logo

Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста

Творческий отчет по теме самообразования “Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста”

Автор: Лягуцкая Надежда Васильевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ “Сусловский д/сад к.в. “Ёлочка”,
с. Суслово, Мариинский р-н, Кемеровская обл.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства, (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности).

Одним из интересных, доступных видов деятельности для детей всегда являлась певческая деятельность, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно певческим голосом.

“Гармония” К.В. Тарасовой – развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных видах музыкальной деятельности.

“Синтез” К.В. Тарасовой – введение дошкольников в мир музыки, приобщение к истинно прекрасному.

“Интоника”, “Здравствуй” М.А. Лазарева – стимуляция психофизических качеств детей через музыкальную эмоцию.

“Искусство слышать” Л.В. Школяр – развитие у детей способности моделирования процесса художественного творчества.

“Радуга” – развитие музыкальности, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.

“Детство” – растить детей здоровыми, жизнерадостными.

Актуальность этой темы в том, что пение расширяет кругозор дошкольника, обогащает его духовный мир, побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию.

Песни наиболее близки и доступны детям. Дети любят петь. Исполняя их, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем.

Обучение детей пению – одна из самых сложных задач, требующих от музыкальных руководителей высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивания эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка. Из этого вытекает проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте. Затрагиваемая проблема важна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.

Наша задача состоит в том, чтобы сделать процесс обучения занимательным и интересным.

Психологами Б.М. Тепловым, П.М. Якобсоном утверждается, что одним из условий воспитания эстетического отношения к музыке и умственного развития на музыкальных занятиях являются проблемные и поисковые ситуации, в которых дети могли бы активно приобрести музыкальный опыт, осваивать его творчески, самостоятельно. Применение поисковых творческих заданий, вариативность методов и приёмов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности детей повышает интерес к музыке, к её миру чувств, фантазий и побуждает детей играть, импровизировать и находить интересные решения.

В целом на музыкальном занятии применяется целый комплекс методов, которые усложняются в зависимости от поставленных задач и возрастных возможностей детей. Если вначале чаще применяются приёмы, предусматривающие действия по показу, то постепенно детей подводят к самостоятельным, творческим действиям, но как сделать так, чтобы детям было всегда интересно?

Целостный подход к музыкальному воспитанию предполагает развитие специальных музыкальных способностей:

– мелодический, звуковысотный слух,

– ритмический слух,

– чувство лада,

– выразительные интонации в пении,

– мимику и движения в инсценировании,

– освоение ритмических и танцевальных движений,

– элементы творчества в исполнительской и продуктивной музыкальной деятельности,

– оценку качества исполнения собой и товарищем.

Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребёнка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. И чем интересней, наглядней и образней будут эти приёмы, тем успешнее обучение.

Попробуем убедиться в этом на примере пения.

Н.А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: ” Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений”.

Песенный репертуар включает в себя два аспекта:

– упражнения для развития певческого голоса и слуха;

– песни для различных видов музыкальной деятельности.

Целью певческих упражнений, т.е. распевания является развитие певческой техники и музыкального слуха.

“Каждое упражнение имеет свою ясную узкую задачу: развитие дикции, дыхания, диапазона, чистого интонирования, но решается на основе всего комплекса навыков. Эта работа обязательно должна быть системной и постоянной”,- этому учит нас Н.А. Ветлугина, об этом пишет в своих работах А.И. Катинене.

Эти утверждения абсолютно верны, но набор и репертуар этих упражнений относительно невелик, а наша творческая профессия стимулирует нас искать всё новые и новые формы обучения.

Толчком для поиска послужили слова Н.А. Ветлугиной:

“Применение зрительной наглядности, включающей и пространственные представления (выше – ниже, длиннее – короче), помогают сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности”.

Эти слова должны быть верны как для музыкально-дидактических игр, так и

для распевания, пения, слушания и движений.

“Образная игровая форма позволяет поддерживать у детей интерес к любому виду музыкальной деятельности, осуществлять её более успешно и свободно”,- отмечают Л.Н. Комисарова и Э.П. Костина.

Музыка может быть подобрана так интересно и образно, что объяснит всё сама, без скучных монологов-пояснений.

Ведь даже в усвоении музыкально-ритмических движений, развитии чувства ритма, музыка и наглядность в образной форме может оказать неоценимую услугу!

Помимо чувства ритма, в певческой деятельности отрабатывается тонкое восприятие образов, координация слухового и двигательного анализаторов, развивается выразительность движений при передаче музыкально-игрового образа.

“Детское исполнительство требует определённых тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности.
Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей”,- эти слова Н.А. Ветлугиной должны быть девизом и руководством к действию для всех, кто работает с детьми.

Какова же роль взрослого в детском творческом процессе?

А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагогов.

Если взрослый разовьёт в ребёнке навыки исполнительства и положительно оценит то, что ребёнок сочинил или придумал, такое вмешательство только поощряет к творчеству.

Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а взаимно обогащают друг друга. В творческих проявлениях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет то, что усвоил в процессе обучения.

“Пусть дети как можно больше и разнообразнее проявляют себя, пусть это будет синтез пения и танца, всё это есть самовыражение, саморазвитие и только в гармонии искусств возможен рост души, надо только умно и тонко помочь понять, рассудить и воплотить задуманную фантазию ребёнка, а он пусть сам реализует её по своему убеждению”,- пишет Д.Б. Кабалевский.

О.П. Радынова в своих научных рассуждениях убеждает нас, что занимательное обучение, в свою очередь, обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

“Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом”,- пишет О.П. Радынова.

Так, пение может перейти в инсценирование; оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, распевка может стать зачином для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или песенное творчество!

Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии.

В музыкальном воспитании не должно быть пробелов, но каждый раздел должен быть интересен и захватывающ для ребёнка, тогда его познавательный интерес и творческие проявления будут расти с каждым новым музыкальным занятием, которое останется для многих детей самым любимым, потому что на нём можно быть: и певцами, и танцорами, и актёрами, и музыкантами, и композиторами – да всеми сразу!

Стоит помнить, что цветок растёт, пока мы поим и холим его, говорим с ним, вкладываем свою душу, стоит же нам отнестись к нему механически, без эмоций, и, (почему-то), цветок теряет свою живость, как будто чувствует, что вы потеряли к нему интерес…

Также и в работе с детьми. Пока мы горим сами, пока детям с нами интересно – результат возникает как по волшебству. Но если мы остываем к работе и не создаём атмосферу сказки и фантазии, не поддерживаем желания у детей познать новое и реализовать себя…

“Скука и паутина опутают эту страну” – так говорится в одной сказке.

Серой краской радугу не нарисуешь…

Как говорил Маленький Принц: “За розой надо ухаживать и поливать её каждый день, иначе она просто завянет…”

Обучая малышей пению, нужно учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, использовать такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствуют развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаем индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, А. Евтодьева, А. Битус.

Вначале работы над напевностью звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом, и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят. Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой: «Резиночка», «Воздушный шарик», «Насос», «Кошка» и другие.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии используется разминка – артикуляционная гимнастика по методике Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки);
  • массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. проводятся в игровой форме.

Интонационно–фонетические упражнения, помогают преодолеть дефекты речи, выравнивание гласных и согласных звуков. В этом нам помогают упражнения из ряда гласных с целью их выравнивания, один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос.

Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен).

В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ”Проверка” осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Так как сюда входит показатель музыкального слуха, чтобы проверить способность детей различать звуки в пределах терции, используется игра “Бубенчики”, а игра “Лесенка” – для определения направления мелодии.

Так же в развитие чувства ритма используются фольклорные попевки. При исполнении песни простукивается ритмический рисунок знакомой песни. Например: “Андрей – воробей”, «Василек, василек», «Скок, скок, поскок» и другие.

Своеобразие педагогического опыта состоит в системе специально организованных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но и всесторонне развивающих личность дошкольника.

Новизна опыта состоит в принципиально новом комплексном подходе к проведению музыкальных занятий, заключающемся в формировании помимо музыкальных способностей (развитие чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку и т.д.), раскрытие творческой индивидуальности ребенка и предоставление ему возможности развития творческого потенциала в музыкальной деятельности, а также личностного развития посредством различных видов деятельности.

Целью музыкально-педагогической деятельности является научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т. е. наиболее ярко выразить свои чувства в песне.

Считается, что уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. Наличие музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развивать до высокой степени.

В процессе разучивания песни можно пользоваться следующими методическими приемами:

  1. Пение вслух и про себя (по куплетам).
  2. «Эхо» (тихо, громко).
  3. «Цепочка» (поочередное пение).
  4. Пение с закрытым ртом.
  5. Пение нараспев слогов.
  6. Поем первый слог («настройщик»).
  7. «М…» с переходом на «а…».
  8. Пение по сигналу (флажок, цветок).
  9. Пение по «секрету» (шепотом).
  10. Пение, транспонируя мелодию («Лесенка»).
  11. Скороговорки.
  12. Пение a-capella.
  13. Сольное и ансамблевое пение.

К голосовым связкам детей нужно относиться бережно, не допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением. Поэтому провожу соответствующую работу с воспитателями и родителями: объясняю им вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в холодную, сырую погоду. Крик и шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Большое внимание уделяю подготовке голосового аппарата. Голосовые связки требуют к себе бережного отношения. Охране детского голоса я уделяю в своей работе достаточное внимание: слежу за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением.

Пение постоянно сопровождает каждого ребенка по жизни, заполняя его досуг, оно помогает организовать трудовую деятельность и отдых.

Дети старшего дошкольного возраста имеют устойчивый интерес к песне, умеют эмоционально исполнять ее, правильно передают мелодию, поют индивидуально, подгруппами и коллективно, изъявляют желание участвовать в концертах, используют песню в самостоятельной деятельности. Многие мои воспитанники учатся в музыкальных школах, успешно обучаются в музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова, и даже в консерватории.

Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей и родителей – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста. За годы работы мною накоплен определенный опыт в области певческой деятельности с детьми и достигнуты определенные результаты. Дети с огромным желанием поют, проявляют огромный интерес к песням не только на занятиях, но и дома.

В будущем планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого своего воспитанника, используя наработанный опыт.

В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется его личность.

Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру песен, знакомство с различными направлениями, прослушивание всевозможной музыки развивает и внутренне обогащает, прививает умение через песню выражать самые различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.

Пение занимает особенно важное место. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроения, учатся слышать окружающий мир. Пение объединяет детей общим настроением.

Говоря о пении как виде музыкальной деятельности, надо отметить важность самого процесса развития голоса не только для эстетического воспитания ребенка, но и для формирования его как основного «инструмента» общения. Известно, что голос – это не только инструмент жизнедеятельности, не только замечательный музыкальный инструмент, но это еще и показатель психического и физического здоровья человека.

Песни – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубляет дыхание, укрепляет голосовой аппарат.

В процессе обучению пению мы ставим перед собой следующие цели:

  • формирование всесторонне гармоничной личности;
  • развитие у детей интереса к музыкальному искусству;
  • обучение ребенка навыкам выразительного исполнения песен.

В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи:

  • формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению;
  • развивать музыкальный слух, приучая различать высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, умение слышать себя во время пения;
  • развивать голос, формируя естественное звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон.

Обучение пению проводится по плану, на основе общепедагогических принципов.

На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное для музыкального работника – развить у ребёнка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, а это возможно только при условии систематических, а не от случая к случаю, занятий и использования конкретных, результативных методических приёмов.

С самого раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности.

Очень помогают в этом музыкально-дидактические игры по принципу «высоко – низко», «большой – маленький» (младший возраст), при этом необходимо, чтобы раздаточный материал существовал на каждого ребёнка, что обеспечивает одновременно и индивидуальный, и фронтальный опрос детей; выявляя детское непонимание в этом вопросе и возможность обучения на индивидуальных занятиях.

В старшем возрасте дети учатся слушать звуки и по вертикали и по горизонтали, то есть выкладывать на фланелеграфах одновременно ритмический рисунок в сочетании со звуковысотностью. Это далеко не просто, но очень интересно детям.

Игровой дидактический материал может быть весьма разнообразным: это большие и маленькие ёлочки, цветочки, звёздочки, мячики, фрукты, геометрические фигуры, игрушки и т.д., что только увеличивает детский, познавательный интерес к этому виду занятий.

Теоретическое и слуховое распознавание высоких, средних звуков очень важно закреплять на практике голосом, для этого и существует раздел «Распевание» музыкального занятия.

Как правило, детям и их наставникам очень нравится петь. А распеваться?

Ведя диалог с детьми, мы выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться?; сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо самолёт?; сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?

Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени – успеть бы остальное!

Всё это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или “поют” речитативом.

Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно – следственные связи.

Всё дело в том, что раздел “распевание”- это “белое пятно” в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Все мы выросли на “Музыкальном букваре” Н.А. Ветлугиной, и огромное ему спасибо за эти упражнения. Но время не стоит на месте, и наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению, расширению репертуара и в этом виде деятельности.

Ведь почему наши дети не любят раздел “распевание”? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. А как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т.е. смысл распевания, как такового, пропадает!

Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как “Птичка и птенчики”, “Качели”, “Бубенчики” и т д. Н.А. Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду!

Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным?

Может быть, вспомнить о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть, так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным? Нетрудно прийти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.

Вот почему и предлагается «ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ» Евтодьевой А.А.

Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Можно брать знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумывать для них несложный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком.

Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты. Поэтому проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

Такое игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
  2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
  3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
  4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей.

Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов. Так, распевка “Дюймовочка и жук” может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на танец, спев свои партии в разных регистрах. А распевки: “Лиса и воробей”, “Кот и мышка” и т.д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки “Грибы”, “На лесной поляне” логически и гармонично перетекут в музицирование и т.д.

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении.

Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок. Эти цветные картинки так и просятся в музыкальный уголок: Театрализованная деятельность + пение!

Нельзя забывать, что распевка не должна подбираться необдуманно, хаотично. Она должна предвосхищать решение поставленной задачи в последующей песне. Надо решить: какой проблемный момент необходимо сегодня отработать для пения – скачки или плавный подъём мелодии, распевка должна выполнять ту же функцию, иначе её использование бессмысленно. Таким образом, можно сделать вывод: если распевание будет результативным, то и пение будет плодотворным.

Игровое распевание развивает:

  • Чистое интонирование (за счет образности персонажей, пения по ролям)
  • Дикцию, артикуляцию, дыхание
  • Артистические способности (жесты, мимику, театральные этюды)

Распевка «Лиса и воробей»

Лиса: Тихо-тихо подкрадусь, до тебя я доберусь.

Воробей: Не поймаешь ты меня, вижу, рыжая, тебя!

Распевка «Кот и мышка»

Кот: Спускайся, не бойся, не трону тебя.

Мышка: Ах, серый, хитрец, не обманешь меня!

Распевка «Медвежонок и пчела»

Медвежонок: Рыбки скоро наловлю, медвежат я угощу.

Пчела: Жу-жу-жу-жу-жу, домой иди! Не поймаешь рыбку ты!

Теперь переходим к разделу «Пение», заранее обговорив с детьми, что и высокий, и средний голос из распевок мы теперь «переносим» в любую песенку, а низкий голос мы с собой в пение не берём, потому что его даже и не было в наших весёлых распевках.

Путём бесед с детьми, рассуждений, проб и ошибок, удачных и нелепых примеров, мы с детьми приходим к выводу, что песня будет исполнена прекрасно, только если выполнены три условия, где:

-чисто спетая мелодия обозначается ноткой

-хорошая дикция буквой «А»,

-выразительность исполнения «сердечком»

(Если хоть одно условие из этих составляющих не выполнено, значит, песня «заболела» и нужно её полечить. Разве можно обидеть Песню?)

Введение этой системы поощрительных значков может стать очень популярным среди детей, вызвать у них желание заслужить эти награды стимулировать их старание, ведь так непросто преуспеть и в чистоте пения, и в дикции, и в выразительности исполнения.

Значок “Знайки” (карточка, включающая в себя все три знака) – дети получают за качественное исполнение песни.

Итак, мелодия спета. Достаточно ли этого? Дети сами приходят к выводу, что песня – это не только мелодия, в ней ещё есть слова.

Какие же упражнения помогут нам отточить нашу дикцию?

Конечно же, это упражнения для губ и языка, скороговорки; именно они научат нас четко и ясно говорить, не проглатывая окончания слов. Каждая буквочка – это отдельно завёрнутая конфетка, бусинка на большом ожерелье – и вот они покатились…

Справился? Получи «Орден четкой дикции»: («А» или любая другая буква, ведь из букв состоят слова).

И в распевках и в песнях можно предложить детям самим определить – над чем предстоит более кропотливая работа в данном случае – над мелодией или дикцией? Дети слушают, рассуждают и мотивируют свой ответ.

Ну что же, с мелодией и словами мы справились. Готова ли песня? Конечно же, нет. Без выразительности песня скучна, неинтересна и безлика. Песня должна быть спета сердцем, согрета нашим отношением к ней. За особую выразительность в пении ребята получают «Орден чуткого и горячего сердца»

Со среднего возраста дети знают термины: «мимика», «жесты». Что же нам помогает быть выразительными? – Это особенно любимые детьми театральные этюды, в которых мимика, взгляд, жесты используются бесконечно многообразно.

И вот только тогда, когда все эти три правила соблюдены, песня станет песней, она порадует слух и взор и исполнителей, и слушателей.

Еще обязательно нужно объяснить детям, что мелодия, слова и образ в песне взаимосвязаны. Ребята приучаются разбирать любую песню ещё и с этой точки зрения.

Понимание этой зависимости очень помогает детям в песенном творчестве.

Как любое красивое творение имеет свою конструкцию, так и сочинение мелодий будет интересным и разнообразным, если подходить к этому осознанно: если эмоциональное восприятие помножить на вариантность исполнения, то мелодии от этого только выиграют! Даже совсем юный «композитор» должен знать те приёмы, которые расцветят его мелодии по-особому, сделают их непохожими на другие.

Работа музыканта в детском саду – это бесконечный калейдоскоп интересных мыслей и их воплощений.

Принцип игрового распевания предполагает постоянное накопление новых распевок, ведь детских сказок и занимательных сюжетов бесконечно много, а значит, эта копилка будет постоянно пополняться, надо только захотеть этого и не останавливаться на достигнутом, ведь «лучшее, конечно, впереди!»

А отработанное чистое интонирование в распевании, несомненно, даст свои плоды в пении интересных и красивых мелодий с широким диапазоном.

Осознанное и прочувствованное пение – вот то, чему нужно учить детей на музыкальных занятиях в детском саду. И если это обучение будет игровым, наглядным, то успех не замедлит проявить себя, и дети сами получат не только пользу, но и радость от этих занятий.

Секреты взаимного успеха

Люби своё дело и всегда будь в душе ребёнком.

Создай на занятии атмосферу доверия, сосредоточенности, заинтересованности и желания достичь успеха.

Сделай процесс обучения интересным, игровым, наглядным. Если детям скучно на занятии – успех обречён.

Найди такой игровой момент, такой образ, чтобы дети сразу, на этом же занятии исправили нечистое пение хотя бы на тон, исполнили неправильное движение хоть немного красивее. Не оставляй недоделанным начатое.

Не поощряй некачественное исполнение детьми песен, танцев, не занимайся попустительством: «научатся потом…» Потом – не бывает…

Не обучай механически, вслепую, дай возможность детям подойти к процессу обучения осознанно, давай им больше творческих задач, учи размышлять логически.

Не откладывай развитие вокальных, танцевальных и творческих умений детей на старший возраст, эти задачи должны решаться с младшей группы.

Дай ребёнку возможность поверить в то, что у него всё получится, развивай в нём самоуважение и самодостаточность.

Замечай и поощряй даже самый небольшой успех у робких детей.

Чаще занимайся индивидуально с проблемными детьми. Разговор глаза в глаза и атмосфера дружелюбия, доверия творят чудеса.

Не занижай, а завышай «планку» для себя и детей, чтобы была видна динамика развития музыкальных способностей ребёнка и не иссякал стимул для роста самообразования музыканта.

Нарабатывай и накапливай богатый, разнообразный репертуар, постоянно пополняй и обновляй его, тогда будет интересно и тебе, и детям.

Давайте будем придерживаться этих правил, и успех сам отыщет нас и наших детей, а увлечённость своей работой родит новые педагогические находки, которыми мы с удовольствием поделимся друг с другом!

Литература

  1. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
  2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22
  3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2
  4. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
  5. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.
  6. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.
  7. Орлова Т.М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
  8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
  9. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.
  10. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.
  11. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.
  12. А.А. Евтодьева «Учимся петь и танцевать играя» Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме. Калуга 2007 г.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика