logo

Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, через подвижные игры народов Якутии

Автор: Тихомирова Елена Тимофеевна,

воспитатель МКДОУ ЦРР д/с “Колокольчик”,

пос. Витим, Ленский р-н РС(Я)

 

Проект“Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего возраста, через подвижные игры народов Якутии”

Тип проекта: ролево-игровой
Вид проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы
Сроки реализации проекта:
I этап (подготовительный) 01.01.2017 – 01.02.2017
II этап (основной) 01.02.2017 – 01.03.2017
IIIэтап (заключительный) 01.03.2017 – 01.04.2017
Формы работы: Игровая, познавательная,
продуктивная, работа с родителями

 

Актуальность:

В дошкольном возрасте закладываются основы личности.
Особенно актуальным и эффективным методом в нравственно-
патриотическом воспитании детей для периода дошкольного детства
является игра. Патриотическое воспитание через игровую
деятельность является самым результативным и естественным.
Приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой
они проживают, соприкосновение с народным искусством,
традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают
ребенка, содействуют формированию региональной и этнокультурной
идентичности. Обучая детей народным подвижным играм северян,
мы тем самым помогаем сохранить знания об их жизни, труде, быте,
сохранить уникальность народа, а также обогатить физические
навыки детей.

Цель:
Формирование нравственно-патриотических качеств, национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр народов Якутии.

Задачи:

● Приобщение детей и родителей к национальной культуре, духовному
богатству народов Севера

● Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-
коммуникативной, творчески-активной личности, знающей и любящей
свой край.

● Развитие навыков совместной деятельности, умения
сотрудничать со сверстниками, навыков толерантного
поведения

● Укрепление здоровья и физического развития, двигательных способностей,
силы, выносливости, координации движений.

● Обогащение развивающей предметно – пространственной
среды по обозначенному направлению.

 

Условия реализации:

Данный проект состоит из трех этапов:
1.Подготовительный этап.
Изучение методической литературы по данному вопросу. Выявление уровня
знаний у детей по данному вопросу. Составление картотеки игр народов
Якутии.

 

Практическая значимость:
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение
национальной культуры своего и других народов выступает как одно из
условий успешной адаптации личности в современном поликультурном
обществе.
Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и
самоценности дошкольного детства (ФГОС) сегодня как никогда
перекликается с задачами по патриотическому воспитанию, способствует
самоидентификации себя, как части нации.
Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей
дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре
является народная игра.
Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от
одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей
действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а
также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Игры
детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку
они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его
нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают
все области народного творчества.

Новизна:

Педагогические технологии и подходы в воспитательном процессе:
● проблемное обучение;
● игровые технологии;
● диалог культур;
● информационно-коммуникативные технологии;
● групповые технологии;
● деятельностный подход;
● личностно-ориентированный подход.

Организационные формы:
● учебная исследовательская деятельность;
● изготовление атрибутов;
● работа в системе погружения;
● информационная ;
● коммуникативная ;
● самоорганизация;
● самообразование.

Подвижные игры народов Якутии помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решить задачи в разных областях

Познавательное развитие.
Развивать мышление, активизировать умственную деятельность; обучить умению конструировать игры на традиционной народной основе.

Социально-коммуникативное развитие. Формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями.

Художественно-эстетическое развитие. Знакомить с различными видами фольклора – приговорками, закличками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др.

Развитие речи. Развивать навыки свободного общения со сверстниками, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех.

Физическое развитие. Развивать двигательную активность и физические качества . Формировать здоровый образ жизни.

Специфика обучения детей народным играм:

  1. Постановка цели перед каждой игрой.
  2. Подбор игр и соответствие их развитию ребенка.
  3. Обязательность выполнения правил и введение детского самоуправления.
  4. Постепенное усложнение игр.
  5. Планомерная работа по развитию детского творчества (развитие подражательности; художественное слово; образный рассказ)
  6. Метод творческих заданий.
  7. Творческие вопросы.
  8. Музыкальное сопровождение.
  9. Использование атрибутики.
  10. Придумывание игр с помощью комбинирования движений.
  11. Составление вариантов игр.

2. Основной этап.

Знакомство с традициями и бытом народов Якутии; с подвижными играми народов Севера. Заучивание потешек, стишков и песен для подвижных игр. Разучивание подвижных игр.

Национальные игры народов Севера: 
Игры развивающие двигательные умения и навыки:

Игры для освоения навыков метания:
«Стрельба в цель с кружением»(Салгыдый),

«Отбивка оленей»,

«Ловкий оленевод»,

«Охота на волка».

Игры для освоения навыков бега:

«Ловля оленей»,

«Вестовые»,

«Здравствуй, догони»,

«Важенка и оленята»,

«Волк и олени»

Игры для освоения навыков прыжков:
«Нарты – сани»,

«тройной прыжок»,

«Охота на куропаток».

Игры для освоения навыков владения мячом:
«Охота на волка»,

«Игра в мяч»,

«Охотники и зайцы»

Игры, развивающие двигательные умения и навыки:

Игры на развитие координационных способностей и ловкости:
«Успей поймать»,

«Жеребенок»,

«Соколинный бой» (Мохсоцол охсупуута)

Игры на развитие силовых способностей:
«Перетягивание каната»,
«Борьба на палке»,
«Перетягивание на палках» (Мас тардыпыыта)

Семья – часть малой родины. 

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями,
используя разные формы работы:
родительские собрания; совместные праздники, досуги, развлечения;
участие родителей в семейных конкурсах, выставках;
организация совместной трудовой деятельности (изготовление поделок,
коллективных работ); наглядное оформление стендов, уголков,
фотовыставки; консультации; индивидуальные беседы и др.

 

3. Заключительный этап.

Проведение итогового мероприятия. Изготовление поделок детей совместно с родителями.

Для нашего многонационального государства и общества важно, чтобы юные граждане России выросли уважающими
культуру своего народа и любящими родной край.

Заключение:
Подвижные игры народов Якутии, позволят нам решить задачу
нравственно-патриотического воспитания и всестороннего развития
ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности
воспитанников может быть реальным и действенным путем
возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и
культуру своего народа. Возрождение народных традиций в подвижных
играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс
вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на
воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.

Литература:
1. Дзингалевская Т.М. «Литература коренных народов Севера»; Якутск,
2014
2. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»; М.
«Просвещение», 1989
3. Пестерев В.И., Илларионова М.К. «По родному краю»; Якутск, 2014
4. Семенова С.С., Ефимова Д.Г., Андросова Ю.В. «Учет региональных и
этнокультурных особенностей в основных образовательных
программах дошкольных образовательных организаций РС(Я)». –
Якутск, 2015

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика