследовательские работы.

Чтобы поддерживать интерес учеников творческие задания должны быть регулярными, поэтому на каждую тему необходимо составлять такие задания. Например: Содержание программы. Математика 5.

раздел Вид творческой работы
1 Натуральные числа Сказка, познавательная разминка, тест, загадки
2 Обыкновенные дроби Сочинение, задачи, познавательная разминка
3 Десятичные дроби Познавательная разминка, тест
4 Текстовые задачи Задачи
5 Измерения, приближения, оценка Проект
6 Проценты Задачи
7 Алгебраические выражения Познавательная разминка, тест
8 Координаты Задачи, рисунки
9 Геометрические фигуры и тела Рисунки, проект
10 Измерение геометрических величин Проект, чертежи
11 Элементы комбинаторики Диаграммы, задачи

С чего же все началось? Пять лета назад мне в очередной раз дали пятый класс. Ребята очень не любили решать задачи, и зачастую можно было слышать «Опять эти задачи», «Опять у меня будет три» и т.д. На первом же собрании родители задали вопрос «Как научить детей решать и любить задачи?». Тогда мы провели мастерскую по составлению задач в картинках и их решению. Такое предложение  родителям понравилось. Уже через день ребята стали приносить свои задачки. Так появилась идея творческих домашних заданий.

Первые задачи ребята уже решали на следующем уроке. К процессу творчества постепенно присоединились и те ученики, которые не проявляли особого интереса к математике. Учащиеся были оценены, а затем провели выставку работ для ребят и их родителей. Для некоторых занятие по составлению задач и их решению стало семейным творчеством. Когда накопилось достаточное количества материала, выпустили свой сборник задач с условиями, рисунками и образцами решения. Несколько учеников заинтересовались результатом своей работы и решили выполнить исследовательскую работу по теме: «Моделирование задачи через рисунки». Задачник оказался полезным и для самих ребят и ребят других классов, а также педагогов и родителей.

Сначала это были просто задачи в картинках и познавательные задания, затем задачи связанные с повседневной жизнью.

Ребята стали составлять задачи про изменение цен в магазине, работу своих родителей, интересы окружающих, свои увлечения и т.д. Таким образом, мы непроизвольно подошли к решению одной из задач Стандартов второго поколения – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Идея творческих домашних заданий прослеживается не только в 5-6 классах, но и  в старших классах. Девятиклассники составили задачи по, сложной для них, теме «Длина окружности и площадь круга». И материал идеально усвоили все ребята. Из работ учеников были созданы домашние контрольные работы для мальчиков и для девочек.

Апробированы на следующий год в 9-х классах. Провели эксперимент: в одном классе решали задания только из учебника, а в другом – задачи, разработанные ребятами. Получили интересные факты, что в классе, где на уроках выполнялись только задания из книги, то ученики отмечают, что тема сложная и неинтересная, а в другом классе сказали, что такие задачи решать полезно и интересно.

Начиная с седьмого класса, использую идею творческих домашних заданий при подготовке к контрольной работе. Учащимся выдаются типы упражнений, они должны составить задачи для контрольной работы и ее решить. Такой вид работы дает положительные результаты.

В организации познавательной деятельности используются методы:

  • частично-поисковый,
  • исследовательский,
  • проблемное обучение,
  • проектный
  • личностно-ориентированное обучение.

Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная

Все это направлено на приобретение опыта творческой деятельности.

Диагностика познавательного интереса

Цель: выявить уровень познавательного интереса к выполнению творческих домашних заданий

Сведения о классах

5б, 6б, 7б, 8б – в этих классах творческие задания используются не в системе

5а, 6а, 7а, 8а – (классы автора) – творческие домашние задания проводятся в системе

2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Формулировка вопроса
1 Нравится заниматься математикой 96 92 96 76 96 56 96 43
2 Всегда выполняю домашние задания 100 92 100 88 96 78 96 38
3 Нравится выполнять творческие домашние задания 100 100 100 84 100 56 100 43
4 Нравится выполнять творческие домашние задания, потому что
А) интересно
Б) можно получить оценку
 

100

100

 

88

100

 

96

100

 

84

96

 

96

100

 

48

56

 

96

100

 

56

56

5 Творческие домашние задания помогают в учебе 100 100 100 88 96 52 96 48
6 Люблю выполнять творческие домашние задания

А) один

Б) в паре

В) в группе

Г) с родителями

 

 

68

82

56

14

 

 

88

46

12

4

 

 

72

88

24

24

 

 

76

16

 

 

88

88

24

24

 

 

56

16

 

 

90

90

56

24

 

 

48

32

7 Считаю, что навык работы пригодится в будущем 100 100 96 78 96 48 96 43

Вывод: данная диагностика показала, что после начальной школы учащиеся пришли в 5 класс с довольно высокой мотивацией, но в классах «а» и «б» интерес к предмету стал падать, когда в классе «в» он остается стабильным Учащиеся считают, что выполнять творческие домашние задания не только интересно или за них можно получить хорошую оценку, но и приобрести навык работы, который пригодиться в будущем (проектной и исследовательской деятельности).

Результативность и эффективность опыта

Одной из задач современной школы является взаимодействие всех участников образовательного процесса. Гимназия №2 города Кирово-Чепецка много лет работала над воспитательной системой, идея которой «Сотрудничество и сотворчество», поэтому в своей работе выделяю взаимодействия ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель, ученик-социум. Сотрудничество и сотворчество ученик-ученик осуществляется через: обмен информацией, коллективные проекты, ученик-родитель через совместные творческие работы, ученик-социум через практико-ориентированные задачи, опрос общественного мнения. Роль учителя при этом наставник, помощник.

Очень важно, чтобы продукт созданный детьми не пылился на полках, а жил, то есть использовался. Ребята гордятся тем, что их творение стало полезным. Для учащихся конкретного класса творческие работы находят применение на уроках, мини конференциях, в докладах, в исследовательских работах, проектах. Для родителей: проводятся выставки, выступления на родительских собраниях. Для учителей и учащихся других классов как дидактический материал, домашние контрольные работы, задачники.

Внедряя творческие домашние задания в образовательный процесс, наблюдается не только высокий уровень познавательной активности, но и хорошие результаты качества обучения по предмету.

2012-2013 2013-2014
Класс 10а 10аб 11а
% качества 72 88 63 100 73 71 90 100
2014-2015 Результаты 1 полугодия 2015-2016
Класс 10б 11аб 10аб 11аб
% качества 68 88 100 93 77 92 80

Таким образом, «Развитие познавательного потенциала учащихся через систему творческих домашних заданий» содействует:

  • формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ей на практике.
  • укреплению связи обучения с жизнью, развитию творческой самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.

Творческие задания могут с успехом использоваться для решения целой группы задач в педагогическом процессе: образовательных, развивающих, воспитывающих. Таких как развитие познавательных процессов личности школьника; развитие эмоционально – волевой сферы учащихся; воспитание интереса; развитие мотивационной сферы учащихся; развитие коммуникативных умений и др.

Таким образом, применение творческих заданий в целостном педагогическом процессе реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной творческой работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности.

 Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования. 2002.-№2.
  2. Краткий педагогический словарь: учебное справочное пособие. Г.А. Андреева и др., М., 2005
  3. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. М.: Мнемозина, 2009.
  4. Маркова В.И. Деятельностный подход в обучении математике в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Киров: КИПК и ПРО, 2006.
  5. Маркова В.И. Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике. Киров: КИПК и ПРО, 2009.
  6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989, с.324.
  7. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1971.
  8. Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса учащихся. – М.: Учпедгиз, 1962.
  9. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Под редакцией Г.И. Щукиной. – М., 1984.

 

Сайт репетитора по математике – здесь

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика